Итало Кальвино «Невидимые города»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман-размышление о современной действительности, которая проецируется на удаленный пространственно-временной фон: это 13 век, время пребывания Марко Поло в империи Великого Хана. «Обрамлением» сборника, связующей оболочкой всех 55 новелл становится подробный отчет великого путешественника, бывшего послом при Великом Хане, который он дает о различных китайских городах, рассеянных по всей территории огромной империи, знакомых либо незнакомых императору, реальных либо фактически вымышленных. Путешественник создает странные, сказочные картины городов с серебряными куполами, с улицами, вымощенными оловом, где живут люди, необычные по внешнему виду и по манерам поведения, хоть им и присущи слабости и недостатки обычных людей. При построении композиции книги Кальвино использует правила карт таро, когда карты могут раскладываться в различных направлениях по горизонтали и вертикали, создавая при этом различные смысловые комбинации. Подобно этому, читатель может знакомиться с описанием городов в произвольной последовательности, читая новеллы через одну, через две и т.п., и возникающий при этом воображаемый видеоряд будет всякий раз иным. В целом книга представляет собой еще одну оценку настоящего, негативную концепцию современного мира с постоянными аллюзиями на беспорядочное, хаотичное существование больших метрополий, в которых очень сложно жить человеку, подавляемому индустриальной цивилизацией.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Роман |
Экранизации:
— «Voyage of No Return» 2009, реж. Ergin Cavusoglu
- /языки:
- русский (5), итальянский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Гавриленко (1), Н. Ставровская (4), А. Толочко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
r9snick, 7 ноября 2022 г.
«Невидимые города» Итало Кальвино — это оригинальный эксперимент, постмодернизм в чистом виде и автоматическое «ИЗБЕГАТЬ»-клеймо для тех, кто хочет литературу в привычном для этого понимании слова. Здесь нет героев — вряд ли отстранённых Кублай-Хана и Марко Поло, повествующего о невиданных посещённых (якобы) городах могут такими являться. Они — функции. Сюжета тоже нет. Всё повествование — цепочка якобы бессвязно, а на деле математически выверенно расставленных коротких новелл о тех самых городах, которые условно поделены на 11 категорий.
Фантазии автора можно только позавидовать, а сам лёгкий, воздушный и внеземной слог легко отрывает читателя от реальности, в каком бы месте он не открыл эту книгу. Но опять же, полюбить подобное явление очень трудно. А вот оценить по достоинству талант и язык — легко.
korsrok, 3 августа 2017 г.
«Память избирательна: для того, чтобы жизнь продолжалась в ней повторяются знаки»
«…давно позабытая Фауна скоро пробудится от долгого летаргического сна – изгнанная в самые отдаленные места, она возвращается на свет подземельями пыльных библиотек, где хранятся инкунабулы»
«Атлас великого хана содержит такие карты земель обетованных, в которых люди мысленно побывали, но не открыли еще и не освоили: Новая Атлантида, Утопия, Город Солнца, Океания, Тамоя, Грамония, Нью-Ланарк…»
Роман Итало Кальвино невероятное и незабываемое путешествие по сказочным странам, среди иных цивилизованных рас, которое погружает в историю посещаемых городов, демонстрирует их особенности, традиции и обычаи жителей. Волнующее и восхитительное произведение захватывает с первых строк и не дочитав книгу за один присест ее невозможно отложить в сторону. Роман увлекает и погружает в невидимые миры, которые человек может постичь дав волю фантазии, с одной стороны, и в то же время видит их каждую ночь в воде пульсирующими хрустальными пузырями. Автор буквально берет вас за руку и проводит сквозь чертоги богов – таинственный, потрясающий мир. «Незримые города», подобно «Маленькому Принцу» и «Стрелку» вывели меня на новый уровень, это книга, к которой буду возвращаться снова и снова. Небольшой роман содержит в себе образы и подобия сотни городов, и в каждом из них есть свои достопримечательности.
