Геннадий Прашкевич «Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Приказной дьяк Иван Крестинин тридцать лет довольствовался перерисовыванием чужих карт, тихо тоскуя о дальних странах, заливая водкой и скуку свою, и мечту. Но затем случилось в его жизни роковое событие и отправился он на край земли через громадные северные пространства Сибири.
Опубликован в журнале «День и ночь», № 1-2, 1999, Красноярск.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Сибириада»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avex, 9 ноября 2010 г.
(Краткая характеристика: не фантастика, сибирский вестерн, или «Сердце Пармы» -light)
Интрига задаётся на первых страницах: старик-шептун предсказал главному герою, что жить он будет долго, обратит внимание царствующей особы, дойдёт до края земли, полюбит дикующую, а жизнью своей не проживёт...
Начинаясь многообещающе, к середине повествование заметно сдаёт и превращается в безделушку из разряда исторической авантюры. Всё действие словно следует простой схеме: выполняем очередной пункт пророчества и движемся дальше. Сюжет укладывается в схему квеста, цель которого найти маиора Саплина, поставленного Петром охранять гору серебра. Кто бы ни сомневался — всё это непременно обнаружится на краю света.
Язык романа достаточно прост, чтобы можно было читать в любом возрасте. Архаические словечки (понеже, Петербурх), равно как и местные выражения (Пагаяро!), в тексте встречаются, но в умеренных количествах — чисто для придания исторического и этнографического колорита.
Приключенческая линия немудрёная — для поддержания интриги. Всё просчитывается за несколько ходов, но читать, тем не менее, интересно. Этому способствует малоизвестный исторический материал и незаезженное направления сибирского вестерна (здесь, впрочем, возможно появление вариантов в виде малороссийского, в стиле «Тараса Бульбы»).
Стиль повествования лёгкий, динамичный. Автор не забывает, что пишет приключенческий роман, а не высокую прозу для ценителей изящности.
Некоторые персонажи весьма комичны — к примеру, дьяк-фантаст якуцкий статистик Тюнька, насчитавший более 2000 лет одному селению, сложив возраст всех его жителей.
Юмор незатейливый, присутствует некоторая карикатурность, потакание массовым вкусам — выпил, к примеру, герой беленькой, а наутро ему рассказывают, как славно он покуролесил накануне. Водка, как выразился бы один из героев — зло, после шведов, быть может, главное — и она же слишком топорный способ для привлечения непритязательных читателей. Это делает книгу менее педагогичной для подрастающего поколения. Минус балл!
Итоговая оценка балансирует на грани 6 и 7.
Первое впечатление было весьма благоприятным, но автору не удалось удержать планку. Чем ближе конец, тем сильнее чувствовалась усталость — сюжетные линии не доработаны до конца, прописаны вскользь, будто бы через силу. Повествование становится рыхлым и прерывистым, за что оценка снижается ещё на один балл.
Резюме: не шедевр, попроще и легковесней «Сердца Пармы» — но почитать в качестве развлекательного чтения вполне можно. В конце концов, книги для отдыха тоже имеют право на существование.
«Носорукий» и «Тайна полярного князца», входящие в тот же условный исторический цикл написаны в другом ключе — более «взросло» и обстоятельно — вещи уже не столько остросюжетные, сколько этнографические. «Секретный дьяк», по сравнению с ними, кажется «детским» и развлекательный. Если хочется почитать чего-нибудь лёгкого, приключенческого — попробуйте «Секретного дьяка». Желаете более серьёзного — выберите сборник «Носорукий», про Семёна Дежнева и поиски мамонта.
Из имеющихся на сегодня вариантов издания рекомендую обратить внимание на новосибирское мягкообложечное (Свиньин и сыновья): бумага там белая, офсетная, кегль в меру крупный, тетрадки склеены, издание упаковано в пластик, чтобы не пачкалась обложка. Из минусов — слишком большие формат и вес, чтобы брать в качестве дорожного чтения.
pitiriman, 15 июня 2013 г.
Наряду с приключениями героев романа, описанных сочным, живым языком, наряду с приводимыми историческими документами, придающими достоверность действию, хотелось бы остановиться именно на этой достоверности.
В романе хорошо передан дух петровской эпохи, дух реформ. Беспрекословное подчинение царской воле ощущается на протяжении всей книги. Чувствуется необъятность просторов России, и то, как это остро понимал Пётр I. Как же много он хотел сделать, и как мало ему было отпущено судьбой! Как же рвался он на Дальний Восток, провидец!
И до сих пор наша огромная территория оказывает влияние на историю страны. И до сих пор наши правители-цари-президенты по-настоящему не могут распорядиться всей её мощью и богатствами…
Lartis, 8 января 2010 г.
Замечательный исторический роман. Магический язык... Стилистическая отточенность... Неизбывная душевная маета и тоска русского человека, облечённая в слова...