fantlab ru

Эмиль Золя «Чрево Парижа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

Чрево Парижа

Le Ventre de Paris

Роман, год; цикл «Ругон-Маккары»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Парижский Центральный рынок. Огромное, фантастическое, роскошное царство чревоугодия, над которым плывут умопомрачительные ароматы сыров и колбас, фруктов, цветов и сотен других произведений природы и поварского искусства. В этом царстве кипит жизнь, — правят и соперничают бойкие красавицы торговки, подрастают маленькие гамены и их смешливые подружки, наживаются состояния, разносятся и упоенно смакуются сплетни, спорят о политике в кабачках. Именно здесь пытается укрыться от полиции бежавший с каторги и затерявшийся в бесконечном лабиринте парижских улиц молодой революционер Флоран...

Входит в:



Чрево Парижа
1937 г.
Ругон-Маккары, 18 томов. Том 2
1957 г.
Чрево Парижа
1957 г.
Том 4. Руггон-Маккары: Чрево Парижа. Завоевание Плассана
1962 г.
Чрево Парижа
1979 г.
Чрево Парижа
1984 г.
Том 2-3. Чрево Парижа. Завоевание Плассана
1992 г.
Добыча. Чрево Парижа
2011 г.
Чрево Парижа
2012 г.
Чрево Парижа
2020 г.
Чрево Парижа
2021 г.
Чрево Парижа. Радость жизни
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Черево Парижа
1960 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ле-Але — главный рынок Парижа. Или, как гласит название «чрево Парижа». Это отличная история о продуктовом рынке и людях, которые работают здесь. Это иногда грустный, а иногда и комичный взгляд на недостатки повседневных работников. Роман Золя актуален сегодня, как и тогда, когда он был написан. Какой талант!!! Автор описывает продукты и людей с наслаждением и яростью, жадностью и отвращением. Автор мастерски описывает то, как люди сплетничают и распространяют полуправду и ложь. Контраст между едой, разложенной по прилавкам, и скудости скромных людей — одна из тем романа — граничит с карикатурой. «Чрево Париж» — проницательный взгляд на изменения, вызванные промышленной революцией. И завершает роман проникновенной фразой: Ну и сволочи же эти «порядочные» люди!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, несмотря на то, что имя автора то я хорошо знал, ни одного произведения до этого времени не читал. А тут попала в руки книга, дай, думаю, ознакомлюсь… По большому счету, все повествование происходит в одном месте – на продовольственном рынке Парижа Ле-Аль и окрестных улочках. Когда мы были в Париже, то как раз неподалеку там апарты снимали, поэтому было даже какое-то ощущение сопричастности:). Золя хорош в описаниях, особенно в описаниях продуктов. Не ленится вначале на паре листов описать овощи, потом рыбу – вначале морскую, потом речную. Затем переходит на сыры, масло, подробно опишет ассортимент колбасной лавки и т.д. Поэтому, если вы любите описания – вам стиль понравится, потому как сильного развития событий то тут нет. Описания женщин у Золя получаются значительно лучше, чем мужчин, они лучше запоминаются:). В общем, все хорошо, интересно, но вряд ли в ближайшее время вернусь к нему:)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня «Чрево Парижа» — это олицетворение гравюр Питера Брейгеля Старшего «Кухня тучных» и «Кухня тощих», где показаны прямые противоположности не только по весу, но и по отношению друг к другу. В «Кухне тощих» бедняки пытаются зазвать тучного человека к столу и поделиться последним, а тот бежит от них, как от чумы. В «Кухне тучных» происходит обратная ситуация — жиреющие богачи выпроваживают из ломящейся от продуктов кухни голодного тощего. Так и в «Чреве Парижа» показаны эти буквальные и метафорические антиподы с их обывательским или романтизированным видением жизни и соответствующими поступками. Только Золя разбивает эту двухполярную действительность на подвиды с кучей полутонов. Многочисленные типажи олицетворяют собой чрево — нутро Парижа, хотя чрево в данном случае еще и само место описания — Центральный рынок с его многообразной снедью. И снедь эта автором мастерски представлена.

Великолепное произведение с ироничным описанием мелкобуржуазного общества и его жизненной философии, приправленное многообразием вкусов и запахов. Один из лучших романов цикла «Ругон-Маккары».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, что в этом своём романе Эмиль Золя превзошёл самого себя. Такого количества прилагательных я, наверное, ещё не встречал. Взять хоть описание рыбных рядов центрального парижского рынка — что ни рыбу называет нам Золя, то обязательно с одной-двумя, а то и несколькими качественными характеристиками — хоть цветовыми, хоть запаховыми, хоть описывающими форму, размеры или наличие разного рода деталей, но непременно вызывающими слюнотечение и соответствующие образы — зрительные, слуховые, ароматические, вкусовые, осязательные...

И точно такие же картинки рисует нам автор, ведя нас по мясным, овощным и зеленным рядам, таща читателя в птичьи цеха или же на колбасную, сырную и мясную кухню. Это сколько же внимания затрачено Золя, чтобы только суметь разглядеть все эти детали в каждом описываемом им предмете, но ещё и не просто разглядеть, но подобрать соответствующее словцо прилагательного свойства и вставить это словцо в нужное местечко текста, так, чтобы картинка получалась наполненная именно чревными смыслами!

Потому что словечко это — Чрево — выбрано автором вовсе не случайно (и браво переводчикам, выбравшим именно это слово в качестве перевода слова французского, поставленного Золя в название книги). И мы видим и буквально попадаем вовнутрь именно Чрева Парижа — во все эти вороха и буквально возы разного рода жратвы и порой едва не начинаем задыхаться от запахов и едва ли не тонуть во всех этих кучах пищи, еды, жорева, харча...

Но образ этот и термин вовсе не случаен и не конечен в романе, потому что, ведя своего героя по цепочке событий, происшествий, ситуаций и всего прочего, автор постепенно заменяет образ просто чрева Парижа как места, куда стекаются и где перевариваются городом потоки пищи, в Чрево Парижа, в его пищеварительный тракт, в его брюхо, истинным назначением и функцией которого становится прожёвывание и переваривание людей; где люди, составляющие ткани этого Чрева, из обыкновенных милых и простых торговцев и лавочников становятся, возможно сами того не замечая, частью пищеварительного тракта, становятся Обывателями и Мещанами, охотно совершающими всякие уже небогоугодные поступки и творящие разные мелкие и крупные пакости и подлости только потому, чтобы было выгодно им самим, а что там будет с другими людьми — то их уже вовсе не касается. Хотя нет, касается, ибо обитатели этого Чрева Парижа охотно и с удовольствием превращают преследование нашего главного героя в зрелище и с азартом досматривают этот зрелищный акт до самого конца. А потом спокойно возвращаются к своим мясным, рыбным, сырным, овощным и зеленным делам и рядам, к своим дорогим им объедкам, огрызкам и обсоскам...

Однако кроме чисто описательных богатств этот роман блистает и характерами персонажей. Кого только мы тут не встречаем — обилие образов, иногда изображаемых автором во всём великолепии, но порой просто набрасываемых несколькими скупыми выразительными фразами, опять-таки превращает всю эту парижскую людскую массу в портретную галерею. И портреты эти выполнены мастерски, дополняя портреты типов людей, сделанные Гоголем и Достоевским, Салтыковым-Щедриным и Чеховым, и другими мастерами пера.

Что касается характера нашего главного героя, то конечно этот образ весьма противоречив — с одной стороны, будучи молодым человеком и оставшись старшим в семье, он ничтоже сумняше берёт на себя заботы и ответственность за младшего брата и с честью выполняет добровольно взятые на себя обязательства; но затем ведёт себя подобно романтическому и мечтательному юноше-идеалисту, не умея ни жить самостоятельно, ни работать толком, ни организовать какие-то революционно-бунтарские группы и события. И даже весь его каторжанский опыт нисколько не сбивает с него этого романтико-идеалистического ореола, и потому тот исход, который создаёт для своего героя Эмиль Золя, закономерен и неизбежен.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх