fantlab ru

Джеймс Блэйлок «Бумажный Грааль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Бумажный Грааль

The Paper Grail

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Алхимики-любители и музей модерновых мистерий...

Старинный японский рисунок, который, похоже, то ли не совсем рисунок, то ли совсем и не рисунок...

Покойник, который, похоже, жив и здоров...

Тайна, за которой охотятся очень странные люди...

Калифорния Джеймса Блэйлока.

Зазеркалье, в котором вещи — далеко не то, чем кажутся!

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— условный цикл «Христианская трилогия»


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1992 // Роман

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1993 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых

Похожие произведения:

 

 


Бумажный Грааль
2005 г.
Бумажный грааль. Все колокола земли
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Paper Grail
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если холодный северо-западный ветер закончит гонять палую листву и постучится в окно, если из темноты ухмыльнётся светильник Тыквы-Джека, знайте — наступила пора осеннего чтения... И вот незадача! — не без удачных мест, но в целом «Бумажный Грааль» оказался пустышкой, не дотягивая даже до уровня простого развлечения, увязнув меж Сциллой приключений и Харибдой интеллектуальной прозы. Читателям одной целевой группы малоинтересны та суета и криминал, что разворачиваются вокруг квеста, а читателям другой — и дела нет до братства прерафаэлитов и скучных материй, а та малая толика абсурдности, что возникает в ходе поисков Грааля, и вовсе приводит в ступор оплывшие серые клеточки, заставляя их кипеть от негодования. Лишь в середине третьей сотни страниц начинает проглядывать нечто, что возможно неплохо смотрелось бы в виде новеллы, хотя опять же, не для массового читателя — но несколько страниц на роман — не слишком ли малый КПД?

Написано в целом недурно, переведено без особых изысков, однако развитие событий и мотивы представляется не слишком жизненными и логичными, а само повествование — скучноватым и бессодержательным, чтобы оправдать время, потраченное на прочтение.

Вся королевская конница, вся королевская рать

не могут Грааль,

не могут Священный,

не могут Священный Грааль опознать...

Фантастичность «Бумажного Грааля» весьма условная, скорее, это нереалистическая проза с элементами фэнтези, мистики и магреализма — фантазия лишь слегка задевает своими крылами читательское воображение, пытаясь нагнать тоску и меланхоличное осеннее настроение — Хэллоуин, тыквы, ватага загулявших привидений в Студебекере — но и только: градус Хэллоуина практически нулевой, слабее чем у Р. Брэдбери, без мрака и нагнетания напряжённости, без той лёгкости, иронии и простоты, что мы обычно ищем в фэнтези или развлекательной беллетристике.

Перевод бледноватый, но бывает и хуже. Смущают правда особенности столичного употребления некоторых слов: так, под словом «сушка» представляются скорее кральки, а не сушилка для просушивания белья, пару «старых обезьяньих рук» стоило бы наверное заменить на «лапки» (возможно здесь даже имеется намёк на известный рассказ Джекобса?) — но это дело вкуса, не будем придираться к мелочам.

Книга напоминает Ньюфордский цикл Ч. де Линта, запущенный на пониженных оборотах,

(...кажется, у нас технические проблемы! -уползают наверх какие-то малопонятные слова, слышатся звуки волынки, лопнувших пузырей и закадровое гудение гнусавых монти-питоновских голосов -spam-spam-spaaaaaam!!!)

но проигрывает по всем статьям не только Ньюфорду или его кинематографическому собрату — «Королю-рыбаку» с Р. Уильямсом -, но и «Граальщикам» Т. Холта, которых по всей видимости и стоит предпочесть.

(spam-spam-spaaaaaam!!!... в рекламу фарша вкрапляются растерянные и озирающиеся по сторонам теги: прерафаэлиты, У. Моррис, Дж. Рёскин, меланхоличное осеннее настроение, наив, тоска, деревенская идиллия, поиски Святого Грааля, английский нонсенс и американская глубинка, а также чудики, оригиналы и фрики, музей паранормального ...и не говорите потом, что вас не предупреждали)

Оценка: 3
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блэйлок, чем-то, похож на своих во многом маргинальных персонажей. И это его плюс. Написать такую книгу мог только человек, который хочет публиковать не мейнстрим, так как действительно читать книгу можно только обладая желанием и немного нестандартным мировоззрением. Наверное, нужно быть реалистом, но немного бояться ночных зеркал... Чуть-чуть вздрагивать при виде необычно свёрнутой в кафе салфетки... Подолгу рассматривать абстрактный рисунок отваливающейся от стены краски...

