Бьёрнстьерне Бьёрнсон «Свыше наших сил. Часть первая»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
conspicuous, 10 ноября 2014 г.
Пьеса Бьёрнсона «Свыше наших сил» имеет две части, которые, так поняла, ставились отдельно. Первая часть с успехом шла, вторая часть ещё была в уме у Бьернсона.
Критики очень старались узнать, какую цель преследовал Бьернсон в первой части: верил ли он сам в то, что может быть религиозное чудо, или считал, что это экзальтация, граничащая с психическим расстройством. Нашли какие-то слова драматурга в подтверждение второй трактовки. Считаю, что, в данном случае, пьеса, как результат творчества, живет сама по себе. И для меня свидетельствует о религиозном чуде в первой части и о протесте против революции, но за поступательную эволюцию духа человека во второй части.
Из второй части «Свыше наших сил»:
Некоторые действующие лица
Анкер – фабрикант, пытающийся разъяснить другим фабрикантам, что в случае их недальновидности и закручивании до предела гаек возможна революция, которая не сопоставима с текущей забастовкой рабочих.
Халден – архитектор
Ракел – дочь пастора
Анкер:
<…> с нами, видно, не все обстоит благополучно, раз мы так редко умеем избрать правильный путь<…>многое, таящееся в нас, свыше наших сил<…> дикие военные налоги, ужасающие государственные бюджеты, расточительность в частной жизни – это веские свидетельства: все мы ведем жизнь, которая свыше наших сил. Не будь этого обстоятельства, анархизм был бы совершенно невозможен. Безответственность, беспечность, с которой богатые люди расшвыривают миллионы, словно во всей стране нет никого, кроме них и тех, кто помогает им развлекаться, — это ведь тоже грубый анархизм, попрание законов божеских и человеческих. Этим они как бы призывают всех: «Делайте все, что желаете, — вы тоже!»
<Далее по пьесе случилась трагедия: было взорвано здание (при участии Санга – сына пастора), где проводилось собрание фабрикантов. Все погибли, кроме самого агрессивно настроенного, который стал инвалидом>.
Халден:
Да, ничто не приносит помощи. Эта мысль особенно мучила его ( Санга).
Ракел:
И потому-то он решил возложить бремя своего мученичества на всех нас? Всех нас лишить мужества?
Можно ли было нанести более глубокую рану людям? Что значит смерть по сравнению с жизнью, когда нет мужества жить?
Когда я смотрю на единственного человека, который спасся, когда я вижу его – парализованного, молчаливого, в колясочке, — человека, когда-то обладавшего необычайным мужеством, когда я вижу рабочих, выпрашивающих у него милости, — тех самых рабочих, которые ещё недавно были уверены, что победят его…
А вокруг столько солнца. Весна. С того самого ужасного вечера стоит чудесная погода – и днем, и ночью…
Как будто природа хочет сказать нам: ПОЗОР! ПОЗОР! Вы пачкаете кровью листву моих деревьев, вы нарушаете мои песни предсмертными криками и хрипеньем. Вы оглашаете воздух воплями и стонами. Вот что говорит нам природа. Вы оскверняете даже весну! Ваши болезни и ваши злые мысли пробираются всюду – леса и поля наполнены ими. Нищета и убожество ваши повсюду заражают зловонием воздух, как стоячая вода. Вот что говорит нам природа.
Ваша жадность и ваша завистливость – это две неразлучные сестры, враждующие с самого рождения, — вот что говорит нам природа. Только мои самые высокие горы, только мои песчаные пустыни, только мои ледяные поля не знают о них. Только они. А на любом другом клочке земли виднеются следы крови и слышатся дикие крики. Посередине вечного сиянья человечество создало ад, и этот ад всегда полон обитателями. То, что должно было быть совершенством, превратилось в отбросы и стало проклятием<…>
Если добро прибегает к динамиту, где же добро и где зло? ВЕЛИЧИЕ ДОБРА В ТОМ, ЧТО ОНО ТВОРИТ, а НЕ РАЗРУШАЕТ. Добро отдает себя на радость другим, одаряет людей, порождая радость, создавая, быть может, избыток воли».
Норвежцы в 19 веке говорили: «Назвать имя Бьёрнсона – всё равно, что поднять норвежский национальный флаг».