Кларк Эштон Смит «Свет из ниоткуда»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Художник Дориан Вирмот по ряду причин решил провести целый год в одиночестве в Сьеррах. На побережье крошечного сапфирового горного озера, в долине, скрытой величественными кедрами и гранитными утёсами, он построил грубую хижину и набил её запасами провизии, книгами и художественными принадлежностями. Это место давало ему отличную пищу для размышлений, которые он мог потом вплести в причудливый узор своих фантастических воображаемых эскизов.
Но Вирмот и не подозревал, что ему доведётся стать свидетелем удивительных событий, которые не только позволят получить опыт, которого не имел никто из землян, но и заставят лишиться некоей важной частицы самого себя...
Задуман осенью 1931 г. Завершён 31.10.1932 г.
Первая публикация — апрель 1933 г., «Wonder Stories» — под названием «Свет чужого мира» («The Light from Beyond»).
Первоначальные названия: «Гурий» («The Cairn») ?, «Секрет гурия» («The Secret of the Cairn»).
цитатаПо мнению редакторов «The Collected Fantasies of Clark Ashton Smith» рассказ отсылает отчасти к рассказу «Великое возвращение» («The Great Return») А. Мейчена и работам американского исследователя всевозможных аномалий Чарльза Форта (1874–1932).
© 2024, А.Б. Грызунова
цитатаГурий (он же тур, или каирн) — как правило, коническая груда камней, в древности служившая памятником, надгробием, для астрономических целей и т.д., но в общем случае по сей день использующаяся в качестве ориентира.
© 2024, А.Б. Грызунова.
Входит в:
— журнал «Wonder Stories, April 1933», 1933 г.
— сборник «Lost Worlds», 1944 г.
— сборник «Star Changes — The Science Fiction of Clark Ashton Smith», 2005 г.
— сборник «The Maze of the Enchanter: The Collected Fantasies of Clark Ashton Smith, Volume 4», 2009 г.
- /языки:
- русский (4), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Спринский (1), И. Тетерина (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 14 июля 2021 г.
Нравятся мне всё-таки произведения, которые повествуют о столкновении с чем-то неведомым, но при этом не пытаются напугать читателя. «Свет из Запределья» Кларка Эштона Смита — именно из таких. Сюжет достаточно прост и незамысловат: живущий в уединении художник Дориан Вирмот живёт в уединении в горах, где становится свидетелем необычного вторжения в привычную реальность непостижимых элементов — неземных ароматов, непостижимым образом связанных с музыкой, которая звучит едва ли не у него в мозгу, а также таинственного свечения, напоминающего вращение спиц колеса, сотканного из света и сияния... Позже Вирмот находит материальные свидетельства того, что всё это ему не привиделось, через некоторое время ему удаётся своими глазами увидеть странных существ и их корабль, а потом он и вовсе каким-то образом оказывается в родном мире этих пришельцев, который находится скорее на каких-то иных уровнях бытия, чем банально на другой планете или в другом времени. Вот только пребывание там заканчивается довольно быстро, а очнувшийся в нашем мире Вирмот со временем понимает, что он утратил некую часть самого себя, причём часть для него — крайне важную...
В принципе, рассказов с подобным сюжетом можно вспомнить множество. Однако, «Свет из Запределья» написан, прежде всего, художником и визионером, а потом уже автором фантастики, поэтому красочность описаний в рассказе выходит на первый план и (по крайней мере, на мой взгляд) полностью затмевает собственно фантастическое допущение. В любом случае, рассказ неплох, а для 30-х годов прошлого века — так и вовсе хорош!
И пусть условно «фэнтезийные» рассказы Смита нравятся мне гораздо больше, но и этому 8 баллов — не жалко.
Xosander, 25 августа 2022 г.
Если честно ожидал от рассказа чего-то большего. Мне не хватило скорее самого путешествия в иные миры, описания существ, кто они. Однако рассказ всё равно крайне замечательный. Поэтичные и красивые описания, и сам фантастический элемент, хоть его и хотелось бы больше, показан крайне таинственно и интересно. Моментами рассказ даже напомнил «Врата Серебряного Ключа» Лавкрафта, возможно Г. Ф. даже отчасти вдохновлялся работами друга. В любом случае рассказ хороший, и если вам нравится творчество К. Э. Смита, особенно рассказы по типу «Уббо-Сатлы», то и эта история придётся по душе.
AlisterOrm, 23 декабря 2021 г.
В этом рассказе Кларк Эштон Смит не пытается напугать читателя, и даже не внушает ему мысль о человеческой низости, а скорее демонстрирует свой талант визионера и мифотворца. Калейдоскоп неведомых миров, красоты иной жизни, переливы иных сил — но за всё нужно платить.
Красивый, очень красивый рассказ, сюжет которого уходит на второй план. Главное — как автор пытается словами передать не просто красоту, но и ощущение этой красоты, то, что очень тяжело передать в какой-то знаковой системе. Сделано хорошо, как истинное художественное полотно.