Джо Хилл «Завтрак у вдовы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Киллиан стал бродягой не от хорошей жизни, и много чего навидался во время своих невеселых странствий: грубости, жестокости, злобы. Но все-таки у каждого есть в памяти и светлые эпизоды. Для Киллиана им стал завтрак у вдовы.
Входит в:
— сборник «Призраки двадцатого века», 2005 г.
- /языки:
- русский (5), английский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Гирин (1), Е. Копосова (3), А. Панасюк (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 7 ноября 2022 г.
֍ ПРЕДЧУВСТВИЕ, или ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОСТОРОЖНОСТИ ֍֍֍
ЦТТАТЫ:
«Она попросила его больше никогда не прыгать с поездов, только когда те остановятся или совсем уж медленно двигаются; не то в следующий раз он не отделается подвернутой лодыжкой.»
(Джо Хилл. «Завтрак у вдовы». 2002)
«Самое плохое обычно случается с лучшими из людей. С самыми добрыми.
И чаще всего без причины.»
(Джо Хилл. «Завтрак у вдовы». 2002)
Чтобы распознать доброго и совестливого человека, вовсе не обязательно обладать какими-то экстрасенсорными способностями. Очень часто доброту можно почувствовать сердцем. Для этого достаточно совсем немного общения.
Рассказ Джо Хилла «Завтрак у вдовы» (2002) о человечности: качествах, присущих людям, и отражающих светлую сторону нашего эго. Правда, жестокости и бесчеловечности здесь тоже хватает.
Лето 1935 года. В это время происходят события небольшого рассказа Д. Хилла. Почему автор выбрал это время? – Тридцатые годы называют периодом Великой депрессии в США и ряде других стран.
Правление Рузвельта. Не просто так выбран этот год. Хилл хочет что-то сказать своим читателям. А чтобы его понять, необходимо обратиться к истории США.
Период 1935-1939 года – период реформ, направленных на поддержание наиболее социально незащищённых (как говорят у нас), бедных слоёв населения. Он получил название второй «новый курс». Демократы ратовали за социальную справедливость. Их новые законы должны были защитить бедные слои населения и взять под контроль иные слои.
С 1935-го правительство США приобрело решающую роль в управлении социальной жизнью американцев. От правительства стало зависеть практически всё: работа, жильё, транспорт, уход на пенсию … Централизовано почти всё. Полную централизацию Рузвельту осуществить не удалось: медицина и безработица в части страхования остались вне юрисдикции правительства.
Вот как-то так. В этой связи, думается, у рассказа есть второе дно.
Помимо человеческих персонажей здесь имеется персонаж технический: поезд. А поезд, как известно ещё с времён «Тёмной Башни» отца Джо Хилла – Стивена Кинга, – это образ (символ) течения жизни. Злобный и коварный был поезд у Кинга: говорящий паровозик «Чу-Чу». У Джо поезд вполне реальный – товарняк, напоминающий наши составы времён Гражданской войны. С их помощью ещё передвигались беспризорные и бродяги всякие.
Вот и у Хилла тоже самое. Всё происходящее очень напоминает разруху и неприкаянность в стране – Америке.
Хороший такой бродяга – Киллиан. Честный и порядочный. Но бедный и неприкаянный: мотается на товарняках по стране в поисках какой-то приемлемой жизни. А работы нигде нет. И охранники на станциях гоняют таких бродяг. Люто гоняют. Порой забивают до смерти.
Вот и умер его друг по несчастью – Гейдж. А Киллиан даже похоронить его по-человечески не смог: нечем могилку вырыть. И молитв не знает, чтобы за упокой души помолиться. Но ни одеяло с бедного друга не снял, ни на ботинки его целые не позарился, хотя сам – почти босый. Совестливый.
Так о чём же рассказ? Да всё о ней же – совести. А ещё о том, что совестливых и добрых за версту видать. Ну, за милю, если по-ихнему.
Не получаются у Джо Хилла рассказы злобными. Не кровожадный он писатель.
Есть ли в рассказе мистика? Да, пожалуй, что и есть. Если интуитивно один в другом чует доброту и родственную душу и желает помочь, когда сам обездолен, и дети играют в странные игры – в покойников и погребение. Разве это не промысел Божий, или Ангельское научение? Отдать последнее и постараться уберечь неосторожного путника?..
А слова на дорожку разумных таких девчонок – прямо в яблочко. Прямо сногсшибательная фраза! Не буду её приводить. Может быть, вы сами прочтёте рассказ? И не скажете потом, что ничего не понятно.
А я напоследок вот что скажу. Мы все каждый Божий день «одеты для этой роли».
