Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»
- Жанры/поджанры: Детектив | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
1699 год. В поселении Фаунт-Ройал по подозрению в колдовстве схвачена молодая вдова Рэйчел Ховарт. Для вынесения окончательного приговора в селение прибывают магистрат Вудворд и его молодой помощник Мэтью Корбетт. Магистрат почти не испытывает сомнений в виновности подсудимой, но Мэтью понимает: в этом деле определенно что-то не так. А в округе тем временем происходит какая-то чертовщина: гниют посевы, погибают люди, жителей преследуют зловещие видения, а в лесах бесчинствует страшное чудовище, прозванное Одноглазым...
Входит в:
— цикл «Мэтью Корбетт»
Награды и премии:
лауреат |
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2003 // Лучший роман |
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Дорогокупля (1), М. Левин (5)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rosewing, 1 марта 2025 г.
История сильно мрачная и смурная, 17 век, люди еще очень сильно верят в дьявола и устраивают «охоту на ведьм», и вот в какую-то глубинку едет судья со своим секретарем расследовать убийство, до кучи при странных обстоятельствах перед ним направленный судья пропал. В дороге они натыкаются на «ночлежку» и попадают в лапы к странной семейке, которая промышляет убийствами, еле делают ноги и добираются таки до пункта назначения, где жители затхлого поселения обвиняют молодую девушку в связях с дьяволом, наведении порчи и мора на город и призывают, ее казнить. Сама по себе история увлекательна, держит интригу, наверчено разных скелетов в шкафу у всех жителей городишки, скандалы, тайны, расследования, полный клубок всего и побольше. Все это очень достойно, но есть одно НО — все тааак долго, мама мия. Я конечно слушала в аудио, но по ощущениям эта книга длилась бесконечно. По своей атмосфере мне очень напомнила Никлас Натт-о-Даг — 1793. История одного убийства , только «Зов» немного полайтовее, нет все-таки такого количества жести. Любителям суровых исторических детективов буду рекомендовать смело, но с пометкой «знатный мрачняк»
gramlin, 3 октября 2024 г.
Я не любитель детективов, но, наверное, в современных детективах так принято — чтобы сразу несколько разгадок у неразрешимой тайны. Мне такой подход «Отель у погибшего альпиниста» напоминает.
Сама книга достаточно проходная, но вот описание Штатов, на заре становления их государственности — достаточно интересно.
Podebrad, 3 октября 2024 г.
На мой взгляд, самое интересное в романе — персонажи. Нет, о таких, как ведьма или проповедник, не стоит даже вспоминать. А вот магистрат с помощником, сам Бидвел и все те, кто собрался на первую встречу с приезжими в его доме, по-настоящему интересны. Не столько своим прошлым, которое постоянно меняется, сколько поведением в настоящее время. На его основе можно реконструировать разные варианты их биографий, и все они будут логичны. Каждый время от времени открывается как-то по-другому. В общем, это настоящая удача.
С сюжетом хуже. Написать увлекательный детектив объёмом около тысячи страниц очень трудно. Интерес к собственно детективной составляющей быстро угасает. Детектив превращается в книгу об эпохе. Но она тоже получилась не такой уж интересной. Слишком одномерной.
Атмосфера романа — то, за что его чаще всего хвалят. Мне эта сторона показалась самой слабой. Взгляд на жизнь своих героев у Маккамона — взгляд постороннего. Вот, опустим, кто-нибудь лет через 400 захочет написать атмосферную книгу о нашем времени (если ещё будут о чём-нибудь писать) и заполнит сотни страниц описаниями разных ужасов. Ужасов нашей торговли, водоснабжения и мобильной связи, ужасов питания и гигиены, безобразного поведения и неправильного мышления далёких предков и многого другого, о чём мы сами даже не догадываемся. А мы ведь этих ужасов почти не замечаем. Нас волнует совсем другое. Какая же тут атмосферность?
Общее впечатление — книга, безусловно достойная прочтения. Но перечитывать бы не стал.
Marisolb, 9 мая 2024 г.
Автор – графоман в наихудшей интерпретации этого термина (чтобы расписать аж на трех страницах как герой просто заходит в пустой дом, надо быть очень дотошным писакой). Маккаммон, видимо, пытался максимально погрузить читателя в дух и настроения конца 17-ого столетия, отсюда растут ноги нудного описания каждой мелочи, диалогов из пятнадцати строк там, где хватило бы двух, пространных размышлений о погоде, быте и еде. Я спокойно пережила графоманию Хобб и Сандерсона, здесь же она меня просто выбесила своей занудностью.
Еще у автора какая-то нездоровая любовь к садо-мазо. Герои, слушая рассказы о совокуплении сатаны и его приспешников с ведьмой, едва в обморок не падают и уши не затыкают, но возвращаются к подробному описанию этого процесса снова и снова – где, когда, с кем, сколько раз, в какой позе (прямо как в известном меме – Фу, какая мерзость! Есть еще?)
Главный герой – тощий ботан с перманентным стояком на каждую женскую промежность, пусть даже немытую неделями, при этом он застенчив и краснеет до состояния вареного рака от любого упоминания о женских прелестях. В работе он зануден и дотошен, на современный лад я назвала бы ГГ самым настоящим душнилой. Лично у меня он не вызвал никаких положительных эмоций, только раздражение.
Сюжет банален, но растянут на 800 страниц, хотя активного полезного действия едва ли страниц на 300 наберется. Герой картонные, неинтересные. Мистики по факту нет, есть скучный, посредственный, растянутый до невозможности детектив.
abvgd, 3 мая 2024 г.
Такое ощущение, что автору платили за объем, и дорогой Маккаммон развернулся. И я вам скажу, здесь нужно иметь особый талант, чтобы скучную повесть на 50 страниц растянуть на 800. Причем, не обманывайтесь, это не (!!!) мистика, это весьма посредственный детектив в антураже Новой Англии конца 17 века, про пиллигримов, якобы ведьм, хмурые леса и болота, и все такое, так что кроме криминального сюжета, который легко можно уместить огромным шрифтом на одном рулоне туалетной бумаги, другого не ждите. Дам два крайних совета: атмосфера хорошая, поэтому насладитесь ей вначале произведения, Роберт умеет нарисовать картинку, за это и ценим массами, но после, когда окунулись, легко читайте по диагонали с шагом в пару страниц, — ничего не потеряете. Сюжет все равно банальный и глупый, персонажи скучные и шаблонные, а до развязки таким образом доберетесь быстрее, сэкономив время на 1-2 других, действительно хороших книг, где автор не получает за объем, и ценит свое время, и время читателей.
vam-1970, 20 июня 2024 г.
Входит в цикл «Мэтью Корбетт» как первый роман. Увлекательно, но очень много страниц. Более психологический детектив, хотя автору в финале не удалось выдержать темп расследования преступлений и мы получили постфактум , итог расследования в одной главе. Прописано очень подробно характеры главных героев -самого Корбетта, магистрата, ведьмы, главы поселения. Мистики и фантастики здесь нет абсолютно, поэтому издание его в серии ШФ удивляет. Намёк на мистику есть ,но не подтверждён реальностью, скорее разоблачена мистика.
MalCurie, 27 декабря 2019 г.
Атмосферный, жуткий, но просто феерически затянутый детектив.
Начинается все с того, что Мэтью (главный герой) вместе с судьей Вудвордом держит путь в маленький городок Фаунт-Роял, лежащий меж лесов и болот в некотором отдалении от цивилизации. Там им предстоит расследовать дело женщины по имени Рейчел, обвиненной в колдовстве. Немного не доехав до самого города они видят придорожный трактир и решают там остановиться, чтобы переждать непогоду, и вот тут-то и начинаются их приключения-несчастья, потому что трактирщик и его компания не так просты, как кажется на первый взгляд. А когда они наконец-то добираются до самого города, вместо облегчения их ожидает еще больше открытий и загадок.
Начнем с хорошего. В этой книге нет ненужных персонажей и нераскрытых линий сюжета. Каждая сцена, даже самая, на первый взгляд, поверхностная и бесполезная, в конечном итоге оказывается значимой для истории или, как минимум, для атмосферы и глубины погружения в историю. Сами персонажи живые и объемные, со своими характерами, взглядами на жизнь и мотивами. И со своими скелетами в шкафах и тараканами в голове, куда ж без них.
Также книга очень помогает развеять «романтичный ореол» вокруг жизни в прошлые века. Ведь часто, то тут, то там можно услышать «ой, не в том веке я родился/родилась, вот в средние века/в викторианской Англии/еще когда-то там, были джентельмены/леди/динозавры/что угодно». Так вот, после этой книги хочется с облегчением вздохнуть с мыслью о том, что ну нахрен, хорошо, что я живу сейчас, в эпоху лекарств почти на все случаи жизни, компьютеров и минимума религиозной шизы (не везде, естественно, но по большей части). Потому что книга во всей красе демонстрирует нам глупость, неотесанность и повальную религиозность людей, царившую повсеместно какие-то несколько веков назад. В своем страхе и невежестве люди готовы верить в любую чушь и вытворять вещи, потрясающие своей жестокостью. А те, кто поумнее и обладают хоть каким-нибудь даром убеждения, могут в полной мере пользоваться этим для собственных целей, запудривая мозги и плетя изумительные интриги (хотя вот тут уже очень похоже и на наши дни тоже хD).
Теперь перейдем к тому, что не дало мне поставить более высокую оценку:
- Это нельзя даже назвать минусом, но мне пару раз попадалось именно когда я ела, а потому оставило свой отпечаток. Огромное количество детально описанных мерзостей, от разлагающихся трупов и всякой живности в них, до болячек и зоофилии. Если вы человек брезгливый, готовьтесь к обилию крайне неприятных сцен и подробностей.
- Затянутость. Вот тут странная вещь, на самом деле, потому что книга действительно интересная, но в какой-то момент начинаешь уставать от этой грязи, глупости некоторых персонажей, и в целом от городка Фаунт-Роял. Хочется уже поскорее узнать развязку, а история все тянется и тянется, и в какие-то моменты кажется, что так будет до бесконечности.
- Местами нелогичность происходящего и несколько притянутые за уши факты и выводы. Не в критичных количествах, но все же
В конечном итоге, впечатления остались какие-то смешанные. Вроде как понравилось, но...чего-то не хватило
Deliann, 10 июня 2013 г.
«Голос ночной птицы» прозвучал спустя 10 лет творческого молчания автора. Прозвучал довольно громко, настолько громко, что был услышан и отмечен The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA) 2003 года в номинации лучший роман. Разумеется, такого именитого писателя, как Маккаммон поспешили выпустить и в России. И, спустя каких-то 3 года, увидела свет книга с «птицей» на обложке (вообще это нечто больше похоже на летучую мышь, которая работает в издательстве АСТ в должности модели: и повесть Стайна проиллюстрирует, и «Волков Кальи» Кинга изобразит, и Маккаммону подсобит). К слову, переиздания выглядят гораздо стильнее, но на этом разговор об обложках закончим и перейдем, непосредственно, к роману.
1699-й год. Магистрат Вудворт и его молодой клерк Мэтью Корбетт приезжают в маленький городок на юге Америки. В городке схватили ведьму, происходят несчастья, и горожане жаждут демонстративной казни прислужницы сил тьмы, причем чтоб все было по закону. Но точно ли девушка — ведьма, и зачем в шкафах жителей города столько скелетов? Это, и многое другое, и предстоит выяснить Мэтью Корбетту.
У меня роман оставил двойственное впечатление:
• Линейность повествования и предсказуемость событий, однако, разглядеть суть главной интриги не получается. По сути, читатель видит на несколько шагов вперед, но конец пути скрыт в тумане. По началу, я даже подумал, что это я такой умный, однако вскоре пришел к выводу, что Маккаммон позволяет читателю ощущать себя проницательным и при желании мог бы так все запутать, что каждый второй человек, открывший книгу, попадал бы в больницу с вывихом мозга. Утрирую, конечно.
• Яркие и интересные персонажи, однако почти все (кроме двух-трех) не вызывают симпатии. По сути дела мы попадаем в довольно скверную компанию, знакомство с которой, в обычных обстоятельствах, стремились бы свести к минимуму. Однако читать про развитие отношений главных героев со всеми остальными, находясь дома, в тепле и уюте, гораздо приятнее, чем переживать это самому.
• Аналогична предыдущему пункту и ситуация с атмосферой романа: она потрясающая, очень проработанная и глубокая, ее ощущаешь всей кожей, и в то же время, она довольно мрачная и неприятная.
Зная автора, как создателя хороших ужасов и триллеров, от «Голоса...» я ожидал чего-то в рамках этих жанров. Маккаммон все рамки сломал, продемонстрировав умение балансировать на лезвии ножа, где с одной стороны детектив, с другой приключения, впереди полоска мистики, позади — триллер. Читать интересно, затянутостей не ощущается, а если закрыть глаза на линейность сюжета, так и вовсе шедевр. Книгу, пожалуй, можно порекомендовать всем, хотя некоторым она придется не по душе (каждому ведь не угодишь).
planzzz, 7 июня 2013 г.
Слишком простая и сильно надуманная сюжетная линия.
А потом рядом с источником вдруг начали возводить город. Глупое совпадение, не правда ли?
Персонажи, с одной стороны, многогранные, каждый со своей историей и скелетом в шкафу. Но с другой стороны, все они весьма шаблонны.
К тому же, зная склонность автора к таким перевертышам, порой было не сложно догадаться, что за истинное лицо скрывает тот или иной герой, и его мотивы становились ясны уже с первого появления.
Некоторые сюжетные линии, как то история с кузнецом или с Лукрецией откровенно лишние. И, хотя они являются подводкой к последующим событиям, думаю, для этого можно было выбрать более короткий путь.
Детективная линия не впечатлила. Вроде бы Мэтью Корбетт весьма продуктивно занимается расследованием, но, тем не менее, ключевые моменты — а это признак плохенького детектива — главный герой узнает совершенно случайно: подслушав или подглядев.
Вообще в книге очень много таких «случайностей», которые, обязательно в последний момент, то помогают найти ключик к тайнам города, то спасают главному герою жизнь.
Даже весьма интересную нравственную дилемму, когда Мэтью уезжает из города, зная, что магистрат, возможно, не перенесет этого, автор разрешил такой же случайностью, «отмазав» своего героя. Магистрату случайно стало хуже, и он умер, так и не прочитав письма.
В итоге, вместо крепко сбитого детектива мы получаем этакий голливудский приключенческий фильм, где за главного героя можно быть спокойным: с ним все будет хорошо, ведь в последний момент его обязательно спасет рояль в кустах.
Не смотря на обилие воды, читалось весьма легко. Язык у автора живой. Какой-либо морали или философии в тексте нет. Единственное, что смотрелось крайне глупо – вызывавшие улыбку сцены с сексуальном контекстом, в подобном изложении более уместные в дешевом дамском романе.
И на протяжении всей книги меня не покидало чувство, что если бы я жил в XVII веке, верил бы в ведьм, колдовство и козни дьявола, читать эту книгу мне было бы куда интересней.
Зинаида, 2 февраля 2013 г.
Не стану расписывать много, т.к. вижу предыдущие комментарии почти все отражают мои мысли по поводу книги.
Одно могу сказать, это ОТЛИЧНЫЙ детектив, давно я не читала со времён Кристи, лихо закрученный сюжет, и шикарная развязка, которая всё «по полочкам» раскладывает.
Маккаммон отличный писатель, это не просто какой-нибудь детективишко, это отличное произведение, читаешь не отрываешься. Великолепно передана атмосфера раннего поселения Америки, захолустье, где правят предрассудки и ...проклятья. Хотя, проклятья это рук далеко не демонов, а вполне себе существ из плоти и крови, движимых самыми что ни наесть «человеческими» пороками.
10-ка. Начала читать продолжение.
Medium, 3 января 2012 г.
Наверное тяжело быть всего лишь вторым, всего лишь тенью Великого и Ужасного Стивена Кинга. Мрачной, манящей своей таинственностью и загадочностью, но всего лишь тенью. Может быть по этому, а может по какой-нибудь другой причине Роберт Маккаммон и написал «Голос ночной птицы» — роман, имеющий лишь отдаленную связь с мистическим жанром. Перед нами самый настоящий исторический детектив: с кучей интриг, скрупулёзным воссозданием эпохи конца семнадцатого века и множеством второстепенных персонажей, у которых есть свои скелеты в шкафу, которые лучше держать взаперти.
Итак: Новый Свет, 1699 год, когда многие считают, что новый век никогда не наступит из-за конца света, а другие утверждают, что 18 век станет веком величайших открытий, изменящих мир. В эту эпоху в небольшом, только строящемся городе, Фаунт-Рояле происходит два странных убийства, будоражащих кровь и заставивших многих граждан уехать, а остальных забиться в свои жалкие лачужки, надеясь что это спасет их от ведьмы, ставшей на службу самому Сатане. Казалось бы, что может быть проще, чем обвинить ведьму в этих убийствах, когда все улики указывают на ее виновность, однако у молодого и очень любопытного клерка Мэтью Корбетта возникают подозрения насчет того, кто действительно должен сидеть в тюрьме, ожидая смертного приговора за это страшное преступление. Что это: влюбленность юноши в женщину, которую только молва окрестила ведьмой и стремление спасти невинную душу, или Дьявол распустил свои сети, чтобы спасти своего верного слугу от священного костра?
Как ни трудно догадаться, главным героем является Мэтью – юноша двадцати лет, переживший тяжелое детство и в данный момент работающий клерком у магистрата Вудворда. Как и положено герою детектива, наш клерк способен увидеть то, на что остальные люди не обращают внимание, воспылать стремлением разгадать тайны, который таят граждане Фаунт-Рояла, не желая показывать их на свет, и, несмотря на неудачи, распутать все ниточки, сплетя из них причудливый ковер событий, происходящих в этом Богом забытом городе. Мэтью является образцово-показательным положительным героем, главным орудием автора, с помощью которого Маккаммон показывает истинные лица, не прикрытые маской лицемерия и обмана. Мэтью Корбетт является своеобразной антитезой всем грехам города, незапятнанной душой, единственным человеком, который способен увидеть правду в толще лжи. Конечно, не все жители Фаунт-Рояла идут по протоптанной дорожке в Ад, однако большинство выбрало именно этот путь как самый короткий и простой, и ради собственных благ готово переступить через что угодно и кого удобно.
Маккаммон создал потрясающе атмосферный мир. Здесь Вы вряд ли захотите жить, но обилие загадок, на которые надо найти ответ, дух первооткрывателя и таинственность происходящего заставляют перелистывать страницы одна за другой, позабыв про время за окном. Этим произведением Роберт доказал, что он ни в коей мере не второй после Кинга. Он просто другой.
Karnosaur123, 6 октября 2011 г.
1699 год. На рубеже столетий и эпох. Человечество семимильными шагами движется к Прогрессу, но следом за ним, точно привязанный веревкой, раздувшийся до угрожающих размеров зловонный труп тащится Суеверие. Люди верят в Дьявола больше, чем в Бога, ибо Дьявол куда ближе...
Первая книга о Мэтью Корбете может даже вызвать отвращение у неподготовленного читателя. У меня, например, вызвала, но я и подумать не мог о том, чтобы забросить чтение, настолько захватил меня роман. Порой кажется что книга о грязи. Грязи настоящей — и человеческой, которая куда гаже. Служители закона — Вудворд и Мэтью — по долгу службы вынуждены рыться в ней в поисках ответов, могущих спасти невинно осужденную. Вудворд — хороший человек, но заблуждающийся — он инстинктивно избегает грязи, но именно поэтому начинает в ней тонуть. Мэтью же отважно лезет в самую топь, разгребать свинцовую мерзость в поисках ОТВЕТОВ, необходимых для торжества справедливости, он шарит буквально вслепую — грязь залепляет глаза, не дает дышать... Нужно найти нить, ведущую к разгадке, но как же много этих нитей, ведущих по ложному следу. На конце каждой нити — преступление, скелет в шкафу, грязный секрет. Но где же ответ на главную загадку? Снова — рыться в грязи, искать, искать ответы...
О, грязь описана во всех своих проявлениях! Бессмысленная злоба, зависть, ненависть, трусость, невежество, алчность, похоть, чванство, фанатизм. Маккаммон как всегда силен в описании второстепенных персонажей. Из-за массы пороков, терзающих добропорядочных обывателей, расследование раз за разом идет по ложному пути.
Да, такова неприглядная правда: чтобы стать детективом, нужно не бояться грязи. Все ''чистые'' аналитические способности могут помочь раскрыть одно преступление, два, три... Но чтобы найти самый важный ответ, придется все перебрать и просеять. Таким образом, детективная интрига словно бы иллюстрирует главную идею романа.
Наградой же станет очищение и перерождение. Не дав грязи поглотить себя, Мэтью из мальчика превратится в мужчину. Финал романа пронизан светлой и чистой печалью. И мы, прошедшие вместе с героем этот тяжелый путь, поймем, что все было не зря. Мы оставили болото позади, и теперь вместе с героем можем свободно идти дальше.
Так что роман не о грязи. Роман о том, что даже в грязи можно сохранить чистоту... если не испугаться.
bilberry, 9 мая 2011 г.
Очень хорошо.
Местами тонко, местами очень жестко и жестоко, грубо, но, на удивление — очень органично грубо. Непривычно, конечно, взращенному на книгах о Америкке 17-18 века совсем другого плана (благородные дамы, джентельмены, все прилизано до ниточки) встречать откровенные сцены, относящиеся к тому времени, однако, повторюсь — все очень органично.
Отмечу целостность книги. «Все веревочки развязаны», нет ни одного лишнего персонажа, чья судьба осталась невыясненной, эпизода, который завел в тупик — все становится на свои места со временем — паззл складывается, лишних элементов на столе не остается.
Kriptozoy, 26 февраля 2010 г.
Только что мною перевёрнута последняя страница этого романа. Сел писать отзыв под сильнейшим впечатлением. Под этим впечатлением я находился всё время почти целую неделю, пока читал книгу. Читал в любое свободное время, выкраивал любую удобную минуту. Повествование захватило меня с самого начала. Развязка была настолько далека, что я просто не думал о том, что скорее бы она наступила и невероятно сложная и запутанная история наконец завершилась. История, которая начиналась с поездки пожилого магистрата и его молодого спутника Мэтью в крохотный городок под названием Фаун-Ройял, для того, чтобы исследовать и распутать совершенно жуткое дело и разобраться в творящемся Зле, а также приговорить к сожжению на огне ведьму, виновницу всех бед этого городка, так вот эта история дала неожиданно такие ответвления, такие сюжетные ходы, такие повороты, что расставаться со всем этим совершенно не хотелось. Хотелось вжиться в полотно этого прекрасного произведения и как можно дольше не покидать его, не возвращаться в повседневность. Что благодаря таланту автора прекрасно получилось.
(Знаете как бывает? Купишь книгу, принесёшь её домой, в предвкушении, что как можно скорее обязательно начнёшь её читать, положишь её на видное место среди тех прежних покупок, которые давно уже готовятся к прочтению, а потом настаёт следующий день, меняется настроение, берётся в руки совершенно другая книга другого автора, прочтение этой откладывается на неопределённый срок и она лежит. Лежит, всё сильнее теряясь среди всё большего количества всё новых покупок. У меня такая история со многими книгами. В моей домашней библиотеке имеется много топовых книг, для которых я никак не могу найти времени и прочтение которых всё отодвигается и отодвигается. А с достаточно плотным жизненным графиком времени на чтение остаётся всё меньше и меньше. Но покупок меньше от этого не становится. И вот даже самые знаменитые на данный момент новинки всё отодвигаются, и отодвигаются всё дальше. Многие, я думаю, меня поймут). Но не буду о грустном. Как-то вот так получилось, что купив эту книгу, я в тот же самый день начал её читать. Это большая удача. И не просто удача. Начав её читать, я буквально позабыл обо всём. Я был совершенно заворожен разворачивающейся передо мной историей. И не просто историей, а настоящей драмой. Драмой жизни, которая буквально через пару десятков страниц уже совершенно не воспринималась как литературное произведение, а словно бы всё происходящее стало частью моей собственной жизни. Давно уже у меня так не обливалось кровью сердце, когда я видел страдания и мучения литературных персонажей, давно уже не сжимались так сильно кулаки, когда я видел творящуюся несправедливость, которую невозможно исправить, давно уже я так близко к сердцу не воспринимал лирические моменты на страницах произведений. И давно уже я так торжественно не поздравлял самого себя с удачной покупкой!
Давно уже я не получал такого удовольствия и такой умственной стимуляции от чтения хорошего детектива. Автор (это делает ему честь) не только плетёт ткань повествования, вводя туда всё новых действующих лиц, открывая перед участниками действа и перед читателем всё новые факты, но и даёт ему, читателю, хороший стимул подумать, поразмышлять. Тем более, если учесть, что непосредственно детективная нить перемежается часто различными бытовыми описаниями, диалогами, сценами из жизни маленького городка трёхвековой давности и размышлениями героев на разные темы (что даёт роману очень многогранные характеристики и делает его каким угодно: историческим, мистическим, детективным и так далее), то именно поразмышлять у читателя времени остаётся более, чем предостаточно. Автор показывает читателю ход мыслей Мэтью (который постепенно становится центральным персонажем) и мы вместе с ним стараемся извлечь на свет все нити этой зловещей истории, в которой была невинно обвинена и осуждена красивая женщина и распутать этот клубок. И делаем это на протяжении семи сотен страниц мелким шрифтом! И что самое главное, на всём этом протяжении у произведения не иссякают краски, не кончаются загадки, в нём не прекращается интрига. А под конец (такое бывает ох как не часто!) книгу закрываешь не с чувством выполненного долга, а с явным сожалением. Потому что знаешь, что нечто подобное (имеются в виду эмоции и впечатления) произойдёт очень не скоро. Да! Прекрасный стиль, превосходные литературные качества и очень хороший перевод. Не говоря уже о самом сюжете.
Последняя страница перевёрнута. Все загадки разгаданы, на все вопросы даны ответы, все злодеи наказаны, а все праведники вознаграждены. И пусть не всё в романе получило такое развитие, какое хотелось бы и нельзя финал назвать сходным с хэппи-эндом, но такова жизнь и её основной закон. И это наверное справедливо.
P.S. Я вот сейчас посмотрел на странице сайта, посвящённой этому произведению, количество отзывов и количество оценивших. Неимоверно мало. Три фактора: большой объём, мелкий шрифт, не такое известное имя, как скажем Стивен Кинг. И конечно же не самая маленькая издательская цена. Но этот роман действительно стоит прочтения. Рекомендую.
Din Tomas, 4 сентября 2007 г.
1699 год. Грядет новое столетие. Кто-то считает, что то будет век чудес, но обыватели Фаунт-Рояла, маленького американского колониального городка, сомневаются, что оно вообще наступит. Ибо два зверских убийства потрясли город, штормовые ветра терзают волны местного источника, а в полях царит запустение. Не иначе происки дьявола и его проводницы – ведьмы Рэйчел. Так что в Фаунт-Роял спешит судья-магистрат Вудворд с молодым клерком Мэтью, дабы провести расследование и воздать виновному по всей строгости закона.
Сюжет сразу берет с места в карьер, не оставляя времени на пространные подводки. Мощное начало, а именно битва с безумным трактирщиком, цепко прихватывает читателя и не позволяет забросить книгу в сторону. Впрочем, вскоре драйв несколько спадает, хотя вспышки экшена перманентно попадаются и далее.
Вполне понятно, что в деле ведьмы все оказывается не так просто, и чтобы распутать его, потребуется весь интеллектуальный арсенал Вудворда и Мэтью. Детективная история весьма запутана, так как почти у каждого в Фаунт-Рояле в шкафу скелет-другой, прошлое покрыто мраком, мотивы неясны. Но к концу романа все эти тайны будут вытащены на свет божий.
Да, именно клерк взял на себя ведение следствия, так как только он сомневается в виновности Рэйчел. На этом пути ему предстоит преодолеть немало преград и проникнуть не в один хитроумный план. Впрочем, врожденная любознательность, упрямство, острый ум и чувство справедливости так или иначе приводят Мэтью к цели. Остальные персонажи составляют галерею любопытных образов: губернатор Бидвелл, доктор Шилдс, крысолов Линч, судья Вудворд, беспардонный трактирщик Шоукомб, и прочие.
Неоспоримое достоинство «Голоса» — антураж и место действия. Колониальная Америка рубежа XVII-XVIII веков – весьма оригинально для мистического детектива. Маккамон достаточно подробно описывает жизнь и бытоустройство маленького городка времен освоения Америки. Фаунт-Роял зажат между болотами и океаном, где-то рядом индейцы, бывают в этих местах и пираты… Интересно посмотреть, «из какого сора» произросли нынешние Штаты! Какой только сброд не отправлялся покорять новый материк, и в романе хорошо показаны сложные ветра судеб различных людей, оказавшихся в Фаунт-Рояле. У каждого – своя история, вскрываемая по ходу сюжета. Также автором мастерски передана атмосфера богобоязненного городка, готового обвинить в сговоре с дьяволом почти любую белую ворону.
Помимо очевидного, в книге присутствует пафос противостояния цивилизации и дикарства. Причем с самого начала: джентльмены судья и клерк подвергаются атаке варварской шайки Шоукомба. И далее этот мотив только развивается: суеверные жители Фаунт-Рояла не хотят допускать даже мысли о невиновности ведьмы и том, что в городе орудует не дьявол, но человек. Одинокий Мэтью как светоч цивилизации сражается с этим царством предрассудков. Вместе с тем, в «Голосе» положительно представлены индейцы. Вроде и дикари, но оказываются поприятнее многих мерзавцев.
Хотя книгу нельзя назвать ужастиком, автор щедро присыпал повествование разными гранями жуткого и просто малоаппетитного. Но при этом находится место ироничности и сентиментальности, так что никаких перекосов нет. Мрачная ирония многих ситуаций вызывает ухмылку, вроде явления «попрошаек» Бидвеллу или пространных словоизлияний Иерусалима. И в целом, Маккамон умело создает нужное настроение, особенно удался светлый финал книги.
Нашлось место и недостаткам. Во-первых, кое-где в сюжете имеются шероховатости. То Мэтью мгновенно, словно машина, приходит к нужному выводу, то не может дойти до очевидного. Да и конец книги все же чуть менее реалистичен по сравнению со всем остальным. Второй минус для меня – нехватка психологичности. Можно было увеличить роман на 50 страниц, но добавить побольше размышлений, пояснений, эмоций главных героев. Иногда я даже сам дописывал за автором «недостающие» психологичные моменты. Раздумий Мэтью вроде бы много, но в основном они напрямую касаются расследования, а не помешало бы добавить и расцветить страхи, душевные метания и прочее. К примеру, опять-таки битва с Шоукомбом, после подобного у того же Кинга персонаж бы ещё долго в ужасе просыпался по ночам, а перед глазами всплывал бы безумный образ банды злодеев.
Ещё стоит отметить явный недостаток редактуры в имеющемся переводе. Читать можно, но глаз цепляется за отдельные неровности.
Но в итоге, прочитать «Голос ночной птицы» стоит. Интересный детективный сюжет в антураже Америки трехсотлетней давности с рельефными персонажами, и все это подается с безусловным мастерством автора.