fantlab ru

Майк Резник «The Dead Enders»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.50
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Цикл о приключениях спецагента военной разведки Натана Преториуса и сколоченного им разношерстного отряда Тупиконечников (The Dead Enders). Шеф Преториуса Уилбур Купер сочувствует подчиненному, фрагменты тела которого на трех последних заданиях разнесло по разным концам Галактики, а коллекцию внутренних органов пришлось отращивать заново, но обещает, что следующая миссия приведет войну Человека с Транскейской Коалицией к устойчивому миру и станет для Преториуса последней перед заслуженным отдыхом. Ну, на крайняк, следующая после нее. Или та, в ходе которой придется устранять просчеты предыдущей, априори невыполнимой!

Действие происходит в 4026-4028 годах галактической эры, в период Демократии.


Содержание цикла:


5.00 (4)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-

Входит в:

— цикл «Рождённый править»  >  Демократия


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


Издания на иностранных языках:

The Fortress in Orion
2014 г.
(английский)
The Castle in Cassiopeia
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием фрагментов заметок для Medium (https://bit.ly/3GLIRTN + https://bit.ly/3Last1e + https://bit.ly/3IAcuaP).

Цикл Майка Резника «Рожденный править» — одна из самых масштабных космоопер в современной НФ, но она словно перенесена в наши дни из Золотого века пальпа, ну или на крайний случай “свингующих шестидесятых”. Космический фронтир Резника подобен не океану даже, а бескрайнему плоскомирью Среднего Запада США, утыканному редкими городками да бензозаправками.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На восьмой день стало понятно, что топлива на остаток пути до системы Делуроса не хватит, и они свернули к орбитальному ангару и заправочной станции у Престона IV.

— Престон? — повторила Змейка.— А разве это не человеческая фамилия?

— Да, — ответил Преториус.

— Так что ж она тут делает, на Ничейной-то Полосе?

— Престон, вероятно, не подозревал, что мы не будем расширяться вечно, когда дал этому миру такое название.

Началось-то всё еще в 1970-х. Майк с Кэрол [жена Резника] смотрели в кинотеатре фильм поистине жутчайшего качества, и в какой-то момент Резник пробормотал:

— Какого чёрта я трачу на это свое время вместо того, чтобы заняться чем-нибудь реально интересным, например, историей человеческой расы от наших дней до вымирания?

А жена ответила:

— А почему бы и нет?

Чета Резников немедленно встала и вышла с сеанса; тем вечером Майк набросал синопсис романа «Рождённый править: Книга о Человеке», где, как и планировал, рассказал историю человечества от его корней через эру сверхсветовых полетов и до вымирания спустя восемнадцать тысячелетий от нашего времени. Резник разделил будущее на пять политических эр, Республику, Демократию, Олигархию, Монархию и Анархию, а переходящие между ними персонажи отсутствуют (что выгодно отделяет его от Херберта и Карда). Если, разумеется, не считать Человека с большой буквы Ч таким персонажем, а весь цикл — мегароманом его воспитания.

В лучших подциклах этой вселенной, вроде «Сантьяго», «Вдоводела» и «Кириньяги/Килиманджаро», очарование заразительного мифотворческого экстаза побуждает махнуть рукой на небрежную отделку периферии повествования — как известно, зрительный аппарат человека столь несовершенен, что большую часть картины мира за пределами центрального желтого пятна сетчатки дорисовывает мозг. В послесловии к «The Fortress in Orion» Резник писал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Вообще мне кажется, что мифы, полные персонажей, которые больше, чем сама жизнь, и красочных сеттингов, лучше всего рассказывать именно в обстановке фронтира, где свидетелей остаётся немного — или власти прилагают значительные усилия, чтобы люди не пришли к однозначным выводам,— и информация неизбежно искажается в передаче... Мне это не только позволяет рассказывать героические (а временами антигероические) мифы, но и оставляет пространство для более реалистичных, действие которых происходит за тысячи световых лет оттуда, в Республике, Демократии или что бишь там в текущий момент модно».

Не так здесь, в откровенно коммерческой, проходной, но все же уверенно сопоставимой с верхними процентилями СИ (выйди она из-под клавиатуры какого-нибудь рунетовского мэтра, наверняка получила бы полное лукошко жанровых наград в России) трилогии, которая для Резника стала последней. Трудно даже предположить, кто после кончины Резника возьмется писать в манере, настолько диссонирующей с современной реальностью англосферного фэндома— и возьмется ли вообще. В конце концов, Великое наступление феминисток и ЛГБТК на SFWA по-настоящему разогналось именно с атаки на злобствующих сексистов, Резника и Барри Молзберга.

Но Резник изначально выбрал нестандарный подход к миростройке «Рожденного править»: он начал с объединяющего и задающего сквозную хронологию произведения, а не менял правила игры на ходу (и не пытался, как было свойственно порой Куку или Бэнксу, расточительно умять материалы для объемистого цикла в одну книгу). В 2010-х же он этого сделать, наверное, уже физически не мог.

И этому обязаны его работы ностальгической ценностью, превосходящей изредка намерения автора: вот прибытие полковника Натана Преториуса на Делурос VIII, столичную планету Демократии, становится изящной вневременной виньеткой о миссии, столь же, на первый взгляд, невыполнимой, как и задача вычеркнуть двадцать девять варварских тысячелетий из истории человечества.

Я отмечу лишь, что со времен трех законов робототехники Азимова автоматизация труда сделала значительные успехи (с неоднозначными для цифровой экономики последствиями в виде диктатуры прекариата): Галактической Империи требовалось сорок миллиардов администраторов и еще невесть сколько одних курьеров, а Демократия Человека обходилась впятеро меньшим количеством.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Делурос VIII, столичный мир Человека, представлял собой, по существу, единый город, распространившийся на каждый дюйм суши и заползающий под большую часть океанского дна. Утверждалось, что он служит обителью примерно восьми миллиардам бюрократов, занятых администрированием тысячи с лишним планет Демократии и текущими хлопотами войны против Транскейской Коалиции.

Преториус припарковал корабль в орбитальном ангаре и взял челнок до поверхности. Хотя Делурос VIII слыл великолепным мирогородом, на Преториуса он всегда производил клаустрофобическое впечатление. На таможне, в обширном и переполненном зале, военная униформа и ранг помогли ему достичь специальной очереди; там у него проверили паспорт, отсканировали сетчатку, сличили отпечатки пальцев и ДНК с учётной записью в Центральном компьютере — и через каких-то двадцать минут пропустили.

Он направился на транспортную станцию, скормил компьютеру нужный адрес и мгновенно получил три маршрута на выбор: самый быстрый, наименее дорогой и самый красочный.

“Что может быть красочного в грёбаном туннеле?” подумалось ему. Он решил проверить.

Купив билет на аэросани, он спустился в аэролифте уровней на двенадцать, нашёл отмеченные его сияющим именем сани, сел, выждал, пока страховка облечёт его, а дверца сама закроется и захлопнется, потом откинулся в кресле и улыбнулся. Аэросани снялись с места так плавно, что Преториус бы даже не понял этого, окажись его глаза в тот момент закрыты, и полетели над полом широкого туннеля.

Внезапно аппарат начал торможение, и туннель посветлел, а потом металлические стены сменились стеклянными, подсветку ещё выкрутили, и по обе стороны начали медленно проплывать крупные рыбы: намного крупнее и красочней китов. Он зачарованно взирал на них, а когда стекло опять сменилось металлом, почувствовал досаду от завершения поездки.

— Можете выходить, полковник Преториус,— сказал механизм.

— Тут нет станции,— ответил Преториус.

— Просто выходите. Вас ожидают.

Его страховка исчезла, дверца дематериализовалась, и он вышел из аэросаней. Ему подумалось, что он стоит на полу туннеля, но это было не так: он оказался на узком круговом мостике, ведущем к аэролифту; он быстро взмыл на уровень земли и пошёл к тому, что показалось ему небольшим киоском, во всех отношениях идентичным десяткам иных киосков, раскиданных по улице и движущимся тротуарам.

Он задумался, как определить место перехода между лентами, но аэросани высадили его всего за пятьдесят ярдов от нужного адреса, а секция тротуарной ленты, на которую встал Преториус, остановилась перед входом. Он сошёл с ленты, вошёл в здание, поискал взглядом справочник жильцов, не нашёл и у ближайшего аэролифта просто сказал вслух, кого намерен посетить.

Его аккуратно вознесли примерно на сорок этажей на воздушной подушке, и он вышел к двери большого офиса.

— С кем вы желаете встретиться?— осведомился бестелый голос.

— С Цирцеей, — ответил он.

— Вам назначено?

— Нет.

— В таком случае, к сожалению…

— Впусти его,— перебил женский голос.

Очевидные аналогии с «Академией», порою текстуальные, провести вам, хотя перманентные шутливые пикировки команды Тупиконечников (и ее зачастую удивительная забывчивость при шаге в пропасть дыры в сюжетной броне, куда без труда пролетел бы мирокорабль Культуры или хайлайнер Космической Гильдии Дюниверсума) скорее напомнят о похождениях Стражей Галактики на службе у Дарта Мауса, а каборийский генерал Мичкаг ни разу за первую и третью книги не достигает высот стратегического таланта, анонсированных автором, и так же полагается на грубую силу, как азимовский Мул — на телепатическое подчинение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— В предположении, что ему это вообще удастся, а потом он захватит очередную территорию Галактики, как поступил здесь, — произнесла Ирландка, хмурясь,— чего он, собственно, хочет? В смысле, у него ж не было детства, не было ранней юности. Физически он, вероятно, на полпути от первого вздоха. Разве не желает он присесть, отдохнуть, перевести дыхание и насладиться тем, чего достиг?

— Захватническая политика и доставляет наслаждение типам вроде Мичкага,— ответил Преториус.— На Земле хватало таких императоров и диктаторов. Они заявляли самые разные цели — Китай, жизненное пространство, выход к океану и так далее, — но чего они действительно хотели, пускай и самим себе в том не признавались обычно, это место в истории: они желали остаться в учебниках как те, кто добился небывалых свершений. Вот почему, за немногими исключениями вроде Рима, основанные ими империи обычно не переживали основателей.

— Следующим шагом будет сказать: “Блин, да ведь империя Мичкага не переживёт его самого, а если и переживёт, то никогда, вероятно, не достигнет и половины нынешнего могущества. К чему вообще тревожиться?”, — произнёс Аполлон.

— Я и хотел бы возразить, что Демократии есть дело до судьбы всех порабощённых им миллиардов,— ответил Преториус. — Но полагаю, причина в том, что, не доставляй он нам прямых неудобств, мы бы позволили природе и истории идти своими курсами, а не теряли бы многие миллионы жизней и не несли бы значительный материальный урон на войне с ним.

— Ты знаешь,— сказала Ирландка,— это настолько возмутительное заявление, что, полагаю, оно полностью отвечает истине.

Лучшим для подцикла, вероятно, можно считать второй роман, где нам позволят отдохнуть от набившего оскомину Мичкага, а герои не только вынуждены пробираться в подземную тюрьму, сочетающую самые мрачные особенности Командной Системы мертвого мира из «Вспомни о Флебе» и нью-йоркского метро из «Пелхэм 1:23», но и терпят серьезные неудачи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этой же книге нескольким Тупиконечникам суждено погибнуть — именно так глупо, как часто и происходит это на войне даже с профессионалами высшего класса, а путешествие во времени на девяносто миллионов лет не поможет воскресить павших: оно лишь позволяет срезать маршрут при заказе билетов на местном скайсканнере. Ну и попутно гарантирует выживание всей человеческой цивилизации.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх