fantlab ru

Рамез Наам «Нексус»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Нексус

Nexus

Роман, год; цикл «Нексус 5»

Аннотация:

Tотальный апгрейд человечества.

Ближайшее будущее. Экспериментальный нанонаркотик Нексус способен связывать воедино сознания нескольких людей. Находятся и те, кто не против усовершенствовать препарат, и те, кто за то, чтобы избавиться от него, и те, кто ставит своей целью извлечь из него максимум пользы.

Молодого ученого похищают как раз во время опытов по усовершенствованию Нексуса и с головой окунают в мир международного шпионажа, где на каждом шагу подстерегают смертельные опасности. На кону гораздо больше, чем кто-либо осознает.

Коридоры научных институтов и государственных учреждений, штаб-квартира элитного подразделения США в Вашингтоне, секретная лаборатория под самым высокорейтинговым университетом Шанхая, теневые фракции Сан-Франциско и нелегальные рынки биотехнологий в Бангкоке, международная конференция по нейрохирургии и монастырь высоко в горах Таиланда – все это проносится перед глазами читателя по мере того, как разворачивается взрывоопасный сюжет «Нексуса».

© Перевод аннотации Borogove
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Нексус 5»


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2014 // Лучший роман

лауреат
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2014 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2015 // Переводной роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Китчис / The Kitschies, 2013 // Золотое щупальце (дебютный роман)

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2014 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2015 // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Нексус
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Nexus
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем киберпанк, но весьма неплохой технотриллер, который рассказывает об учёном, который модифицировал наркотик нексус, превращающий человеческий разум в программируемый компьютер. Хочешь — вруби себе режим спокойствия, хочешь размахивай ногами как Джеки Чан, а хочешь слейся разумом со своей соседкой по квартире.

Естественно, что его наработки хотят использовать спецслужбы против других спецслужб. Естественно, что к нему приставляют сексапильную боевую подругу. И конечно, учёный пойдёт против системы.

Подход автора сугубо технологический и явно пытающийся, с одной стороны, сделать опирающуюся на достижения науки твёрдую фантастику, а с другой стороны — под конец там такой «Голливуд» происходит, что думаешь, что создатель мечтал об экранизации. Но вот уже двенадцать лет с момента выхода книги прошло, а киноадаптации и не видать. А на самом деле могло бы выйти неплохо. Во всяком случае, в формате кино это довольно ремесленное произведение смотрелось бы весьма выигрышно.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Но никаких запретов! Морально-этические запреты в науке страшнее любых этических потрясений, которые возникали или могут возникнуть в результате самых рискованных поворотов научного прогресса. Точка зрения, безусловно, импонирующая своей динамикой, находящая безотказных апологетов среди научной молодежи, но чертовски опасная, когда подобные принципы исповедует крупный и талантливый специалист, сосредоточивший под своим влиянием динамичный талантливый коллектив и значительные энергетические мощности».(А.и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике).

Помните, в мире Полдня была такая организация — КОМКОН-2, где служил небезызвестный Максим Каммерер? Организация прелюбопытная, антипрогрессорская, в прямом смысле, поскольку боролась не только против попыток возомнивших себя богами и судьями инопланетян проводить свои эксперименты на Земле, но и против всех научных и технических достижений, способных поставить под удар такую замечательную, мирную и предсказуемую жизнь мира Полдня.

А помните диалоги и монологи, которые заполняли паузы между активными действиями, и доктора Айзека Бромберга- страстного борца против всяческих запретов в науке, неустанно обличающего ретроградов и контролеров? И те колебания, неуверенность и сомнения, когда обе стороны приводят доводы обоснованные и подкрепленные фактами, и не знаешь, на какую сторону встать. Но подумав, взвесив факты и оценив последствия, мы, в большинстве, все же выбирали сторону контроля и осмотрительности.

Прошло больше трех десятилетий. Мир изменился кардинально. Но проблема осталась. И уже новые Сикорски, Каммереры и Бромберги ведут нескончаемый спор, родившийся с первой искрой самого первого костра. Только все стало значительно жестче: обе стороны уже не ограничиваются мирными дискуссиями, в ход идет шантаж, террор и ложь самого высокого уровня.

Мы так и не дождались того момента, когда наступит Обещанный нам Полдень 21-го века. Зато оказались на пороге другого чудесного Нового МИРА. Мира высоких технологий, когда наука активно вмешивается в геном человека, перекраивая его тело под определенные профессиональные задачи, искусственных интеллектов, нейронных сетей и расширенного сознания. Знакомьтесь, перед вами Мир Нескуса.

Это фантастика «ближнего прицела»- всего каких то 20-30 лет вперед от нашего времени. Еще очень близко, чтобы вещи и люди стали незнакомцами, но уже достаточно далеко, чтобы удивлять и настораживать.

Мы попадаем в мир, который стоит на пороге эпохальных перемен. Причем тех самых «бломберговских», когда человечество может разделиться раз и навсегда на просто людей и постлюдей, обладающих невиданным интеллектуальным потенциалом и возможностями. И причиной этого может стать открытие молодого ученого Кейдена Лейна в области создания нейронных сетей, расширения возможностей сознания отдельной личности и объединения сознаний многих личностей в единую сеть. Можно значительно поднять свой интеллектуальный уровень, получать недоступные ранее знания, расширить до невероятных возможностей чувственное восприятие и обмениваться опытом и памятью с огромным количеством людей. Невероятные возможности, которые дает модификация наркотика «Нексус«!

Но, как известно, новые технологии- как те дары богов, которые одновременно и надувают паруса стремящихся за горизонт кораблей и поднимают и бурю. способную потопить эти корабли и всех на нем единым махом. Так и здесь. Новая технология открывает невиданные возможности контроля над сознанием. Можно создать рабов, которые будут счастливы служить и выполнять любые прихоти. Можно- послушное любому диктатору население или солдат, которых не мучают картины свершенных зверств. Всего лишь небольшое изменение в мозге, и на пороге уже стоят новые виды преступности, террора, геноцида, диктатуры, войн.

Понятно, что за молодым человеком начинается настоящая охота самых разных фракций. Борьба идет не просто за его знания — за его верность. В ход идут похищения, убийства, шантаж, контроль за сознанием. Причем стороны, которые сражаются за ум и душу ученого равно беспринципны и отвратительны. Самому же герою предстоит нелегкий выбор стороны и переложить ответственность на других не получится.

Роман написан с явным прицелом на скорую экранизацию, когда динамичный сюжет с большим количеством перестрелок и драк( на мой вкус, этого даже чрезмерно), сочетается с волнующей общество социальной проблематикой, поданной достаточно прямолинейно. Это такой улучшенный по написанию и проработке сюжета вариант романов Дэна Брауна.

Причем, в отличии от многих произведений подобного рода, в нравственные метания героя веришь безоговорочно: автор сам ученый, работающий в области создания нейронных сетей, и, видимо, много и серьезно думал над этими проблемами, прежде чем взяться за перо. И выбрал сторону. Как и его герой. Но мне бы хотелось не об этом выборе. В конце концов это дело лично каждого.

Есть в романе два эпизода, заставившие меня вспомнить знаменитый КОМКОН-2. Первый, когда наш герой пытается установить нравственные границы дозволенного, но при этом делает для себя оговорку, что могут быть обстоятельства, когда эта граница может быть отодвинута или пересечена.

Второй эпизод, как опять же наш герой отстаивает свою позицию и соглашается принять на себя ответственность за все преступления и жертвы, которые несет его открытие. Но вот самый важный вопрос и ответ на него так не прозвучали. Я бы спросила: А сколько он, ученый, согласен принести в жертву, чтобы принести счастье оставшимся в живых? Одного? Сотню? Тысячу? Миллион? Миллиард? Где же так граница для него, которую точно пересекать нельзя? Или все-таки можно любую?

Я родом из Полдня, и нравственный выбор практически всех героев оказался для меня неприемлемым. С многими идеями автора я осталась не согласна, но на многое я взглянула по-новому, а в чем то лишь укрепилась в своем мнении. Это было поучительное путешествие Человека Полдня в мир победивших Айзеков Бромбергов, которое я предлагаю Вам повторить.

«Каждое научное открытие, которое может быть реализовано, обязательно будет реализовано. С этим принципом трудно спорить, хотя и здесь возникает целый ряд оговорок. А вот как поступать с открытием, когда оно уже реализовано? Ответ: держать его последствия под контролем. Очень мило. А если мы не предвидим всех последствий? А если мы переоцениваем одни последствия и недооцениваем другие? Если, наконец, совершенно ясно, что мы просто не в состоянии держать под контролем даже самые очевидные и неприятные последствия? Если для этого требуются совершенно невообразимые энергетические ресурсы и моральное напряжение?» (А.и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старая-добрая история про амбивалентные технологии, которые можно использовать как ко злу, так и к добру не меняется со времен Макиавелли, а то и Шан Яна.

В центре сюжета молодой ученый, который позаимствовал «уличную» технологию наркотика на наночастицах, чтобы создать аугментированных постлюдей. Естественно, его шантажом, угрозами и ложью вербует Злая Спецслужба и отправляет шпионить за великой китайской ученой, бьющейся на передовых рубежах науки. А у той вроде как свои планы на будущее мира. Правда, звучат они, конечно, маниакально. И, конечно, Китайский Винни-Пух уже приставил к ней своих добрых людей с кулаками.

Когда так рассказываешь, то сюжет «Нексуса» звучит собранием штампов и верхом идиотизма (возможно, кстати, он им и является). Это был половник дёгтя.

Теперь начнем вливать мед по чайной ложке.

1. Добротный шпионский триллер. Не Джон Ле Карре, но и не Ян Флеминг. Автору удается умело балансировать между нагнетанием саспенса и экшеном, выстроить сложную систему из заинтересованных в супернаркотике лиц, где за банальной триадой «США — Китай — Ученые» скрывается буддистское лобби (ахаха!), тайское правительство, наркокартели и даже герои-одиночки.

2. У КАЖДОГО героя здесь есть мотивация. Раскрывается она далеко не обязательно сразу, но расскрывается обязательно. Даже у клонированных китайских суперсолдат. И герои не производят неожиданных мировоззренческих кульбитов — всякая смена позиции незаметно подготовлена автором (а иногда — заметно, но вот тогда уже она внезапна). При этом произведение не превращается в мировоззренческий аналог дичь-порно, где все меняют жизненные цели по несколько раз за сто страниц в разных позициях и с разными партнерами. Нет, если с персонажем произошли изменения, то они последовательны и, как правило, необратимы.

3. Композиционно книга отлично выверена, малые сюжетные арки когда нагнетают, а когда и дают расслабиться, при этом общая история не теряется за миллиардом нюансов. Увы, на трети книги ты понимаешь, что одним томом дело не ограничится. И поэтому надо сразу себя готовить к продолжению. Дай бог выйдет вся трилогия в одной серии (пока только 2 книги).

4. Помните, я писал про то, что это добротный шпионский триллер? Так вот это не совсем точно, это hard sci-fi шпионский техно-триллер. Написан гиком. Для гиков. Гиковским, мать его, языком. Это не «Аччелерандо» Стросса, но и не «Огнепад» Уоттса, но, кстати, ссылок в финале будет ненамного меньше, чем в «Ложной слепоте» и «Эхопраксии».

Мораль книги весьма спорна. Арифметика «технологии принесут больше добра, чем зла, поэтому нуждаются в освобождении и освоении» не работает. Потому что надо бы добавить кучу слагаемых: зло, которое совершится уже из-за того, что определенные технологии не будут открыты и реализованы; добро, которое не совершится из-за этого; существуют ли альтернативы, которые имеют другой баланс возможных последствий и т.д.

А теперь отдельная часть рецензии, посвященная изданию. Тому, которое в голубой обложке с красно-оранжевыми буквами. Извините, будет ругань. Корешок и обложка еще ничего, а вот бумага откровенно туалетная. Но это же АСТ, да? Никого не удивишь. Дальше — больше. Отдельные лучи лингвистического запора я посылаю «редактору» «Нексуса». В книге тьма опечаток, но их редактору вычитывать некогда, потому что ему жизненно необходимо было публично обосраться в примечаниях.

Примечание 1.

Автор: «Ему вспомнилось другое побережье. Высохшее. То, что осталось от Аральского моря. Пустыня, где некогда была вода. Внутреннее море, которое русские осушили, чтобы оросить свои посевы на севере».

Редактор: «Утверждения автора имеют мало общего с действительностью: обмеление Аральского моря вообще во многом не связано с деятельностью человека, так как его нынешние границы примерно совпадают с теми, что существовали тысячу лет назад. С другой стороны, воду ранее впадавших в Аральское море рек использовали для орошения полей в Средней Азии к югу от Арала, где в сельской местности русских вообще не было; и уж тем более не могло быть и речи о сознательном осушении Аральского моря. В конце существования СССР даже разрабатывался предназначенный для спасения Арала проект переброски туда северных рек».

Формально в этом примечании редактор частично прав по некоторым пунктам. Или сформулируем иначе: то, что редактор выдает за непреложную истину, является дискутируемым мнением. Вот только его миссия — не капать мне в мозг собственным МНЕНИЕМ, как Михалков с Соловьевым, а составить объективный комментарий. Можно было написать, например так: осушение Арала было вызвано комплексом объективных (климатических, географических) и субъективных (человеческая хозяйственная деятельность) факторов. Часть исследователей считает роль человека весьма незначительной. Но редактор обиделся за русских. И в итоге выдал свое мнение за научный факт. Не надо так.

«Русских в сельской местности вообще не было». Ахахахаха! Действительно, наверное, русских в сельской местности ПОЧТИ не было. Вот только Амударью и Сырдарью не ведрами вычерпали, а вполне цивилизованно развели по оросительным каналам и прочим гидротехническим сооружениям. И разнарядка на «хлопковую независимость» была не выдумкой узбекских колхозников, а запросом-указанием союзного центра. Так что хотим мы или нет, но наша часть вины за происходящее с Аралом лежит на нас. Каяться и извиняться не надо, помочь в восстановлении Арала можно было бы.

Короче, хороший редакторский комментарий с указанием на излишнюю категоричность автора и существование альтернативных и научно-аргументированных позиций по причинам обмеления Арала кто-то злодейски выкинул и вставил пропагандистский спич с довольно вялыми оправданиями.

Примечание 2. Автор: «Он чувствовал, как жизнь покидает Лунару. Он чувствовал, как она цепляется за буддизм, который принесла из Монголии ее мать-уйгурка*...»

Редактор: «Автор опять перепутал: уйгуры не живут в Монголии и не исповедуют буддизм».

Это, если что, дословная цитата редакторского примечания. Видимо, от Арала и русских у редактора так пригорело, что надо было обязательно уличить автора в ошибке еще раз. Но вместо этого редактор с размаху сел в лужу гораздо более явную, чем в случае с Аралом, где произошедшее — до сих пор предмет научной дискуссии и, увы, политических воплей. Почему? Потому что, как говорится, не все те уйгуры, что живут в Синьцзян-Уйгурском АР КНР, не только лишь все, короче немногие уйгуры могут это сделать (с) В. Кличко. Есть еще, оказывается, уйгуры КНР, которые компактно живут рядом с Синьцзян-Уйгурским районом в провинции Ганьсун — так называемые желтые уйгуры. Которые — внезапно! — исповедуют буддизм. Причем, именно монгольской ветви. И — только тсссс, никому об этом! — в Монголии желтые уйгуры тоже живут. Ба-дум-тсссс... Мать-уйгурка из Монголии, исповедующая буддизм по мановению фактчекинга становится суровой реальностью.

При этом многие вещи, действительно нуждающиеся в пояснении, например, неявные отсылки на статью Нагеля «Что значит быть летучей мышью?» и ее важности для решения философской проблемы сознания в нейронауках, редактор не замечает (оно и понятно, судя по уровню фактчекинга в примечаниях про Арал и уйгуров).

Поймите верно, авторской клюквы в этой книге хватает. Я ПРЕДполагаю, что у китайцев с спецотряда «Кулак Конфуция» горело не меньше, чем у редактора со злодеев-русских, которые осушили Арал. «Ну ладно бы там «Пятка Шан Яна». Ну хорошо бы «Ребро ладони Сунь Цзы». Ну «Лобешник Лао Цзы» еще туда-сюда. Но «Кулак Конфуция» это просто ерунда!» — возможно, думает китайский читатель. Рамез Наам многим сумел наступить на мозоли, да и произведение — одноразовое: прочитал, поразмыслил, поставил на полку. Это не «Дюна» и не «Ложная слепота», которые с одного раза скурить не выйдет. Но это не отменяет очевидных достоинств книги.

Итог: хорошая книга, которая могла бы быть великолепной. Отвратительное издание. Dixi.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее уже рядом. Оно накатывает морской волной, ударяется о скалы запретов, впитывается в человеческую инертность и отступает, чтобы повторить попытку. Будущее неумолимо. Рано или поздно оно сметет преграды и разрушит старое общественное устройство. Но пока прибой прогресса неустанно штурмует берега цивилизации, и даже один человек может кардинально повлиять на развитие событий. Особенно, если в его руках препарат Нексус-5.

Дебютный роман «Нексус» Рамеза Наама, специалиста по поисковым системам и искусственному интеллекту, относится к тому типу фантастики ближнего прицела, в которой ключевую роль играет всего одно изобретение. Первоначально фантастические препараты нексус считались наркотиками, однако вскоре обнаружилось, что его легко превратить в наномашины. Тот, кто создаст операционную систему, управляющую этими наноструктурами, контролирующую их воздействие на нейроны и передающую сигнал вовне, не просто сорвет джекпот. Он станет обладателем прорывной технологии, способной открыть людям новые горизонты. Или же способной уничтожить цивилизацию и поработить человечество.

Прогнозы на тему транс- и пост-человеского уровня развития возникают в НФ довольно регулярно. Наам рассматривает ситуацию, когда из-за сопутствующих рисков — подчинение, повреждение и даже стирание личности — правительство США вводит запрет на подобные технологии. Однако несмотря на громкие заявления и звучные приставки, на роль пост-человека среди героев никто не тянет. Ни в плане физических возможностей — генетические модификации мышц и тканей описаны скупо, ни в плане интеллектуальных и психологических. Достаточно сравнить с вампирами и пост-разумами Уоттса, чтобы понять — Наам предлагает тех же людей, но под брендом «пост-«, маскируя разницу пафосными рассуждениями и эффектными манифестами.

И здесь на первый план выступает главное достоинство и недостаток «Нексуса». ДНК сюжета свито из двух основных нитей — истории молодого наивно-идеалистичного нейробиолога Кейда, который в своих исследованиях нексуса вышел далеко за рамки законов, и целеустремленной оперативницы УПВР Саманты, задача которой — обнаруживать и пресекать деятельность подпольных научных групп. Внедрение под прикрытием, рукопашные схватки, погони и засады, запутанные игры разведок — Наам выстраивает зрелищную цепочку событий, однако постоянно скатывается в чистую голливудщину, где логика и реалистичность уступают место эмоциям и эффектности. Книга прекрасно подошла бы для экранизации — сцены подаются ярко, кинематографично, но идейная составляющая не выдерживает пристального изучения.

Дело в том, что Наам воспевает свободу информации и права на самостоятельный выбор. С одной стороны, нагнетает мрачность вокруг правящих режимов Китая, Казахстана и России, государственной машины США — создавая антиутопичные декорации. С другой — идеалистично живописует контркультуру, близкую к анархизму. Это сообщество мечтателей, грезящих о мысленном и личностном слиянии с помощью нексуса, которое подарит людям блаженство. Однако оказавшийся на крючке у спецслужб Кейд вынужден постоянно выбирать между идеалами и безопасностью своих друзей, ощущает ответственность за применение своего открытия. И колеблется, пытаясь найти лазейку, которая откроет доступ к нексусу всем людям. Но какая цена будет уплачена за реализацию мечты и чем обернется это для человечества? Наам оптимистичен, но из самого текста следует обратное.

Итог: анархичная компиляция из нейро-киберпанка, боевика и дистопии.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: киберпанк-триллер от настоящего учёного, работавшего на Микрософт. Много стран (в т.ч и Таиланд), героев, интриг. Награды и номинации.

В итоге: когда в сюжете встречаешь русскую девушку-учёного по имени Илья (сокращённо от несуществующего имени Ильяна — так зовут младшую сестру Петра Колосса Распутина из вселенной Марвел. Оттуда, видимо, заблуждение насчёт наличия у русских такого имени и пошло), начинаешь к тексту относиться менее серьёзно.

А ещё все эти технотриллеры как под копирку писаны — обязательно секретная лаборатория, максимально разношёрстный коллектив...

13% — пока не торкает. Всё шаблонно, а малознакомые противники в экстренных ситуациях начинают задвигать длинные, аргументированные диалоги с этическими дилеммами.

Второй подряд роман напоминает о бессилии человека перед государственной репрессивной системой, не отягощённой моралью. У порядочного человека фактически нет выхода, когда предлагают или сотрудничество, или тюрьму или смерть для тебя и, главное, для твоих родственников и близких. В ЗЕЛЕНОМ ШАТРЕ показано и согласие на сотрудничество и ещё один выход. В окно.

В НЕКСУСЕ герой соглашается сотрудничать в надежде всех обмануть потом. С учётом относительной лёгкости жанра, возможно, это у него получится.

Если НЕЙРОМАНТ это киберпанк здорового человека, то НЕКСУС это киберпанк программиста. Подробные описания работы с программами, компиляторами и прочим софтом.

И вообще, НЕКСУС это скорее не роман, а сценарий некоего будущего блокбастера. Короткие сцены, минимум описаний окружающего.

Автор расщедрился только на описание жаркого Бангкока, за что ему отдельное спасибо. Тук-тук на солнечных батареях это креативно!

Всю вторую четверть книги я порывался её забросить. Но что-то меня удержало от этого и во второй половине романа я был с лихвой вознаграждён за терпение! К присущей роману динамичности добавился невероятного, неожидаемого накала экшн. Права на экранизацию купили, но когда снимут, неизвестно. Но если режиссёр будет толковый, может получиться не хуже МАТРИЦЫ и серии про Борна.

3-9(ПЛОХО-ОТЛИЧНО) причем оценку можно выдавать по нарастающей — чем дальше, тем выше.

Что подводит нас к острому вопросу: если начало отстой, а конец ударный — считать вещь хорошей или плохой? Бездарной или просто долго запрягающей...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я соскучился по хорошему киберпанку. По тексту,который пишет специалист в области нанотехнологий.(автор работает в майкрософт).

Понравились мелкие зарисовки технологий,которые появятся в будущем (зарядка телефонов от поверхности, выбор пола ребенка, модификация кожи, иплантанты и прочее).

Сперва вникаешь в мир и поражаешься возможностям нексуса. Затем появляется политика,шпионы и борьба за нексус (по сути наркотик,раширяющий сознание и оперативная система, внедряющаяся в мозг, позволяющая управлять изменениями,чувствовать людей на расстоянии,управлять ими).

Есть место и размышлениями- а технологии должны ли быть доступны всем? или их нужно держать под контролем? здесь есть сторонники и той и той идеи.

Много экшена (особенно в конце).

Мне понравился роман. Вот прям как глоток свежего воздуха. Возможно именно такое Ближайшее будущее нас ждет.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешно, я купил этот роман на стоке за 50р летом того же года, когда он вышел. Назвать это киберпанком не могу, классический технотриллер, которые так и просятся, чтобы их экранизировали. Человек против системы, Свобода для всех лучше, чем запреты, и много много экшена. Как кинофильм, на который я зашёл случайно по акции — я не пожалел, но представить, что этот роман для многократного «просмотра», я не могу.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх