Пол Ди Филиппо «Странные занятия»
В альтернативном мире будущего, как и везде, есть множество способов заработать себе на жизнь. Можно петь в баре на экзотическом острове, можно торговать наркотиками — а можно и информацией... А еще можно ввести в обиход новые деньги, внедрить в мировую инфосистему страшный вирус, внушить мультимиллионеру, чтобы он оставил завещание на твое имя... Или попытаться осчастливить человечество и посмотреть, что из этого выйдет. Одиннадцать новелл — одиннадцать странных занятий.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место (сборник) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
BorodaNeBoroda, 24 апреля 2017 г.
Средний уровень рассказов невысок. Однако есть и такие, которые выделяются на общем фоне:
- «Дрессировщик клеток», история эксцентричного пластического хирурга с занимательными рассуждениями о красоте, работе (не знаю, как врачи относятся к своим пациентам, но цинизм ГГ показался вполне правдоподобным) и описаниями борьбы двух дрессировщиков на клеточном уровне;
- «Каруна, ИНК», рассказ об общественной организации, целью которой было помочь белым воронам найти своё место в мире;
- «Фабрика», повесть-эпопея о судьбе целой планеты, освободившейся от власти своих угнетателей, — лучшее, на мой взгляд, произведение сборника.
Не оставили равнодушным «Спондуликсы», «Заговор шума» и «Завод скуки», которые немного не дотягивают до твёрдой четвёрки.
Три плюс три, итого шесть неплохих рассказов, что уже больше половины. Однако сборнику не хватает динамичности (свойственной и «Рибофанку», и «Стимпанку», и «Нечеткому дроблению»), когда не знаешь, что будет на следующей странице, и которую я был вправе, как мне казалось, ожидать и теперь. Но автор решил иначе, уделив большее внимание психологии масс и внутреннему миру человека, нашим силам и слабостям, страху быть отвергнутым, непонятным и желанию покорять все новые вершины... Тот, кто ищет в книгах именно это, пожалуй, разочарован не будет.
rusty_cat, 21 июля 2009 г.
Если говорить коротко, то Ди Филиппо мне понравился своей жизненностью, нефантастичностью, увлекательностью с оттенком «раз-». Из плюсов хочется назвать характеры, необычные, но становящиеся родными персонажи, неожиданность сюжетных поворотов, ровность рассказов сборника — не обнаружил откровенно слабых или провальных. Из минусов — недостаточную глубину, местами — увлеченность второстепенными деталями из-за чего основной сюжет оказывается беднее. Из дополнительных грустных моментов — недостатки перевода: несколько раз в тексте попались ошибки типа «ться» в глаголах третьего лица, нелитературные повторы слов, орфографические ошибки, а также неточности перевода некоторых названий — Skintwister — «Дрессировщик клеток», The Mill — «Фабрика», но в этом весь АСТ.
В общем, сборник заслужил в моих глазах 7-8 из 10 и главное, некоторый интерес к автору, то есть цикл «Стимпанк», вышедший в этой же серии я прочитаю точно.
Теперь по существу.
Если лет десять назад я читал циклами и сериями, и, например, прикончив всего доступного Говардовского «Конана» мог взяться за поделки Спрэг Де Кампа и иже с ним, или вслед за Берроузовским «Тарзаном» устремлялся на Марс вслед за его же «Джоном Картером...». Теперь же я читаю по возможности разнообразную литературу и потому за Умберто Эко может следовать Иржи Грошек, а далее — Юкио Мисима, Кристоф Рансмайр или вот, Пол Ди Филиппо.
В авторском сборнике «Странные занятия», по крайней мере, в первой его половине почти нет фантастики, есть несюжетообразующие допущения: такой-то наркотик, такая-то экономика, такая-то организация, и в рамках получившейся общественной модели автор устремляет луч прожектора не к ее исследованию, не к раскрытию плюсов и минусов своего допущения, а к персонажу, одному или нескольким, т.е. в своих выдуманных мирах автор исследует души людей, которые в свою очередь, оказываются узнаваемы, убедительны и по своему близки. В рассказах Ди Филлипо фантастика (реже — альтернативная история) настолько ненавязчива, что понимание этого приходит опосредованно, само собой.
Итак, рассказы Ди Филиппо — это рассказы о людях, и в этом отношении, первый, с кем мне пришло в голову сравнить Ди Филиппо, — это Рэй Бредбери. У Брэдбери примерно половина творчества, если не больше, посвящена душам людей в разные моменты их жизни — «Бэг», «Все лето в один день», «Здравствуй и прощай» и пр. Так и в рассказах Ди Филиппо мы видим, то мальчишку-музыканта, прибившегося в бар, то пловца, испортившего себе карьеру протестом на олимпийских играх, и ставшего владельцем нищей закусочной.
varnie, 2 февраля 2011 г.
Дочитал сборник, преисполненный двойственных впечатлений.
Эта книга — первая, что я прочитал от Пола Ди Филиппо, а потому мое мнение будет непредвзятым (не с чем сравнить из др его работы, а следовательно, и приподнять/занизить оценку будет не так то легко).
Тот кто ждет от этого тома каких-либо откровений, идей за кадром — не надейтесь.
Выдумка у автора прекрасная, но я не назову ее гениальной и уж тем более шедевральной. Сборнику чего-то нехватает, возможно экшна, драйва и более естественных персонажей. Все они будто бы картонные, исполняющие строго предначертанные функции, и потому местами читать становилось неинтересно. Когда же становилось интересно, рассказ завершался.
Несмотря ни на что «Фабрику» я запомню надолго, и не раз к ней вернусь. Наилучшее произведение в этом сборнике, не имеющее никаких на мой скромный взгляд из вышеописанных недочётов. Отдельно хотел бы заострить внимание на обалденных описаниях, от которых я получил удовольствие при чтении.
За одну лишь эту повесть готов выставить 8 всему сборнику, хоть это и не корректно.
К автору скорее всего вернусь, возможно другие его работы окажутся более заманчивыми.
nostradamvs, 25 октября 2009 г.
После прекрасных “Вавилонских сестёр” и “Рибофанка” я был уверен в ди Филиппо и не ошибся. Сборник “Странные занятия” написан совсем в другом стиле, нежели предыдущие сборники: это качественная, крепко сбитая и интересная социальная фантастика, чаще твёрдая НФ, чем что-либо другое. В каждом рассказе – удивительные работы, фабрики и производства непонятно чего, и всё такое захватывающее; очень понравился “Завод скуки”, да и “Фабрика” тоже очень хороша. Ди Филиппо в равной мере хватает и юмора, и грусти; язык – сочный, хороший, перевод А.А.Комаринец адекватен самим произведениям. В общем, всё прекрасно.