В Диомире вы увидите здание с шестидесятою серебряными куполами, бронзовые статуи богов и хрустальный театр, а в Исидоре дворцы с винтовыми лестницами украшенными инкрустированными ракушками. Над Стенами Доротеи возвышаются четыре башни, а к ее вратам ведут семь подъемных мостов. Заир встретит лестничными маршами, древками знамен и зубцами крепостных стен – это город не открывающих своего прошлого. В Анастасии вас встретят женщины божественной красоты купающиеся обнаженными в кристально прозрачном озере окруженным благоухающим садом. Мужчины обрабатывают там агат, оникс, хризоплазм и другие виды халцедона, столь желанного для красавиц. А Тамара город вывесок с символами обозначающими предназначение домов – улицы города, словно открытая книга. Вы увидите Зору – страну мудрецов за шестью реками и тремя горными цепями и Деспину, город очаровательных босоногих танцовщиц расположенный между двух пустынь. Посетите Зирму – город поездов и дирижаблей, со слепыми неграми на мостовой и женщиной выгуливающей пум, а также Изауру – страну тысячи колодцев. И это только одно созвездие. В книге их 9, а в небе 9999)
Рекомендую всем. «Незримые города» метатекст, который не только самым естественным способом вызывает определенные чувства, он буквально взаимодействует с вами – такие произведения редко встречаются. Очень хорошая и много значимая книга.
Rovdyr, 4 сентября 2017 г.
Прочтение романа Итало Кальвино «Невидимые города» было для меня весьма увлекательным времяпровождением, хотя не могу сказать, что намерен обратиться к нему еще раз в скором будущем.
Мне очень нравятся такие бессюжетные, во многом абстрактные фантазии, представленные в форме отдельных маленьких повествований (можно назвать их заметками) с явным налетом сюрреализма. Причем, что я нахожу особенно ценным, фантазия Кальвино «укладывается» в гармоничный диапазон оригинальности — практически ни одна из заметок не опускается до уровня скучности, и ни одна не взлетает до чрезмерной эксцентричности.
Самым любимым городом я посчитал Теодору (один из последних в романе), жители которой на протяжении многих поколений боролись со всякой вредной живностью — крысами, змеями, мухами и т.п. И когда они добились окончательного успеха, полностью истребив все живые существа в своем городе, на них хлынула новая напасть — из книг и скульптур появились драконы, химеры, гидры и прочие мифологические бестии… Очень красивая фантазия!
К немногочисленным, но существенным недостаткам романа я отнесу, во-первых, тяжеловатый язык (может, это отчасти из-за перевода); во-вторых, мне показалось, что городам не вполне хватает «оживленности», вследствие чего эффект собственного присутствия в описываемых местах реализуется не на 100%. Возможно, стоило бы использовать каких-то персонажей. Таковые в романе есть, но только в качестве рассказчика и слушателя — это Марко Поло и монгольский Хан Хубилай (разумеется, это художественные фикции, что не только не отменяет, но усиливает ценность их присутствия в книге). Диалоги придуманных Итало Кальвино великого Путешественника и великого Государя великолепно украшают произведение, и мне думается, что было бы лучше придать им большее участие.
Avex, 14 июля 2010 г.
После Перека настало время и для остальных корифеев УЛИПО...
Шарик воображаемой рулетки бодро обогнул Рубо, миновал Раймона Кено и с дрожащим сомнением указал на второй том Итало Кальвино, представляющий то самое направление, которое в среде наших силовиков принято путать с порнографией.
Все, кто ищет в книге лёгкий развлекательный сюжет, могут спокойно проигнорировать этот том, потратив деньги и время на что-нибудь другое, поскольку здесь их ожидает сплошной эксперимент и постмодернизм. А тексты собрались действительно необычные — все очень далёкие от реализма, все с легким налётом сюрреальности и абсурда, все как один — тотальный эксперимент с языком и стилем.
Здесь онемевшие путники могут общаться посредством карт таро, раскладывая из них свою историю.
Здесь могут существовать самые фантастические города — порождённые воображением, и потому незримые, несуществующие.
