Карел Чапек «Мать»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Злобный и безжалостный враг терзает некую страну. Женщина утратила мужа и любимых сыновей. Отдаст ли она последнего?
Премьера пьесы состоялась 12 февраля 1938 года в Сословном театре в Праге, в том же году вышла отдельным изданием в издательстве Ф. Борового.
«Эпоха, в которую мы живем». [Заключительная сцена из пьесы «Мать»]. — Литературная газета, 5 января 1939 года.
- /языки:
- русский (14), украинский (2)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- А. Гурович (10), Ю. Лисняк (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 4 октября 2021 г.
Очень сильная пьеса. Женщина потеряла мужа и четырёх сыновей. Муж погиб на войне, старший привил себе новую вакцину, второй разбился при испытании самолёта, двое погибли в гражданской войне на разных сторонах. Остался последний ребёнок, и его отдавать нельзя. Конечно, она права. Но у матери своя правда, а у мужчин своя. Каждый умер за то, что считал своим долгом.
Пьеса может показаться пафосной. Но пафос, вообще-то почти неизбежный для драмы, у Чапека смягчается его искренней любовью к людям. Герои обычные люди, добрые, хорошие, в чём-то заурядные, в чём-то ограниченные. Они не стараются навязать окружающим свою правду. Просто без неё они не могут.
Пафос зашкаливает только на последних страницах. Последней реплике лучше бы остаться за кадром. Тогда остались бы обе правды. Но автора можно понять. Он каждый день наблюдал за тем, что творится в Испании, и ожидал, что такой же кошмар ждёт его родную Чехословакию. Такого не случилось. Случилось хуже.
kerigma, 10 августа 2018 г.
Феерический образец пафосного треша. Вот, значит, перед нами Мать с большой буквы и ее семейство: героически погибший на войне отец и куча сыновей, которые тоже погибают, и каждый — за свое особенное правое дело. Один врач, другой революционер, третий уж не помню что. А она, значит, страдает, как Женщина и Мать. А духи умерших пытаются ее убедить, что такова их и ее судьба, и куда уж деваться. И все это с бесконечной нудотой и пафосом, но начисто без смысла.