fantlab ru

Томас Манн «Будденброки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
125
Моя оценка:
-

подробнее

Будденброки

Buddenbrooks

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

История взлета и падения богатой и могущественной семьи Будденброк, на первый взгляд словно воплощающей в себе идеал германских добродетелей. История трех поколений представителей этого клана — от властного и безжалостного патриарха до его внуков, уже подверженных всем порокам и слабостям интеллектуалов. История любви и предательств, вражды и интриг, борьбы и зависти, исступленной страсти — и жгучей ненависти...

Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Похожие произведения:

 

 


Будденброки
1953 г.
Будденброки
1959 г.
Будденброки
1969 г.
Будденброки
1982 г.
Будденброки
1985 г.
Будденброки
1987 г.
Будденброки. История гибели одного семейства
1996 г.
Будденброки. История гибели одного семейства
2008 г.
Будденброки
2009 г.
Будденброки
2011 г.
Будденброки
2011 г.
Будденброки
2016 г.
Будденброки
2018 г.
Будденброки
2021 г.
Будденброки
2024 г.

Аудиокниги:

Будденброки. История гибели одного семейства
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Будденброки
1973 г.
(украинский)
Buddenbrooks
2008 г.
(немецкий)
Buddenbrooks
2018 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будденброки – эпопея с горьким привкусом. Здесь семейная жизнь причудливо соединяется с историческим материалом торгового Любека в эпоху рождения «социал-демократии» и индустриального бума объединяющейся Германии. Читать о регионе и его причудливой истории не менее интересно, чем о полном трагизма увядании рода. Но обо всём по порядку.

Во время чтения я часто останавливался и думал над текстом. Манн вообще наводит на размышления о семейной истории и своей собственной жизни. Будденброки – это про бурное новое время, баламутящее патриархальный уклад почтенных ганзейских городов.

Вокруг строятся железные дороги, в городах вводится газовое освещение, а главные герои умом и сердцем в благословенной отцовской старине, в тетради с золотым срезом. Вообще этот конфликт, как по мне, раскрыт автором лишь мазком.

Будденброки – это одновременно и про быть, и про казаться. На смену основательным добрым купцам приходят… Как их назвать? Буржуа? Томас и Христиан – буржуа? Мещане? Обыватели? Женскую часть угасающего семейства ещё уместно характеризовать как мещанскую. Но братья, нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вообще Том и Христиан более похожи, чем кажется всю книгу. Младший нашёл в себе силы рано признать свою ущербность и всю жизнь существовал клопом на семейной периферии. Кончил в страшных стенах психлечебницы XIX века. Старший же, имхо, ещё более трагичная фигура. Добрый малый, отцовская надежда, он надорвавшим его рывком смог ещё немного поднять статус семьи. И угасал в бесконечной необходимости казаться. Казаться бодрым, энергичным, предприимчивым, всезнающим. Угасал в страхах, духовном одиночестве, отчаянии. В понимании, что тщательно поддерживаемый статус, солидная фирма, капитал, семейное гнездо – пустая обманка. Это фигура трагичнее Сомса Форсайта.

Последний же Будденброк – это отнюдь не «вторжение гения искусства в унылый мещанский быт». Это воплощённый конец бурного нового времени. Ганно – это не про романтизм в музыке. Ганно – это про декадентство, про постимпрессионизм, спиритизм, гомосексуализм, андрогинность, морфинизм и ещё множество «измов», пышной плесенью украсивших труп эпохи.

Ганно никогда не вписался бы в жестокий ХХ век. Он ещё в школе увидел людей новой эпохи – «необузданный и шумный народец, с молоком матери впитавший в себя победоносный дух помолодевшей родины, превыше всего ставящей грубоватую мужественность». И уже в школе он решительно оградил себя и от новой эпохи, и от новый немцев.

Нет-нет, поймите правильно, последний Будденброк тоже знает, что такое семейный долг. Но чувства долга ему едва хватает чтобы просто утвердительно отвечать на тяжёлые вопросы очевидно несчастного отца, который обманываться рад (но не обманывается), и посещать школу.

Малодушный Христиан только пугал близких словами о тяге к прыжкам в открытые окна. Но жизнь этот Будденброк и бонвиван любил.

Выгоревший в пепел Том из чувства семейного долга никогда бы не покончил с собой, он просто убил себя попытками поддерживать статус кво. Смерть – долгожданный покой.

Неврастеник Ганно, думаю, с радостью закончил земной путь, выбрав небытие, которое пугало его куда меньше комфортной жизни наследника солидного капитала.

Вот и всё. Семейные гнёзда распроданы. Осколки некогда мощного рода пристроены в богадельни, где будут доживать с мыслями о былых обидах и о былом же величии. Герда возвращается в Амстердам. Она так и не вошла по-настоящему в эту семью и 20 лет провела в ней своенравной и отстранённой гостьей.

Столетняя солидная фирма, не вписавшаяся в новую эпоху, закрыта по завещанию последнего владельца в кратчайшие сроки.

История рода заканчивается. Теперь настоящее и будущее Любека да и всей Северной Германии будут определять совсем другие фамилии, образованные вчерашними «выскочками», которые отлично вписались в новые условия. Возможно, на страницу истории вернётся витальный Кай граф Мельн, но это не точно. Всё-таки до первой мировой ещё долгих 40 лет.

Жизнь продолжается. Горе побеждённым.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он предостойный человек

С галантерейным глянцем.

Он варит суп, растит детей

И пахнет померанцем.

Да и все Будденброки — предостойные люди. Ведь какая фирма! Старомодная, солидная, «с историей«! (О, этот портной из Ростока, который жил «в отличном достатке» в какие-то незапамятные времена и создал благосостояние Будденброков!) Какая безукоризненная честность — свои конторские книги глава семейства готов предъявить кому угодно в любой момент; они безупречны.

Да, и ради этой фирмы девушки выходят замуж за нелюбимых и нелюбящих, а мужчины душат в себе все, что выходит за пределы торговых расчетов. Тони должна отказаться от мечтаний, взлелеянных у моря в Травемюнде. Томас и хотел бы закончить университет, но этого нельзя ни ему, ни его сыну Ганно — гуманитарное образование бесполезная, а значит, недопустимая трата денег. Именно из-за разного рода трат в семействе Будденброков кипят подлинные страсти, и для Томаса необходимость выделить некую сумму мужу сестры — нечто, сравнимое с трагедией короля Лира. Грустно наблюдать, как Тони превращается в помешанную на «благородстве» пустышку, как Томас носится с декорумом, а Христиан — со своими «муками».

И если взглянуть на респектабельное семейство хотя бы с проницательностью маленького Ганно, то за элегантным фасадом обнаружатся одинокие, страдающие люди. Их души — какой-то темный лабиринт, и ни поддержки, ни понимания от самых близких они не получают. Правда, и сами ни о ком не заботятся.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне почти 60. Впервые прочла книгу подростком и с тех перечитывала не менее восьми раз (личный рекорд). Есть книги, которые произвели не меньшее впечатление, но перечитывать не тянет, а «Будденброков» — тянет! И сюжет известен, и сюрпризов уже никаких не будет, но снова и снова хочется погрузиться именно в мир страстей, описанных Томасом Манном. И не сказала бы, что каждое новое прочтение это и новое переосмысление, в зависимости от возраста. Нет. Восторг от таланта писателя возвращает к роману.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решившись на знакомство с творчеством Томаса Манна, я первым делом взяла в библиотеке его первый роман Будденброки. Предварительно ознакомившись с биографией писателя, выяснила, что он был одной из центральных фигур немецкой литературы. И отметила одну фразу Манна, сказанную о себе самом: «Я свято верю, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество». Воодушевившись, я начала читать историю гибели одного семейства. Хочется еще отметить, что роман изначально не хотели издавать в таком масштабе, но Томас Манн наотрез отказался его сокращать, поэтому роман печатался в первозданном виде. И это отлично! Потому что, не хотелось бы, чтобы что-то было из него вычеркнуто, упущено. С первых глав раскрывается немецкая буржуазная семья 19 века. И по сути весь роман — это ее хроники. Подробно описываются судьбы членов семьи. И, как следует из названия, судьбы их весьма печальные, потому что заканчивается все действительно гибелью семейного рода. Но , не смотря на это, книгу читать было очень интересно, скучать не приходилось. И каждое действующее лицо было понятно. Роман имел большой успех, и Томасу Манну дали за него нобелевскую премию. Как мне кажется, вполне заслуженно!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Будденброки» — это грандиозная хроника-трагедия, повествующая о жизни четырех поколений семейства бюргеров, хроника об утрате жизнеспособности целого рода. Очень мощная книга, солидная, степенная и зрелищная, поражающая благообразием и сдержанностью подачи событий.

Все Будденброки разные, часто полярные друг другу люди, но их объединяет одно – безоглядное служение культу семьи. Здоровье, ясный ум, деловая хватка и бешеная активность Будденброка-деда с каждым поколением все в меньшем объеме передаются наследникам, и в результате, смерть «от зуба» кажется вполне естественной. Ощущение тяжести рока, нависшего над вырождающимся семейством, довлеет над читателем с первых же страниц – странные страхи, болезни, по большей части «нервические», нежели физические преследуют членов семьи. Жизнь героев превращается в существование, передвижение по замкнутому кругу осуществляется лишь благодаря инерции. Да и самоуничтожение сыграло не последнюю роль в гибели рода, в котором каждый несет свое бремя без возражений, не допуская не малейшей мысли о возможности что-либо изменить.

Истинную точку ставит малыш Ганно, последний из рода, именно его незатейливые, но пророческие слова: «дальше уже ничего не будет», — предсказывают вымирание Будденброков.

Вместе с Будденброками уходит в закат и целое сословие...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх