fantlab ru

Андрей Волос «Возвращение в Панджруд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение в Панджруд

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

X век. Бывший придворный поэт Рудаки изгнан из Бухары в родное село. Он встречает множество простых людей и одновременно вспоминает начало своей поэтической карьеры и её расцвет при дворе Саманидов.

Примечание:

Посвящение автора: Иветте Ивановне Воропаевой — дорогой моей маме, многие годы терпеливо ждавшей завершения этой книги, с любовью и благодарностью.

Рецензии на роман:

Станислав Секретов. Дорога жизни — «Знамя» 2014, №1

Даниил Чкония. Возвращение к себе : (А. Волос. «Возвращение в Панджруд») // Дружба народов. — 2014. — № 12. — С. 224-230

Галина Ребель. Цена слова — «Вопросы литературы» 2014, №4



В произведение входит:


7.50 (2)
-

Награды и премии:


лауреат
Русский Букер, 2013 // Русский Букер

лауреат
Русский Букер, 2013 // Студенческий Букер

Номинации на премии:


номинант
Большая книга, 2013


Возвращение в Панджруд
2013 г.
Возвращение в Панджруд
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Повратак у Панџруд
2014 г.
(сербский)
Враќањето во Панџруд
2015 г.
(македонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга Андрея Германовича Волоса «Возвращение в Панджруд» является эталонным историческим романом, словно из палаты мер и весов. В нём нет примесей магического реализма, как нет и вольного обращения с историческими реалиями описываемого места и времени, то есть Бухары IX века. Есть тщательно исполненный приключенческий сюжет, вплетённый в условия той страны.

Главным героем произведения является великий персидский поэт Абу Абдуллах Джафар ибн Мухаммад, писавший под творческим прозвищем (лакабом) Рудаки, то есть «сидящий у ручейка». Фигура Рудаки является для современной персидской литературы настолько значимой, что многие историки считают этого автора её основоположником.

В советское время тема Персии привлекала и писателей, и читателей. Можно вспомнить многотомные произведения С.П. Бородина «Звёзды над Самаркандом» или В.Г. Яна «Нашествие монголов», где часть действия также происходит в Средней Азии, пользовавшиеся большой популярностью. Работа Андрея Германовича продолжает заложенные предшественниками традиции.

Роман «Возвращение в Панджруд», как мне кажется, решает две задачи. Во-первых, читатель знакомится с жизненным укладом, политической и социальной обстановкой в Персии. Во-вторых, узнаёт судьбу столь чтимого по сей день поэта и мыслителя.

Что касается первой задачи, то она исполнена очень удачно. Когда через сюжетные ходы ты узнаёшь о многих обычаях персов — бытовых, кулинарных, брачных, похоронных, придворных — совершенно нет ощущения, будто читаешь учебник истории. Всё подано через действие и к месту. Причём Волос пишет об этих обычаях нейтрально, не стремясь противопоставить прошлое время сегодняшнему дню.

Вторая задача решена не менее успешно. Но жизненный путь Рудаки, напротив, описан эмоционально. Два периода его жизни: юность и нахождение при дворе эмира с титулом «Царь поэтов», а также изгнание после смены власти излагаются одновременно. Персонажи у Волоса получились очень живые, как главные действующие лица, так и эпизодические. Мне особенно понравились мудрецы — сам Рудаки и его друг со времен медресе Юсуф. Интересно, какова разница между мыслителями русскими и персидскими! И те, и другие были заняты вопросами планетарного масштаба, вопросами мироздания. Но если русские мудрецы неизбежно становятся старцами, аскетами, мрачными и смиренными, то персидские вовсе не считают обязательным отринуть от себя удовольствия и радости.

«Возвращение в Панджруд» — отличная книга для ценителя классического исторического романа, написанная лёгким и качественным языком, обладающая увлекательным сюжетом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала совершенно прекрасную книжку, точно лучшую из всего, что попалось мне в руки в этом году, и даже в прошлом. Всячески рекомендую!

Вообще-то, я давно уже на нее смотрела, пару раз собиралась купить, столько же передумывала. Уж больно аннотация пугала:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Абу Абдаллах Рудаки, великий таджико-персидский поэт, возвращается в родной город в сопровождении мальчика-поводыря, который даже не знает, кто этот нищий слепой старик. Слава Царя поэтов бежит впереди него, долгая жизнь остается позади, а гордыня, отчаяние и мудрость борются в душе, поочередно одерживая победу. Рассказанная с конца история жизни Рудаки – не исторический роман, а изящная художественная проза, наполненная запахами и звуками, напевностью стихов и мудростью Востока.

Справедливости ради надо сказать, что она вообще-то вполне соответствует содержанию (особенно последняя фраза), но акценты расставлены как-то не совсем правильно.

Во-первых, книга написана отличным языком и легко читается. Первая половина так и вообще проглатывается на одном дыхании, потому что увлекательно, приключенчески, не без иронии и вообще очень интересно, ведь Средняя Азия — это совершенно иной мир, в том числе в бытовом смысле.

Например, вы знали, что в Бухаре существовала стена поэтов? Каждый мог прийти и прикрепить на стену свои стихи. А остальные приходили читать, оценивать и запоминать. Писали их на подсушеных капустных листьях, бумага была слишком дорога. Эти стихи учили наизусть и цитировали затем на базаре. Стихи. Наизусть. На базаре. Впечатляет, да? А эмир имел целую команду придворных поэтов, и получить место в этой команде — означало сделать отличную карьеру.

История про то, как два эмира соревновались в великодушии — это вообще маленький шедевр.

В плане атмосферы — тоже все хорошо, у меня прямо перед глазами стояли Бухара и Хива, казалось, что почти ощутимы запахи нагретого пыльного города и прохлада маленьких квадратных прудов. И матовый изюм, и лепешки, и зеленый чай, и теплые камни...

Так что не верьте, что вам будут рассказывать только про путешествие слепого и поводыря (хотя именно эта часть написана чуть ли не занимательнее всего, и я бы с удовольствием про это путешествие почитала еще, особенно про изучение арабского языка и стихосложение). На самом деле это книга про азиатский восток, в самом широком смысле этого выражения. Жесткая и неумолимая Бухара, немного блистательного Самарканда, восточные базары, караван-сарай, медресе, верблюды, огромные чинары, система наказаний, свадьба и похороны, интриги, поэзия, уважение к старшим, религия, философия, пророки, джины. Вот, например, считается, что последние нашептывают поэтам стихи, в свою очередь подслушивая речи ангелов.

Может быть чуть многовато политической борьбы (про поэзию и быт все-таки интереснее), но в целом, это действительно прекрасная вещь. И довольно уникальная. Одновременно немного сказочная и совершенно реалистичная. Кстати, хотя действие и происходит во времена Мавераннахра, книга не воспринимается историческим романом. Вовсе нет. Зато читается взахлеб. Попробуйте просеять муку ее страниц через сито своего внимания. Это стоит того.

И да, это тот случай, когда Букер дали абсолютно заслуженно.

Upd. Прочитала ниже, что мол у Иванова в «Парме» все куда лучше. Не могу согласиться. «Парма» может и атмосферна, но тяжеловесна, уныла и полна крови. На мой взгляд, «Возвращение в Панджруд» выше на две головы. Изящнее, умнее, тоньше. Эту книгу просто интересно читать, в конце-концов.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ай-вай, и у нас такое пишут? Неформат же, совершенный неформат! Никакой же жалости к несчастному современному читателю, знать не знающему никаких улемов да гулямов. Да что там — и самого имени Рудаки не слыхавшему. А Андрей Волос попросту берет читателя и бросает в ту самую яму, где эмир благородной Бухары держит своих преступников и откуда вместе с главным героем придется выбираться. Да еще искать для себя новую жизнь, а может, и новое счастье. И вьется-кружится пыльная дорога в благословенном Мавераннахре. И пусть лишь в памяти Рудаки, но будут еще капустные листья с певучими строками на Стене Поэтов, и «восточный Ренессанс» при дворе просвещенного эмира Назра тоже будет, и придворные интриги — да мало ли, что. Целая жизнь будет. И как же это здорово на самом деле — словно сработала наконец машина времени, и ты оказался за тысячу лет и тысячу фарсахов от дома. И увидел невиданное, и узнал незнаемое... А еще в романе таится мудрость, горькая мудрость поэта, выстраданная и в славе, и в опале. Как хорошо, что такие книги бывают!

И вместо спойлера:

Однажды время мимоходом отличный мне дало совет

(Ведь время, если поразмыслить, умней, чем весь ученый свет)

«О Рудаки, – оно сказало, – не зарься на чужое счастье.

Твоя судьба не из завидных, но и такой у многих нет».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное достоинство произведений Андрея Волоса — это прекрасный русский язык. Образный, легкий, достаточно эмоциональный, грамотный и, что совсем сейчас не в моде, абсолютно без модных игр со структурой текста.

Остальное Волос тоже умеет отлично — построение сюжета, диалоги, характеры.Умение отстраниться от героев, не залезать им в голову, а показать чувства через поступки, жесты, слова. Отсутствие публицистичности и морализаторства.

Ну и, конечно, собственно, сюжет, сеттинг, и доскональное погружение в действие.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исторический материал великолепный, действительно, и период и сама культура Средней Азии 10 века — крайне любопытны, но творческая реализация очень не высокого уровня.

Скучно.

Меня удивили высокие оценки у этой ремесленной подделки — так себе язык, ходульные герои, предсказуемые сюжетные ходы. А главное, Волосу ни разу не удалось создать ощущения, духа времени, атмосферы, что, например, смог Иванов в Парме.

Так что если Вы рассчитываете провалиться в другую реальность, испытать какой-то серьезный эмоциональный опыт, то это не Ваш вариант.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравится любителям фэнтези. Тут и путешествие, тут и битвы, тут и пафосные диалоги. Отдельно доставило описание встречи литераторов с национальным лидером.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх