fantlab ru

Бентли Литтл «Откровение»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
150
Моя оценка:
-

подробнее

Откровение

The Revelation

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Странное что-то происходит в маленьком городке, затерянном в аризонской глуши...

Исчез — точно в воздухе растворился — местный священник, и кровью написаны на церковных стенах древние, страшные, кощунственные слова...

Безумная старуха ждет ребенка, и Бог — один Бог! — знает, каким должно родиться это дитя...

Снова и снова находят в полях истерзанные, искромсанные трупы животных.

Снова и снова мечет гром и пламя с амвона неистовый, невесть откуда пришедший проповедник, пророчествующий о днях Искупления… Читайте роман «ужасов», самим Стивеном Кингом названный книгой, «которая действительно пугает и от которой невозможно оторваться!».

Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1990 // Дебютный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Откровение
2002 г.

Издания на иностранных языках:

The Revelation
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Откровение» — первый роман Литтла и первое его крупное произведение, прочитанное мной. До этого я ознакомился с десятком рассказов автора и решил, что пора перейти к большим «формам».

Ничего выдающегося я не обнаружил. Текст на вечную тему борьбы Бога и Дьявола, которая идёт столетиями. Местом этой «вечной борьбы» высшие силы почему-то избрали заштатный американский городок Рэндолл и его окрестности, где-то в Северной Аризоне.

«Откровение» представляет собой обычный коммерческий хоррор, написанный по всем лекалам жанра. Осквернение церквей; изуродованные животные; пророческие кошмарные сны и мертворожденные младенцы, выступающие в качестве орудий Сатаны (о, сны и дети — это излюбленные темы писателя); восставшие из мёртвых священники, восьмидесятилетние беременные старухи; поджоги всего и вся; измазанные экскрементами библии; кресты, выложенные из фекалий, и прочее, и прочее, и прочее.. .

На читателя, только начинающего знакомиться с литературой ужасов, такое обилие мерзопакостных подробностей, наверное, должно произвести впечатление. Для начитанного в этом вопросе человека текст являет собой кучу штампов.

Море трупов, мало логики, много «пепси». Реклама, о Ктулху Милосердный , двигатель прогресса! Пепси развозят, пепси пьют везде и всюду, по всей «длине» романа. Даже кошачий туалет у жены главного героя сооружён в картонной коробке из под этого «благословенного» в Америке напитка.

Где во всём этом «свежий ветер», скажи мне Кинг?

Главные герои «Откровения» — грузчик Гордон, шериф Велдон и проповедник Элиас. Ну, не иначе Святая Троица! Сразу вспомнились «Колодцы Ада» господина Мастертона, ещё одного «мастера» (простите за невинный каламбур) Хоррора. Правда у последнего были сантехник вместо грузчика, опять же шериф, куда же без него, и химик — лаборант .

Чем закончится крестовый поход наших героев против вселенского зла? Читайте и узнаете.

Любителям коммерческого чтения голливудского толка. Некоторые детали текста весьма кинематографичны. Они впечатляют, так и просятся на экран. Ха, понятно почему! Общая же концепция романа слаба и вторична. Но, ведь и написан он был не для того, чтобы удивлять глубинами смысла.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для дебюта очень даже неплохо. Это, конечно, не Симмонс с метафизической «Песнью Кали», но любителям раннего Маккаммона вполне понравится. Литтл, как и маэстро в своем «Ваале», тоже стартует «с места в карьер» и продолжает мчаться до самого окончания романа, попутно теряя множество пассажиров, нанося им жестокие увечья «руками младенцев». Именно эпатажностью антагониста, позаимствовав у Кинга тысячи крохотных Гейджев, Бентли пробует пронять читателя.

На начинающего знакомиться с хоррором автор, безусловно, произведет впечатление. Но для тех, кто любит «слоубёрнеры» или хотя бы поверхностно знаком со сплаттерпанком «Откровение», простите за каламбур, откровением не станет. Роман небольшой, поэтому если Вы скоротаете очередной вечерок-ночь в борьбе со злом, то ничего не потеряете.

Да,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а кошечку все-таки жалко
(..

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно кто-то скажет, что Бентли Литтл — это ремесленник от литературы, каждое новое произведение которого похоже на предыдущее.

И отчасти я согласен с данным утверждением, но с обязательной поправкой «очень талантливый» перед словом «ремесленник».

Потому что несмотря на схожесть сюжетных оболочек большинства его романов, их наполнение каждый раз оказывается разным.

И настолько разнообразным и подчас гротескным, что остается только удивляться тому как такой обширной фантазией может обладать один единственный человек.

Очень жаль, что хоррор Литтла редко удостаивается внимания профессиональных литературных критиков.

Если брать во внимание только романы писателя, то на его счету всего несколько номинаций на «Премию Брэма Стокера», одна из которых, правда, стала победной.

Речь идет о его дебютной книге под названием «Откровение».

Уже в этом произведении невооруженным глазом можно увидеть зарождение особенного авторского стиля Литтла, любящего с помощью ярких красок рисовать всевозможные кошмары на сером фоне обыденной жизни.

В «Откровении» ужас приходит в сонный городок Рэндолл, которому предстоит стать ареной для битвы между добром и злом.

И хотя потенциал Литтла в романе еще не полностью раскрылся, эта битва получилась у него весьма впечатляющей, несмотря даже на то, что многие ее участники выглядели немного «картонными» (иными словами, характеры не всех героев были проработаны должным образом).

В остальном книга выполняет все возложенные на нее функции: она интригует, развлекает и даже иногда пугает (в том смысле, что заставляет почувствовать тебя неуютно).

Если опять вернуться к похожести произведений Литтла, то можно считать, что «Откровение» — это своеобразный черновик его романа «Призыв»: события и там и там происходят в маленьких городках в штате Аризона (Рэндолл / Рио-Верди) и затрагивают служителей церкви (проповедник брат Элиас / пастор Клэн Уиллер), шерифов (Джим Велдон / Роберт Картер) и редакторов местных газет (Кит Бек / Рич Картер).

И несмотря на то, что «Призыв» в качестве хоррора с религиозной подоплекой «работает» в разы лучше, чем «Откровение», последнее все же стоит прочесть.

Пускай это и не шедевр, но уж точно весьма крепкий литературный дебют.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня давно интересует один вопрос: почему Зло для своего появления обязательно выбирает маленькие городки? Почему не показывает себя во всей красе где-нибудь в центре Нью-Йорка или Лондона? В Чикаго или Париже? Нет, каждый раз либо полудеревенская местность где-то на отшибе, либо на худой конец окраина какого-нибудь мегаполиса. А как ведь было б здорово, если бы Сатана решил заявиться в наш мир где-нибудь прямо посреди Бродвея или Таймс-сквер. Только для того, чтобы написать подобное, нужно недюжинный талант иметь, дабы не вывести книгу из хоррора в какой-нибудь фантастический боевик со спецназовцами. Наверное, поэтому все больше довольствуемся деревушками, заброшенными кладбищами или густыми лесными дебрями, в чем, впрочем, нет ничего плохого, особенно в том случае, когда пишет такой талантливый автор, как Бентли Литтл.

Когда-то главный герой этой книги, Гордон, мечтал стать писателем. Он обдумывал идеи рассказов, работал над сюжетами, искал оригинальные образы и сравнения… Но с тех пор прошло уже несколько лет и прежняя мечта как-то тихо и незаметно ушла на задний план. Гордон не грустит по этому поводу. Ну не внесет он вклад в развитие человечества, нет у него особого таланта, зато есть красавица-жена, домик в прекрасном городке Рэндолл, постоянная работа и хорошие друзья. Что еще желать от жизни? Гордон счастлив. К сожалению, этот человек еще не знает, что стал главный героем романа Бентли Литтла. Знай Гордон об этом, то уже давно бы взял свою жену и уехал бы из Рэндолла куда подальше, потому что быть героем Бентли Литтла – значит надолго забыть о покое, счастье и радости.

Начались все неприятности в городке с осквернения церквей. Кто-то выбил в них все окна и расписал стены козьей кровью, а в одной пропала семья священника. Вскоре нашлись и козьи останки, а вместе с ними и тела двух фермеров. Пропали трое мальчишек, которые поехали отдыхать на озеро. У Гордона кто-то разорвал на части котенка. Врач в Рэндолле заметил странно высокую смертность среди новорожденных, в то время как в доме престарелых собралась рожать восьмидесятилетняя старуха. А на улицах появился проповедник по имени Элиас, который предвещает скорую битву между Добром и Злом, что скоро в Рэндолл придет сам Дьявол, и Гордон – один из тех людей, которые должны остановить его пришествие.

Борьба Добра со Злом… Это звучит так банально, так затасканно, на эту тему написано уже столько книг, что кто-то начинает покачивать головой и ухмыляться, только услышав эту фразу. В какой-то мере такая реакция вполне оправдана – быстро надоедает читать об одном и том же. Да и «Откровение» — не лучшая книга у Бентли Литтла. При всей моей любви к этому автору, лично я не совсем понимаю, почему ей присудили премию Стокера даже в такой номинации, как дебютный роман, где возможно некое снисхождение при оценке. Наверняка, были претенденты и посильнее. Да и у самого Литтла есть книги интереснее и оригинальнее, «Незаметные» или «Университет», например. В то же время не самая худшая, «Почтальон» мне понравился куда меньше.

Только не надо думать, что я считаю «Откровение» проходным и ни на что не годным произведением. Нет, я с удовольствием перечитываю его уже, наверное, раз в четвертый-пятый и точно знаю, что вернусь к нему еще не раз. Это хороший, качественный хоррор средней категории. Литтл рассказывает эту историю увлекательно, умеет нагнать страху, пусть временами его ужас кажется несколько наивным, как в детской страшилке. Пишет легко, даже не замечаешь, как перелистываются страницы.

Неплохие персонажи. С Гордоном все понятно, сам начинающий писатель Литтл знает, что нужно, чтобы создать хороший образ героя с этой профессией. Мне разве что не хватило подробностей с писательской кухни, но, с другой стороны, понравилось, что главный герой не впадает в депрессию от своих неудач на авторском поприще. Это немного необычно, потому что чаще всего встречаешь совсем другой характер, страдальческий, и приятно встретить совсем другое отношение.

Мне немного сложно подробно рассказать, что мне понравилось в «Откровении», потому что все самое интересное происходит ближе к финалу, и, если я возьмусь за рассказ, то тогда отзыв будет пестреть спойлерами, что я очень не люблю. Обозначу просто, что последними страницами «Откровения» я остался доволен больше, чем всем романом целиком. На них раскрывается тот самый Бентли Литтл, чьи книги я очень люблю читать. Жуткие картины на грани сюрреализма, которые вторгаются в обычную спокойную жизнь. Представьте себе: старая свалка, посередине – огромный костер, возле которого четверо мужчин с вилами в руках, и со всех сторон ползут маленькие искореженные младенчики со звериными оскалами на лицах. Здорово.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный, на мой взгляд, роман. Один из лучших, что я читал у Бентли Литтла. Яркий, красочный. Зрелишный. Так и представляешь себя в этом маленьком городишке в горах Аризоны. И, герои получились живые, с индивидуальными характерами, чувствами и эмоциями.

Сюжет классический для хоррора — Зло, пытающееся захватить город. У данного автора почти все романы об этом. Но, конечно, везде свои особенности и свои монстры. Ну и как без шерифа и священника, которые борются со злом!

Но, главное, в других романах Литтла, начало везде захватывающее, только, к середине становится скучно. Сюжет провисает. А концовки довольно скомканные, ничего не объясняющие. Это слабость автора.

Но не в «Откровении«! Здесь сюжет не заставляет читателя скучать. Все очень динамично. И отличный финал, не заставляющий продираться к нему через сотни скучных страниц. Все грамотно и не затянуто. Может быть, это из-за небольшого объема романа.

Дебютный, но отличный роман автора!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, но у меня обычно с произведениями, которым Кинг поёт хвалебные оды, крупные проблемы. То ли это рекламный трюк, то ли у него вкус специфический, или, может, его благородное сердце милосердно к своим колегам, как и подобает королям, но я еле дочитал сие «Откровение».

Бентли обычно удаются, так сказать, портреты одного героя. Если книга посвящена одному персонажу, как, например, «Незаметные» или же «Письма, несущие смерть, то он очень искуссно обрисовывает его психологический образ. Он получается многогранным, трогательным и именно благодаря этому книга держит в напряжении. В «Откровении» же автор пытается изобразить миллион персонажей, и, как результат, они получаются картонными, и произведение не получает особого отклика в душе читающего.

Страшные сцены, конечно, присутствуют, но подаются не через постепенное нагнетание атмосферы, а дежурно-сухо, как блюда в ресторане. Поэтому почитал — что солому пожевал. Ни впечатлений, ни удовольствия.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящий, безпримесный, стопроцентный трэш от Б. Литтла. ...Умершие младенцы-мутанты, захороненные на городской свалке, терроризируют маленький аризонский городок Рэндолл — они загрызают насмерть все, что шевелится, не брезгуя при этом даже мелкими домашними животными... Оскверненные церкви, сожженные дома, кресты, выложенные из фекалий, многочисленные жертвы из числа местного населения — это лишь малая часть того ужаса, с которым пришлось столкнуться жителям Рэндолла. На борьбу с монстрами выступают городские активисты во главе с местным шерифом и загадочным бродячим проповедником... Роман Б. Лиитла заставляет вспомнить о кинговских «Кладбище домашних животных» и «Оно». Также, как и Кинг, Литтл пишет о «темных местах» — тех местах, в которых на протяжении долгих веков концентрируется зло. И однажды это Зло вырывается в мир. В «Откровении» подобным местом оказалась городская свалка -когда-то на ее месте хоронили умерших детей, а еще раньше здесь было индейское кладбище.

Однако, между Кингом и Литтлом есть весьма существенное различие — у Кинга, катализатором древнего Зла всегда служит человек. У Литтла Зло запускается само по себе и является чем-то вроде стихийного бедствия — урагана или землетрясения. Для Кинга главный интерес представляет человеческая душа и нравственный выбор, который приходится делать каждому человеку: между добром и злом, между действием и пассивным созерцанием. У Литтла борьба со Злом принимает чисто механический характер — молитвы и ритуальные заклинания, бутыли с человеческой кровью и садовые вилы составляют арсенал «экзорцистов» из «Откровения». Несмотря на многочисленные трупы людей и домашних животных, читать «Откровение» попросту скучно, а в конце — еще и смешно.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для литературного дебюта — вовсе не плохо. Конечно роман больше похож на сценарий дешёвого фильма ужасов, но я всё же рекомендую его поклонникам сверхестественного иррационального ужаса:gigi: В самолёте или поезде поможет скоротать время.

4 из 10.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Реально страшный роман. Мне очень понравилось. Невероятно жуткий и мрачный. Очень много кровавых подробностей, впрочем как и всегда у Литтла. Только в данном случае весь этот натурализм описан настолько мощно и жестоко, что он не вызывает отвращения и рвотных порывов, а именно УЖАСАЕТ. Порадовала и концовка, особенно когда «чистили город» (ЭТО НЕ СПОЙЛЕР, кто читал тот поймет) — действительно жутко. В общем не зря сам Стивен Кинг очень высоко оценил именно этот роман Литтла.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не страшный, скучный, да ещё и недочитанный. Повелась на него в своё время из-за Кинга о чём и пожалела.:glasses:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх