Эдуард Хруцкий «Страх»
Май 1944 года. В Леонтьевском переулке найден труп с фальшивым удостоверением сотрудника МУРа. Через несколько дней при ограблении мануфактурного склада на Сретенке троих человек убивают так же, как и лжемуровца в Леонтьевском. Выясняется, что эти убийства — дело рук опасного бандита Леньки Грека. А на следующий день в собственном гараже обнаружен труп убитого Греком Игоря Гаранина, чей отец — руководитель джазового оркестра и друг Василия Сталина. Расследующего дело начальника ОББ подполковника Данилова вызывают к генералу Власику…
Входит в:
— цикл «Четвёртый эшелон»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
skrpionnn06, 13 августа 2020 г.
На мой взгляд к 1996г. (издание «Страха») проза Эдуарда Хруцкого заметно изменилась. На его творчество стали оказывать воздействие два решающих фактора — отсутствие «советской» цензуры и «коммерциализация».
Первое, на мой взгляд, означало, что из произведения исчезли «пафос советской милиции и ее священного братства» и воспитательные нотки, которые писатель очень искусно и органично вписывал в свои шедевральные творения 60-80-х годов (чувствовалось, что многое идет совершенно искренне, от души). В описаниях военно-тылового быта и самой Москвы появились ранее явно запрещенные цензурой детали, например, такие как: всеми правдами и неправдами некоторые москвички, в том числе вдовы (немыслимо в книгах 70-х !!!), частенько гуляют с офицерами-отпускниками с фронта за возможность беззаботно посетить коммерческие рестораны (ломившиеся от разноообразной снеди и выпивки), что бы просто вкусно покушать, послушать веселую лирическую музыку и сами понимаете чего еще; вообще наличие сытых коммерческих ресторанов в сидящей на голодном пайке простонародной Москве, присутствие в ресторанах маскирующихся под праздных гуляк агентуры от госбезопасности; сам факт упоминания Василия Сталина, генерала Власика; подлость, интриги и «людоедские» репрессии в рядах советских органов; через чур вольная шуточка стучавшегося в дверь к гулящей вдовушке оперативника на счет «краснознаменной рабоче-крестьянской» милиции; упоминание, что простые рабочие много и беспросветно тяжело трудились... И таких казалось-бы мелких деталей много.
«Коммерциализация» произведения коснулась в ориентации на массовые читательские запросы «лихих-90-х» — в более живых и подчеркнутых описаниях «блатной романтики», нравов криминального мира (ну, почти как у Д.Корецкого), который как оказалось имеет друзей среди милиции и наоборот. Более подробно показана грамотная оперативная работа с агентами-«стукачами» (без которых никуда). Но все это показано очень естественно, без навязчивости. Некий схематизм, все-таки присутствует, НО без всякого ремесленничества. Заметен добротный подход, так же как в произведении «Зло».
И еще. В произведении остались прежними и очень порадовали фирменные искрометные диалоги персонажей (во время быстрых допросов, совещаний и т.п.), нестареющее умение Данилова четко поставить и распределить задачи между оперативниками. Фирменные диалоги Данилова и Серебровского, когда начальник мягко «подкармливает» (или по-мужски предлагает выпить водки или спирта), мягко поучает и направляет своего замордованного собачьей работой друга-подчиненного, подсказывает ему выход из самого затруднительного положения, прикрывает его от интриг злопыхателей...
Книга высокой пробы и большого таланта, написанная повидавшим жизнь профессионалом пера. Книга открывшая в творчестве Хруцкого в новом времени новые грани.
Edred, 6 сентября 2016 г.
Не тот это Хруцкий, совсем не тот... Не тот, который писал «Комендантский час», «Приступить к ликвидации», «Четвертый эшелон». Это более поздний и слабый Хруцкий. Новых сюжетов нет — повторяет свои же старые, герои измельчали до того, что неожиданно стали чуть ли не трусами. На первых же двух страницах одними же и теми же фразами написано как герои цепляют на гражданские пиджаки наградные планки, чтобы не дай бог люди не подумали, что они в тылу проедались. И если первому персонажу это еще как-то можно простить, он просто музыкант в оркестре — то второй-то, это же сам Данилов! Ни в одной из старых вещей Данилов до такой мелочности не опускался... И такое по всей книге. Сыщики не разгадки разгадывают, а на кофейной гуще гадают. Не клубки запутанные за ниточки распутывают, а ждут когда им масть ляжет.
Зря я этот том издательства «Центрполиграф» купил. Нельзя читать творчество позднего Хруцкого, это лишь бледная тень былого.
sergej210477, 17 сентября 2015 г.
Повести «Страх» и «101 километр» являются продолжением цикла «ОББ 1», про работу начальника ОББ МУРа Данилова во время войны. Но, это уже лишь слабая тень великолепного сборника «Четвертый эшелон». Герои здесь шаблонны, схематичны. Почему то, из интеллигентного, культурного милиционера, коллекционирующего книги и читающего вслух стихи, Данилов превращается в типичного «мента», говорящего по-фене, запугивающего уголовников и т.п. В «ОББ 1» Данилов не боится начальства, ценящего его, он — серьезная фигура в МУРе, а здесь его снимают с должности, чуть не лишают званий, ссылают в район. Т.е. получаются постоянные несостыковки — фамилии персонажей, вроде бы, те же самые, но, сами герои уже совсем другие люди. Кажется, что писал сборник другой писатель.
Дань моде 90х годов, когда писать так, как написана эта повесть считалось хорошим тоном.
йети, 3 апреля 2015 г.
Прочел книгу мастера детектива и приключений Хруцкого Эдуарда «Страх», изд Центрполиграф». Книга очень хорошая, впрочем. как и всё у Хруцкого. Структурно книга состоит из 4-х повестей. две первые «Страх» и «Сто первый километр» являются завершающей частью большого литературного цикла , выходившего ранее под названием «Четвертый эшелон»... Война еще продолжается, но уже далеко от Москвы, а знакомые нам герои — сотрудники МУРа Данилов и его товарищи ведут свою непримиримую борьбу с остатками бандитского подполья, сомкнувшегося с криминалом («Страх»). Показаны жизненные пути работников милиции, кои под давлением обстоятельств проявляют свою истинную сущность: кого-то эта борьба закаляет, а кто-то мельчает душой, скатывается к компромиссу, а потом и вовсе становится подлецом. В повести «101-й километр» (первая половина 50-х гг) все жизненные линии главных героев и персонажей получают логическое окончание и в который раз убеждаешься , что жизнь настолько запутана, сложна и не всегда справедлива. Но она такая, наша жизнь. Времена, как говорится, не выбирают.
Очень достойное произведение о людях, посвятивших себя делу служения народу.
Две другие повести «Брат мой Авель» и «Ночной закон» рассказывают о полной драматизма борьбе против нацистских пособников, так наз. «лесных братьев» в Прибалтике. Время те были очень сложные, непростые и бывало так, что сын шел против отца, брат против брата. И днем люди были соседями — дневной закон, а ночью становились непримиримыми врагами — действовали совсем иные законы и отношения. Вот в этой «каше», густо замешанной на недопонимании, кровавых преступлениях, ошибках, перегибах, предательстве и лютой ненависти надо было разобраться, отделив тех, кого еще можно спасти, вытащив из схронов, от тех, кто никогда, ни при каких условиях не признает нового советского порядка, от тех, для которых единственным аргументом является пуля.
Вот в таких архисложнейших условиях всеобщей атмосферы страха и запуганности жителей отдаленных хуторов и деревушек, при острейшем дефиците времени приходится действовать героям повестей — оперативникам МГБ.
На мой взгляд, Эдуарду Хруцкому точно удалось передать нюансы той обстановки, которая была в те непростые, нелегкие послевоенные времена, показать, как постепенно налаживалась мирная жизнь в нашей стране, нашей общей Родине под названием Советский Союз.
Рекомендую прочесть — жалеть не придется.