Худайберды Тухтабаев «Конец Жёлтого Дива»
Продолжение приключений Хашимджана. После окончания школы милиции он приступает к работе и в первый же день попадает в неприятности. Пытаясь доказать свою невиновность, он выходит на преступную сеть, орудующую в городе.. В работе ему снова помогает волшебная шапочка, делающая его невидимым.
Входит в:
— цикл «Волшебная шапка»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
skrpionnn06, 29 апреля 2021 г.
Очень интересное и неоднозначное произведение написанное эзоповым языком, как и многие советские детективы 70-80-х годов. Писать об организованной преступности в СССР было нельзя. Официально ее не было. Однако она существовала, как бы в «зазеркалье», год от года укрепляя свои позиции, влияла на целые отрасли экономики и народного хозяйства. Прорастала везде, где можно воспользоваться неучтенным сырьем, равнодушием, бесконтрольностью, дефицитом и т.д. и т.п.
Приблизительно в 1986г., когда по стране уже шагала «Перестройка» и по телевидению демонстрировали итальянский сериал «Спрут», советскую организованную преступность стали называть «Мафия». И понеслось... В том же году страна с удивлением узнала о существовании «хлопковой» мафии в Узбекской СССР (банально: как муж, которому изменяла жена, узнал об этом последним, хотя об этом давно судачил весь дом). Начались расследования, процессы, снятия и посадки республиканской партийной верхушки, не считая административно-хозяйственных работников рангом пониже. Накалились отношения между Центром и местной властью, чиновники испугались за свои накопленные годами богатства и привилегии, что привело к де-факто выходу Узбекистана из состава СССР при непротивлении ельцинского Центра. В конце 1991г. развал большой страны состоялся де-юре...
Ну, а пока, за десять лет до 1986г., увидела свет книга «Конец Желтого дива». Желтый див — это узбекская организованная преступность, мафия. Но официально ее не было и поэтому главный герой, молодой милиционер, со своей шапкой-невидимкой, разоблачая хапуг и мошенников, действовал как бы в сказочном «зазеркалье». Подобный же литературный прием используется в губаревской социальной сатире в «Королевстве кривых зеркал» (в случае претензий от цензуры ответ: а я сказки для детей пишу!). Творческая интеллигенция, журналисты, писатели знали страшную правду (или хотя бы подозревали ее наличие), время от времени в своих книгах, эзоповым языком аллюзий пытались донести эту правду до читателя, до сограждан.
В произведении сказочные мотивы и приемы тесно переплетаются с тревожной фактологией взятой из реальной жизни. Например, это сцены опорочивания мафией честных и принципиальных работников милиции: «пьяный дебош» наивного Хашимджана в кафе, явление «незаконнорожденного сына» у полковника на свадьбе. Желтый Див — главари мафии — совершенно реальны, это директора, начальники, заведующие — советские администраторы имеющие повседневный доступ к дефицитным товарам, продуктам и бесконтрольному обороту наличных денег. Рядовые хапуги, несуны и мошенники — это мелкие сошки, о которых простые советские граждане с удовольствием узнавали в фельетонах Ильи Шатуновского или в карикатурах в журнале «Крокодил». Все знали об этих тревожных фактах, призрачных сигналах из «зазеркалья», их становилось все больше, пока количество не переросло в качество... По сути 1976г. это начало конца. Но тревога за советское общество успешно маскируется искрящимся душевным национальным юмором.
В этой связи полезно сравнить солнечный оптимистичный «Конец Желтого дива» с детективным произведением другого узбекского автора Рауля Мир-Хайдарова «Пешие прогулки». Изданное в 1988г. оно уже без особой оглядки на цензуру, совершенно безжалостно обнажает тему разрастания «узбекской мафии» во всей ее ужасающей реальности (не даром после выхода книги на ее автора было совершено серьезное покушение и он уехал из республики). Это мрачное произведение проникнуто нескрываемым пессимизмом и сердечной болью за агонизирующий советский Узбекистан.