Здесь можно прочитать текст с лопающимися комиксовыми «пузырями», или рассказы, в которых нет места сюжету и элементарным человеческим эмоциям (попробуйте, например, найти им место, описывая процесс деления яйцеклетки чуть ли не на молекулярном уровне).
Самой интересной вещью сборника представляются «Невидимые города», Хотя многие отдадут пальму первенства начальным вещам — которые показались мне слишком искусственными, просчитанными и рациональными — хотя признаю, что поставленная в них задача была более трудной, а найденное решение оказалось логичным, и, как всё гениальное, простым и изящным... Если первая повесть воспринималась как откровение, то вторая напомнила попытку войти в ту же самую воду. Но зато третья — более простая и традиционная вещь — оказалась приглашением к сотворчеству. Именно она задела за живое, увлекла игрой и красотой языка, побудила к продолжению.
Начитавшись про города, раскинувшиеся на гигантской паутине, или про засыпанные города, мёртвые жители которых дышат песком, или про города из водопроводных труб, где играют и плещутся наяды, или про города, в которых привычную фауну заменили грифоны и единороги — даёшь волю собственной фантазии.
Роман-каталог может показаться простым и однообразным. Но это не сухой перечень чудес, анахронизмов и повседневности, да и сюжет здесь всё-таки имеется — беседы с ханом, в которых Марко Поло рассказывает о якобы виданных им городах. На первый план выходит язык и структура произведения, напоминающая легкую ажурную конструкцию, сплетенную из мечты и реальности. Язык «Городов» играет фантазией и красотой, переливается красками, будто старое доброе вино в хрустальном бокале. Здесь нет таких тесных рамок и ограничений, как в «скрестившихся судьбах», нет догм и запретов. Во время чтения не замечаешь, что роман был написан на другом языке — будто бы здесь и сейчас. «Невидимые города» построены из небольших фрагментов-кирпичиков, а это хорошо уже тем, что можно безболезненно прерываться и возвращаться к чтению на следующий день. Для людей с дефицитом свободного времени это большой плюс.
Ключ к пониманию произведения дан открытым текстом:
Но мы вправе не принимать это на веру и продолжать верить в чудеса, составлять собственную типологию незримых городов, рожденных на сей раз нашей фантазией. В конце концов, мы любим книги именно за то, какие мысли и образы они навевают.
...По восточную сторону Корифейских гор находится суровый Грязьбург, жители которого утопают в грязи. Зимой, летом, осенью или весной — не найдётся, пожалуй, времени года, когда умиротворились бы сердца горожан. Зимой грязь и груды мусора скрываются снегами, но при виде скользких или неубранных тротуаров в сердцах путников рождается тревога. Летом по раскалённым улицам проносятся вихри, заметают пылью и тополиным пухом памятник невидимке; от горящих в округе торфяников совершенно невозможно дышать. Весной и осенью непроходимы дороги. Благородные доны и синьорины прыгают через лужи, внося неоценимый вклад в местную филологию. И в любое время года — на улицах грязь, мусор и вечные дорожные пробки...
Над водами возвышается недостроенная телебашня, словно надкушенная проходящей годзиллой. Проплывают мимо сонные гондольеры. Сидящие вдоль берегов жители смотрят им вслед и, что-то бормоча, кидают недопитые бутылки. Укоризненно хмурят брови памятники Татищеву и фон Геннину, озирая окрестности.
Лишь редкий турист пробежит через ТЦ, остановится вдруг перед памятником комсомольцам — и вдруг тень какого-то озарения промелькнёт на его усталом челе. Тогда он выхватит туристский проспект, перекрестится бредущим из храма в храм богоборцам и побежит себе дальше, шурша «найками» по прошлогодней листве.
Ассоциации: Борхес
Саундтрек: Под небом голубым есть город золотой
Амплитуда оценок за крупные вещи 2-го тома: 8-7-9 (порекомендую также новеллу «Происхождение птиц». львиная доля остального очень на любителя)