Берегите себя! Будьте внимательны и осторожны. И уж тем более, не прыгайте с поезда на ходу: дождитесь его полной остановки, или, хотя бы, когда он замедлит ход.
Отличный рассказ. Высший балл.
P.S.
Этот рассказ входит в сборник «Призраки двадцатого века».
majj-s, 30 июня 2022 г.
«Завтрак у вдовы»
«О мышах и людях» от Джо Хилла, спокойнее, добрее и нежнее, чем у Стейнбека. Время действия — Великая депрессия, место — где-то в Америке. Бродяга похоронил друга, одинок, неприкаян, голоден. На табличке. указывающей в сторону фермы, видит крест, что на языке бродяг означает «здесь могут покормить». Стучится, просит еды, женщина кормит завтраком и отдает ему мужнюю одежду, ему ни к чему. Уходя, он видит дочерей человека, в чью одежду облачен, они играют в похороны. Горе становится для кого-то обыденностью, а для кого-то поводом порадоваться. Так все переплавляется в жизни.
tinker89x, 29 июля 2016 г.
Грустный рассказ об одиночестве
Пример идеальной концовки маленькой истории, когда несколько предложений в конце переворачивают предыдущее повествование с ног на голову. Причем финал рассказа не дает ответов, а задает только новые вопросы
kkk72, 10 мая 2009 г.
Эта история едва ли имеет отношение к мистике и хоррору. Перед нами — самый что ни на есть реалистичный рассказ, напомнивший мне скорее Джека Лондона или Стейнбека. Безрадостная жизнь бродяги с его опасениями и вечными бедами и неприятностями описана очень убедительно, а дружба двух бродяг показалась очень крепкой. Отлично описано пребывание бродяги в доме вдовы. Вот уж действительно, только тот, кто сам потерял многое, может поделиться последним с еще более бедным человеком. Но Джо Хилл не был бы собой, если бы в конце рассказа не ввернул туманный намек в эту благостную картину.
pitiriman, 28 апреля 2010 г.
Один из лучших рассказов сборника. От него веет холодом одиночества... Внутренне сопереживаешь главному герою. Он стал еще более одиноким, придя в дом вдовы. Как будто наложились две беды и стало еще тоскливее. Читая рассказ, кажется, что стоишь на сквозняке...
redmarie, 10 сентября 2012 г.
Историю, рассказанную Джо Хиллом, объединяет чувство одинокости. Возникает жалость к бродяге, потерявшему друга и скитающемуся в одиночку. Вспыхивает благодарность к женщине, оставшейся одной, без мужа, с тремя дочерьми, но сумевшей уделить толику тепла заблудшему оборванцу. Появляется сочувствие к трем девочкам, потерявшим отца, предоставленным самим себе, своему горю и утоляющим свою боль в жутковатом подобии детской игры.
Рассказ тёмен, этот беспросвет подавляет. Финальный эпизод неожиданный, но вполне закономерный. Еще один плюс в копилку автора (первый за потрясающее умение выписывать характеры), за талантливое создание соответствующей атмосферы повествования.
drogozin, 8 января 2010 г.
Не могу точно сформулировать, чем же мне понравился этот рассказ. Казалось бы всего лишь описывается трудная и беспросветная жизнь бездомного бедолаги, к которому один единственный раз отнеслись по-человечески. Но что-то есть ещё. Может быть концовка, где одним единственным лёгким намёком рассказу придаётся дополнительная тревожная глубина.
CONSUL, 27 января 2010 г.
О, этот рассказ меня очень порадовал. Люблю такую обстановку. С одной стороны рассказ полностью реалистичен: страдания бродяги в его скитаниях, страхе и холоде, неожиданная доброта бедной вдовы, которая позволяет почувствовать некое призрачное тепло. Однако всю глубину рассказу придает лишь последняя строчка, которая не просто завершает повествование, а буквально обрывает его, заставляя читателя на месте того самого тепла ощутить лишь пустоту.
Pupsjara, 20 августа 2008 г.
Бродяги-это такие люди, у которых очень сильно развито чувство самосохранения, уж слишком много людей находятся, которые норовят унизить или избить. Вот и в этом рассказе, несмотря на доброту вдовы, бродяга понял, что долго он здесь оставаться не может, не то детишки могут и на его могиле поиграть. Добротный реалистичный рассказ, но ни к ужасам, ни к мистике он не имеет никакого отношения.
Din Tomas, 6 сентября 2007 г.
Очень трогательный и добрый рассказ. С одной стороны, фантастического в нем нет, но если подумать, то ведь и в обыденной жизни можно найти чудесные эпизоды. Это – один из них. Казалось бы, банально – бедная вдова помогает бродяге, но Хилл находит такие краски, что сердце невольно размягчается.