Плюс к этому, в серии Альтернатива, наверное, трудно найти ещё одного столь интеллектуального автора и столь атмосферный роман, который невозможно наградить словом злой, пошлый, весёлый, грустный... У книги нет настроения, потому что оно тонет в её глубине. Скажем так, Грааль — это грань, переступая через которую внимательный и благодарный читатель видит другой мир. Я всегда читаю те книги, в которых что-то говорится о творческом потенциале, о творении чего-то: от оригами до новых миров. Так вот, здесь встретились оба акта: чрезвычайно малое и чрезвычайно огромное, и слились они воедино в самом граале. Бумажка, повелевающая стихией. Главное, поверить в то, что это возможно.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие происходит в нашей реальности, но эта реальность, как всегда у Блэйлока, вывернута наизнанку. Монстры и привидения, ведьмы и оживающие покойники — все в ассортименте. Главные герои кажутся то сбежавшими из Бедлама опасными больными, то чудаковатыми праведниками, готовыми открыть по сходной цене все тайны мироздания. Блэйлок столь щедро наделяет их необычными хобби и удивительными чертами характера, что читателям остается только удивляться: неужели такое возможно в Калифорнии?

Да, возможно. В мире возможно все. В этой смеси несочетаемых ингредиентов и скрывается основная идея «городского фэнтези». Дело не в ландшафте, не в особенностях магии, не в выборе героев. Просто нужно показать, что волшебство позволяет испробовать любые варианты синтеза. Украденная книга может содержать ключ к магическому порталу, подставка для лампы превратится в драконий коготь, а злобная соседка — в ведьму, владеющую секретом вечной жизни. Фантазировать на эти темы можно сколько угодно, но сделать фантазию частью образа мира — способна только литература, выработавшая определенные эскапистские закономерности.

В «Бумажном Граале» Блэйлок превзошел себя. Он придумал гениальный заглавный образ, сочетание исторической ценности из нашего мира и мистического артефакта из мира легенд. Материал недолговечен, идея — неизменна. Грааль существует, но он сделан из бумаги. Рисунок прекрасен, но он — не только рисунок... Образ поворачивается лишь двумя гранями, но скорость, с которой две грани сменяют друг друга, создает у зрителя ощущение объема. Мы как будто заглянули в калейдоскоп — и увидели в нем настоящее небо и звезды, Чашу и Кровь... И все изменилось... Блэйлок добился своей цели.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ведь есть же «волшебное чтение». Когда при чтении так тепло и уютно. Когда не хочется каких-то глубоких идей, но хочется приятных смыслов.

И такие книги встречаются, редко, но встречаются. Их могут написать Стругацкие, Гейман, Сюзанна Кларк, Пауэрс. Это из вспоминаемых налету, но знаю что авторов немного.

И вот Блейлок. Читал у него ранее Каменного великана, но там немного не то настроение — слишком фэнтезийно, наверное.

Но Бумажный грааль... Как приятно было читать, как жалко было прочитать.

Первая же глава показала какую именно книгу я держу в руках, предлагая неторопливое чтение. Рассуждения ГГ, первые же встреченные главным героем: пеликан, продавец в магазине, хранитель грааля и другие участники действа, если не чудаки, то это любо люди с очень малым участием в представлении либо это старая, но не забытая любовь.

Перевернул последнюю страницу, и ... нет я как мог тянул этот момент, но всё же закрыл книгу, а тепло осталось, и образы персонажей стоят (или лучше висят) перед глазами.

Волшебная книга.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже не ранний, в отличии от «Эльфийской трилогии», а классический и зрелый Блэйлок, ожиданием которого нас когда-то мучили года так два.

Когда ждешь так долго — в своем желании можно запросто перегореть... Но вроде ничего, вытерпели :smile:

Те кто читали трилогию о приключениях Джонатана Бинга, узнают знакомую повествовательную интонацию буквально с первых страниц. Опять же книжку населяют чудаки, эксцентрики и простофили (они похоже прописались во всех произведениях автора :biggrin:), плюс, не совсем калифорнийская, а скорее все та же английская уютность (кофе, пончики, ежевика, огородничество, туман... :sla:)

Все постоянно вязнет (но не пробуксовывает!) в какой-то созерцательности, в мелочах и деталях, отвлеченностях, пейзажно-погодных описаниях, перечислении яств... Иначе говоря — в «волшебстве будней» (оно же — «повседневный сюрреализм» по словам Дж.Морроу). Но в нужный момент появляется и драйв, и не просто появляется, а достигает масштабов почти голливудского экшена (но, что главное, не оглупляясь при этом!)

Как и с той трилогией опасаюсь, что и этот Блэйлок понравится не всем, но уже по иным причинам наверное. Детскости тут уже нет, так что все равно советую — пробуйте! Оставляющая после себя впечатление некоторого насыщенного сумбура, одновременно и плотная, и немного воздушно-эфемерная история. Но вот боюсь некоторые снова скажут — ниочемность мол, радичегошность... :sad:

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По прочтении возникло два вопроса: почему эту книгу напечатали в серии “Альтернатива. Фантастика” и кому из издателей пришло в голову понапридумывать восторженные аннотации от Филиппа Дика и Руди Рюкера. Написано – отлично, язык красивый и витиеватый, перевод – тоже очень хороший. А сюжет – на 415 страниц растянут сюжетец рассказа страничек на 30-40, не более. В романе есть летающая тарелка на пружинном заводе (появляется один раз в подвале), рисунок, управляющий погодой (появляется в самом конце, вызывает шторм), и машина для вызывания духа умершего проповедника (появляется в самом конце, вызывает дух). Всё это – от силы 3% книги. Остальное – невразумительные диалоги, надуманные приключения, толпа сумасшедших идиотов, гоняющихся один за другим. Никто не погибает, все плохие оказываются хорошими, а хорошие – отличными. В общем, сказка для фиг знает кого.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бумажный Грааль» повествует о музейном работнике Говарде Бартоне, который отправился в путешествие за древним японским рисунком, принадлежащим другу его дядюшки Роя – Майклу Грэхэму. Заодно он собирается повидаться с дядюшкой, а также со своей кузиной Сильвией. Но все оказывается далеко не так просто: проблемы и у родственников, и у Грэхэма, домом которого завладел таинственный незнакомец Джиммерс.

После «Эльфийской трилогии» место действия романа может и удивить: планета Земля, США, Калифорния. Фантастические элементы тоже почти не выражены. Казалось бы, мейнстрим, но с одним существенным «но»: сюрреалистический акцент. Блэйлок выстроил необыкновенную атмосферу, потусторонне-чудаковатую. Это как отражение в глади озера: вроде то же самое, но вдруг набежит какая-то рябь, и всё смещается, изменяется…

Может показаться, что я описал какой-то мистический триллер вроде «Американских богов». Но нет, знакомый юмор Блэйлока полностью пропитывает повествование, и относится к происходящему слишком серьезно не следует. Конфликт в сюжете, конечно, есть, но и он носит иронический оттенок.

Что касается персонажей, то здесь выделяется классический сумасброд автора – дядюшка Рой, продолжающий славные традиции Теофила Эскаргота. Немало приятных минут доставят и выходки загадочного Джиммерса. Главный герой же на их фоне смотрится несколько бледно, он скорее «глаза читателя».

Со смысловым наполнением все в порядке, оно, может быть, даже серьезнее, чем обычно у Блэйлока. Основной вопрос «Бумажного Грааля» — это проблема столкновения цивилизации и маленького мирка не желающих вливаться в общую массу людей. Также присутствует нетипичная для автора лав-стори – Говард пытается разобраться в своих чувствах ко вроде бы кузине Сильвии.

Один из эпиграфов к роману – «лимерик» Эдварда Лира про яйцеголового господина. И в самом повествовании содержится немало отсылок к старой доброй английской поэтической чепухе, а в первую очередь – к Шалтаю-Болтаю, странным образом кочующему по тексту книги.

В целом «Грааль» — на любителя, но, с учетом мастерства и стиля (фирменные сочные описания!) Блэйлока, строго рекомендуется всем поклонникам нестандарта.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения бумажного грааля» осталось некое сюрреалистическое чувство непознанного. Блэйлока можно назвать нудным с таким же успехом как и Нила Стивенсона.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился меньше, чем «Роющий левиафан», но Блейлок всё равно уникум, поэтому 10.

Добрая, тёплая книга. Даже злодеи не погибают.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма талантливый роман Дж. Блэйлока, наполненный ирреальными сновидениями главного героя и весьма колоритными, загадочными персонажами... Впечатление от книги оказалось смазанным, «благодаря» трудам переводчика А. Комаринец, по своему разумению заново транскрибировавшей устоявшиеся в русской языковой традиции иностранные фамилии...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрый «деревенский» роман. Рекомендуется поклонникам Саймака — на уровне его средних вещей и по стилистике, и по философии.

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал было впечатление, будто книга детская. Кроме того скучно и затянуто. Не рекомендую.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх