Эмиль Золя «Карьера Ругонов»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Эмиль Золя, выдающийся французский писатель, вошел в мировую литературу как создатель двадцатитомной эпопеи «Ругон-Маккары», где блистательный анализ современного писателю общества ничуть не затмевает накала страстей.
В своем первом романе «Карьера Ругонов» (1870), написанном накануне войны с Пруссией и парижской Коммуны, автор противопоставляет юных идеалистов Сильвера и его подругу Мьетту с их революционной страстью, чистотой порыва, и тех, кто рвется к власти. Эти люди озабочены лишь тем, как «продать себя возможно дороже», они готовы перейти на сторону тех, кто щедро вознаградит в час торжества. Г. Флобер назвал эту книгу «жуткой и прекрасной»: «Не могу опомниться! Сильно, очень сильно, — писал он. — У вас большой талант, и вы смелый человек».
Входит в:
— цикл «Ругон-Маккары»
- /языки:
- русский (8), украинский (1)
- /тип:
- книги (8), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Александрова (7), К. Рубинский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 10 ноября 2024 г.
Наследие пороков
10.11.2024. Карьера Ругонов. Эмиль Золя. 1871 года.
Ругоны — семья, что сквозь поколения несет яростный зов к власти. В этих людях, рожденных среди нищеты, жажда славы и богатства пылает сильнее любых моральных устоев. На фоне политических переворотов каждый из Ругонов готов обернуть перемены себе на пользу, невзирая на цену. Честолюбие здесь сплавлено с расчетливой жестокостью; интриги становятся жизненной стратегией, а люди — всего лишь пешками на пути к успеху. Эта история — хроника возвышения и падения, где амбиции ведут к вершинам, но неизбежно отрывают героев от последнего обрыва человеческой совести.
Эмиль Золя в романе «Карьера Ругонов» создает живописное полотно, раскрывающее насыщенную историю одной семьи на фоне политических и социальных потрясений во Франции. В этом произведении автор вместе с читателем наблюдает за взаимосвязью поколений, что позволяет ему исследовать, как физиологические и психологические черты передаются и видоизменяются под влиянием среды. Портрет семьи Ругонов-Маккаров, с их яркими амбициями и порочными страстями, — это одновременно масштабная панорама Второй Империи и глубокое исследование человеческой природы.
Основные персонажи, обрисованные Золя, впечатляют своей психологической глубиной и внутренней противоречивостью. Они поражают своей устремленностью, но эта устремленность не всегда имеет моральное обоснование. Жадность, предательство и жестокость проходят через их поступки, как неизбежное следствие эпохи, ставшей полем битвы не только для личных амбиций, но и для революционных идеалов. Золя преподносит их мотивы с такой четкостью, что эти герои становятся гораздо более объемными, чем традиционные типажи. Они, возможно, не вызывают симпатии, но их борьба и внутренние противоречия создают мощное напряжение.
Стиль повествования — один из самых сильных элементов романа. Золя владеет словом мастерски, используя выразительный, но одновременно лаконичный язык. Он передает через описание пейзажей и архитектуры города Плассана особую атмосферу — унылую, мрачную, но в то же время чарующую. Автор буквально рисует картину с точностью художника, наполняя ее живыми и зловещими деталями. В его руках даже такие неодушевленные элементы, как старое кладбище или пустынная площадь, становятся метафорами тлеющих жизней, на фоне которой разворачиваются судьбы героев.
Тема трансформации общества через революцию и последующую борьбу за власть — одна из ключевых в романе. Можно увидеть, как общественные изменения отнимают у одних всё, что у них было, и даруют другим неожиданные возможности. Золя подчеркивает, что революция меняет не только политический ландшафт, но и личные судьбы, затрагивая каждого. В этом контексте наиболее впечатляющими становятся интриги, на которые идут герои ради собственного возвышения. Они не боятся переступить моральные границы, превращаясь в алчных искателей власти, и эти превращения выглядят на страницах книги удивительно естественными и правдоподобными.
Золя создает нечто большее, чем семейную хронику; это величественный портрет социальной и биологической природы человека, на грани между научным исследованием и художественным эпосом. Несмотря на подробные, почти документальные описания, произведение сохраняет живость, погружая в мир, полный ярости и страстей, холодного расчета и непримиримых противоречий. «Карьера Ругонов» — это не просто роман, но глубокий анализ и критика общества, в котором законы природы не менее важны, чем законы морали. 8 из 10.
Zabiyaka, 20 марта 2023 г.
Давно хотела начать читать цикл Ругон-Маккары, и вот заветный томик у меня в руках. Я не смотрела спойлеры и обзоры, поэтому знала только, что меня ждёт семейная сага на двадцать томов. Забегая вперёд, скажу, что роман мне очень понравился и я планирую освоить весь цикл.
Золя пишет очень легко и красиво, атмосферно.
В Карьере Ругонов нас знакомят с семьёй, о которой будут все последующие книги. Мы узнаем почему, собственно Ругон-Маккары, как они заняли определенное положение в обществе.
История могла бы быть вполне тривиальной, если бы она не происходила на фоне очередной французской революции. И именно этот фон делает произведение очень любопытным. Золя показывает, какие люди, как и что делают в смутные времена. Как можно воспользоваться ситуацией и заполучить власть. И как можно лишиться этой самой власти. Какие люди идут на баррикады и погибают в качестве мяса, а какие спокойно сидят и ждут своего часа. Все это можно легко перенести на наши дни и по-новому взглянуть на некоторые события.
Отдельно хочется отметить любовную линию. Очень красивое светлое пятно в вобщем то довольно мрачном и грязном романе, в котором по-настоящему положительных персонажей практически нет.
Мне, как обычно, интересен ещё и срез времени. Очередной раз наблюдаю, насколько Франция была прогрессивнее Англии, США и России в межполовых отношениях. Я не думаю, что можно бы было представить прогуливающиеся по Питеру или Лондону парочки в обнимку в 1851 году. Да где-нибудь на юге США тоже вряд ли. Напомню, это примерно то же время, что описано в Война и мир, Унесённые ветром и Гордость и предубеждения.
Вобщем рекомендую как роман про политику, немного войну, немного про странную семью с начинкой из красивой непорочной любви.
KatrinBelous, 6 июня 2018 г.
Время действия: 1851 г.
Место действия: Франция, Плассан
Впечатления: Когда-то очень давно, ещё в школе, я случайно прочитала последний из романов из цикла о Ругон-Маккарах, и, понятное дело, ничего не поняла. Но стиль повествования писателя мне очень понравился, поэтому я всегда хотела наконец-то собраться морально и начать читать весь цикл об одном французском семействе, творившем свои злокозненные делишки во времена второй Империи, с самого начала и до конца.
И вот, добравшись наконец до «Карьеры Ругонов», могу сказать, что уже с самых первых страниц Золя смог меня поразить. Я совсем позабыла насколько красиво и легко пишет этот автор! Его пространное описание Плассана и старинного кладбища, так напомнившие мне Гюго, совсем не отпугнули от книги, скорее наоборот, заставили ещё больше заинтересоваться. Поэтичность описания захоронения с надгробиями, скрытыми мхом, и обрамленными буйными травами и великолепными грушевыми деревьями, которые казалось вобрали в себя все жизненные соки тех, кто нашел в этом тихом уголке свое последнее пристанище, буквально перенесло меня в Плассан и тупик св. Мирта. Тем страшнее мне было наблюдать за последующим за этим поэтичным прологом его разрушением и безнравственным разграблением. Без всякого отпевания, соблюдения ритуалов, уважения к умершим, бывшим когда-то такими же жителями Плассана, кладбище было разрушено, перекопано, останки выброшены и вывезены, чтобы быть сваленными в одну яму, а местные дети могли играть выпавшими из телеги черепами и костями. Как представлю себе эту гремящую на брусчатке телегу, доверху наполненную человеческими останками и теряющую их по дороге, так и мороз по коже пройдет. И все это ради обогащения и чтобы участок не простаивал без дела. Вот она идеальная иллюстрация к пляске смерти на крови и золоте, которая происходит в романе и отражается в последующих событиях!
Изначально, когда автор начал потихоньку вводить читателя в ситуацию в стране, а у нас тут время борьбы между освободительной Республикой и диктатурой Империи, и возникновение семейства Ругон-Маккаров, я была удивлена. Дело в том, что в первой половине произведения текст напоминает пересказ и идёт практически без диалогов, а я ждала всё-таки роман) Но такая структура текста совершенно не мешает восприятию, наоборот, мне даже понравилось, за таким размеренным и плавным повествованием, хоть и говорящим не всегда о лицеприятных вещах, я отдыхала. Передо мной приносилась история слегка помешанной Аделаиды Фуке и ее любовника-браконьера Маккара, ее сына Пьера Ругона от законного брака, вознамерившегося вырваться из своего сословного класса любыми средствами, судьбы ее незаконных детей и многих-многих других людей, связанных далеким государственным переворотом, происходящим где-то там в Париже, но отозвавшимся и в тихом Плассане, до сих пор запирающим по феодальным обычаям ночью ворота на ржавый запор.
Удивительно, но не один персонаж в этом семействе не вызвал во мне добрых чувств. Одно время я строила надежды, когда появился Сильвер, но этот молодой, довольно возвышенный и благородный юноша, очень быстро меня разочаровал своей «слепотой» и фанатичностью, которая привела к трагедии, и не только его одного. Ведь что ему мешало забрать бабушку и подругу, уехать и честно работать, имея-то его мозги и навыки? Но нет, печально это, я очень расстроилась финалу книги:( Был, конечно, ещё доктор Паскаль, быстро раскусивший свою семейку и отгородившийся от них наукой, но уж слишком этот человек «не от мира сего», хоть и совершает, наверное неосознанно и интуитивно, благородные поступки. Наибольшее же омерзение я всю книгу испытывала к Антуану Маккару. Это существо, скрывающееся под обликом человека, обыкновенный трутень, живший за счёт жены и детей, готовый предать за пару золотых, вызвал во мне наверное наибольшую ненависть, которую я когда-либо испытывала к литературном персонажу. Надеюсь про него не будет отдельной книги, иначе он вытрепет мне все нервы))) Говорить о других героях подробно смысла нет, их надо изучать и исследовать, как это делал доктор Паскаль, читая эту историю.
Итого: Страшная на самом деле книга. В «Карьере Ругонов» автор ярко выцветил все стремления и темные закоулки жестоких, продажных и гнилых человеческих душонок. Признаться, после первого довольно поверхностного знакомства с этой семейкой, мне даже страшно читать дальше. Столько несправедливости, мерзости, греховности, падения до уровня обезумевшего зверя, убивающего без разбора, мне уже давно не приходилось наблюдать. Эмоции произведение вызывает сильные определенно, ну а пишет Золя просто великолепно. Мне очень понравилось, хоть и было трудно морально продираться через все это мракобесие и пляски на крови, происходящие на страницах первого романа из эпопеи о Ругон-Маккарах. Но продолжать цикл, конечно же, буду, если не ради его героев, то хотя бы ради изумительного стиля повествования Золя:)
strannik102, 4 августа 2016 г.
Ухваченное после прочтения романа Эмиля Золя «Добыча» за кончик хвоста желание прочитать всю 20-томную эпопею семейства Ругонов-Маккары понемногу начинает материализоваться. И видимо правы те, кто уверяют, что самые верные решения принимаются спонтанно под влиянием внутреннего голоса — мой внутренний Читатель меня не подвёл и ожидаемое литературное пиршество состоялось и продолжается.
Эмиль Золя носит имя классика французской литературы не зря. Потому что умудряется сплести воедино в одно неразрываемое целое казалось бы трудносовместимые и малосочетаемые вещи. Личные романтические отношения тут тесно соседствуют с социальным и общественно-политическим, возвышенная любовь молодых людей (практически подростков) и в параллель ей сугубый прагматизм отношений в семье Маккаров, революционный пафос восставшего народа (речь идёт о восстании 1851 года) и расчётливый буржуазный «патриотизм» Ругонов и прочих мелких буржуа. И при этом Золя через личное и внутрисемейное мастерски выводит широкие общественные картины жизни в небольшом французском провинциальном городке и отчасти и за его пределами — штришками и коротенькими фразами слухов и писем набрасывает Золя шлепки информации, и мы видим и парижские тайны, и ситуацию в соседних областях и городках Франции и можем судить о положении в стране в целом.
Мастерски выполненные портреты главных героев романа — семейств Ругонов и Маккары по силе своей выразительности пожалуй приближаются к персонажам из гоголевских «Мёртвых душ» или салтыковщедринских «Господ Головлёвых» — по крайней мере оттенки сатиры и во всяком случае резкой критики и личного неприятия автором многих из своих героев в этом романе можно увидеть отчётливо. Но и второстепенные персонажи прорисованы мастером французского пера любовно и точно, с вангоговской и кукрыниксовской хваткой и умением найти и показать самую выразительную деталь того или иного портрета.
Ну и, наконец, мы просто получаем великолепный стартовый роман целой 20-томной серии, прочитав который так и хочется отложить в сторону всякие там игровые обязательства и списки и взяться за чтение всего остального великолепия от Эмиля Золя. И из глубин твоего читательского Я вырывается революционно-патетическое La Gloire De La France! Vive Zola!
Velary, 8 сентября 2016 г.
«Карьера Ругонов», первая часть двадцатитомной эпопеи Ругон-Маккаров, представляет собой по большей части пролог ко всему циклу. Здесь рассказывается история родоначальницы семьи Аделаиды Фуке и даётся обзор судеб её детей и рисуется жизненная канва внуков. Непосредственные же события составляют всего одну неделю, но эта неделя меняет судьбу Франции — и судьбу Ругонов.
Написано безумно талантливо! Многословные описания не навевают скуку, а рисуют перед глазами картины; политическая составляющая заставляет переживать за судьбу страны; а человеческие типажи так ярки и так знакомы!
Правда, было ощущение какого-то обмана, когда нам так долго и подробно показывали Сильвера и Мьетту (например, целая глава посвящена только их прогулке), а в итоге...