Андрэ Нортон «Королева Солнца»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой выпускник Космической Школы Дейн Торсон, получает назначение на должность помощника суперкарго на «Королеву Солнца», корабль вольных торговцев. На ее борту Дейну предстоит пережить много опасных приключений и уяснить, что получение прибыли остается основополагающим принципом для вольного торговца, в любой ситуации.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Космический цикл»
- /языки:
- русский (50), английский (5), латышский (1), польский (1)
- /тип:
- в планах (2), книги (51), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Анисимов (6), Д. Арсеньев (1), С. Бережков (21), С. Витин (12), Е. Доброхотова-Майкова (6), И. Кундзиньш (1), М. Лахути (3), М. Левин (6), А. Малин (7), С. Победин (9), А. Снежко (1), Ю.Р. Соколов (2), А. Стругацкий (3), Б. Стругацкий (3)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 17 июля 2021 г.
Казалось бы, все уже сказано, и давно. И о плоских персонажах, и о беглой проработке мира, и об отсутствии философской глубины, и о художественности языка. Обо всем — вдоль и поперек, тем более что романы сравнительно небольшие (так уж тогда писали). И, думаю, те, кто знакомится с «Королевой» в зрелом возрасте лишь недоуменно покачивают головами — откуда, мол, такие оценки? Кажется мне, будь я средь их числа, задавался бы тем же вопросом.
Но мне повезло — я познакомился с экипажем будучи подростком. Помню, как взял у друга потрепанный томик и проглотил его почти весь за одну бессонную ночь. Нет, в нем не было последних трех — поздних — книг цикла, только классическая квадрология. А днем, еле живой наполовину от недосыпа, наполовину — от прочтенного, пропускал мимо ушей уроки.
Оно того стоило.
По сути перед нами типичный образец классической фантастики (не «мягкой», просто — не «твердой»). А еще — духовный собрат романов Сальгари, Стивенсона, Верна и, в конце концов, Дюма. Всех тех историй, которые объединяют пьянящий аромат приключений и такие непопулярные ныне — правильные, искренние, самоотверженные, во многом наивные герои. Экипаж «Королевы» намертво связан духом товарищества, в нем не плетут подковерных интриг, и каждый делает все, что может — и не может — ради общего дела. Взаимоотношения героев пропитаны неким духом джентльменства, так же, как само повествование — атмосферой старых остросюжетных фильмов на стыке приключений и детектива. Это так же хорошо ощущается по поступкам героев (об этом тоже было сказано до меня) — минимум крови и агрессии. Чистое, кружащее голову приключение, хватающее тебя в охапку и уносящее к звездам — вот что такое «Королева Солнца».
А значит — цикл показан тем, кто не забыл как треплет паруса соленый ветер, как стучат подковы по булыжной мостовой, как скользит в ладони мачете, пока хищные лианы опутывают ноги. Тем, кто помнит, как похрустывают в руках карты сокровищ, как тускло блестят старые компасы и сияют острия шпаг. Тем, кому знаком вкус кислых вин в дешевых трактирах, черствых сухарей — в тесных кубриках, и — невольно — жгучего песка — среди несметных дюн беспощадной Сахары.
Тем, кому снятся искрящиеся на солнце иглы кораблей, слепящие и смертоносные вспышки бластеров и беззвучное пение далеких созвездий.
Стронций 88, 30 декабря 2023 г.
Цикл разваливается на две части – собственно романы Нортон и «соавторские» (хотя, я так понял, роль Нортон в них только в согласии на использование её мира и героев) романы.
Романы Нортон (исконные, первые) – это то, за что я этот цикл люблю, да, наверное, и многие любят. Космические приключения экипажа «Королевы Солнца» – космические разбойники, планеты-ловушки, космические обманщики, всевозможные чудовища и т.д. и т.п. – приятное, непритязательное. Да, временами с некоторой наивностью, но при этом – со своим очарованием. Симпатичные герои. И главный герой в них – Дэйн Торсон. Это его история, история его взросления и становления – от новичка, до полноправного и важного члена экипажа, для которого «Королева Солнца» настоящий дом, а вольная торговля – вся жизнь.
Я не скажу, что все эти романы такое «лучшее из лучших» (вот единственная повесть мне, например, практически не понравилась), но это определённо очень приятное чтение.
А вот романы соавторов – это уже отдельная история.
Роман Полин Ф. Гриффин даже романом назвать сложно. Это тихий ужас. Фанфик, причём не самого лучшего качество. Убогий сюжет. И любование собственным новым персонажем. Любование маниакальное, рушащее всех остальных персонажей и, что главное, всю атмосферу.
Шервуд Смит с двумя завершающими романами, кажется, чуть выправила ситуацию. Но, всё равно, это было уже что-то иное. Дэйн Торсон не главный персонаж, а один из многих. И густая пленка научности (или псевдонаучности). Последнее может было бы и неплохо – но, лучше бы где-то отдельно, не здесь – ибо здесь, это крах полюбившийся мне атмосферы. Я так и вижу, что «соавтор» Шервуд Смит руководствовалась благими намерениями сделать историю «тверже» и увлекательнее – в «Покинутом корабле» был практически детектив, а в «Разуме на торги» так и вовсе винегрет из интриг – но, как известно, хорошими намерениями… Да и в плане художественного мастерства, на мой взгляд, были некоторые проблемы – от обилия «научных» терминов, например, временами было трудно воспринимать происходящее, картинки не было.
Одним словом, было совсем не то.
Darth_Veter, 12 января 2023 г.
В юношестве я читал романы Нортон запоем, ибо они были самыми первыми произведениями в жанре космической оперы, известными мне к концу 80-х годов прошлого века. С тех пор утекло немало лет, давших мне возможность познакомиться и с другими представителями данного жанра. И от былых восторгов у меня осталось только чувство сопричастности к невероятным космическим приключениям, которое Алисия Нортон умела создавать мастерски. А вот сюжеты, будем откровенны, у нее выходили не такими увлекательными, как у Андерсона, Азимова, Кларка или Хайнлайна. Поэтому с высоты моего нынешнего литературного опыта весь цикл о «Королеве Солнца» уже выглядит не столь блестяще, как это казалось мне ранее. Но, если не сравнивать его с «Основанием» Азимова или хотя бы с «Реквиемом по завоевателю» Гира, он явно заслуживает внимания увлеченного читателя. С точки зрения сюжета, конечно: Нортон не отличалась умением раскрывать характеры и внутреннюю суть своих персонажей, которые получились немного суховатыми и дежурными. Нельзя также сказать, что главным из них является бывший выпускник Академии Дэйн Торсон — в каждом романе герой другой и определяется это сложившейся по сюжету ситуацией. Хотя больше времени, несомненно, автор уделяет именно этому самому молодому члену экипажа «Королевы Солнца». К сильной стороне романов следует отнести описания космических полетов и захватывающие воображение виды чужих планет с их обитателями — всё то, что составляет понятие космической романтики. Уже за одно это следует сказать автору отдельное «спасибо». Думаю, хорошо, что я начал свое знакомство с подобной фантастикой именно с произведений Нортон: она подготовила меня к более сильным произведениям всемирно-известных писателей-фантастов — я двигался по возрастающей и потому прогрессировал от романа к роману.
Если оценивать произведения цикла по качеству, то самым сильным является, несомненно, самый первый роман. В нем начинается завязка и, кроме того, присутствует довольно интригующая загадка, которая раскрывается ближе к финалу. Самым слабым произведением является третья часть («Планета вуду»), которую можно отнести к фантастике чисто формально. Недописанные автором романы, законченные другими писателями в 90-х годах прошлого века, я не читал и мне сложно судить об их качестве. Но, по моему мнению, идея космической торговли несколько преувеличена по своему значению и не совсем корректна по сути, так что чего-то выдающегося из нее выжать не получится. Поэтому оценка в 7 баллов кажется мне наиболее подходящей.
--------------
РЕЗЮМЕ: цикл произведений о похождениях по Галактике экипажа космического торгового корабля «Королева Солнца». Сюжеты немного простоваты и порой даже тривиальны, зато описания чужих планет и их обитателей — на должной высоте.
VovaZ, 16 мая 2020 г.
Ну что сказать? Классика американской космической, приключенческой фантастики. Да, образы персонажей двумерны. Нет, госпожу Нортон не сильно заботят разные там законы физики и ксенологии. Но таковы уж традиции этого жанра на тот самый период.
Сегодня же роман хорошо подходит для школьников. Без особых зверств. Сюжет прямой, как струя из дюз. Воды нет. Драйв. Приключения увлекательные. Наши победят...
Фалкон, 15 августа 2018 г.
Как это ни удивительно (хотя на самом деле и нет), не только в далеком детстве, но и в зрелом возрасте прочитывается запоем, за «пару дней». Это касается первых четырех классических романов цикла. К последующим, «соавторским» романам, это не отнесу, так как считаю, что в пятом романе (последующие вообще не читал) от Нортон остался только псевдоним (и еще предисловие), а все прочее написано соавтором, так как сюжет скучен и мутен, и даже герои другие.
Это очень легкое, я бы даже сказал, изящное чтиво (если таковой термин к фантастике вообще применим). Оно не загружает мозг, а иногда очень хочется легкости, а не осмысления придуманного автором. Приключения невероятны; сюжеты лихо закручены; «торговля запахами» оригинальна; в наличие и инопланетные «колдуны», и злокозненные пираты, и мистические инопланетяне и, так сказать, героика и романтика межзвездных странствий.
Есть технические косяки, которые в более серьезной фантастике корежили бы глаз, но к данным сюжетам, которые тяготеют к «космической опере», претензии предъявить сложно.
Вот во втором романе, при высадке на А-станцию и рейдерской операции по её захвату, герои лихо ходят по поверхности мелкого астероида, на котором «ходить» вообще невозможно – из-за микроскопической силы тяжести. Дальше, они же пинают поверженного супостата, тогда как для его перемещения из угла в угол достаточно щелчка пальцем. Они же перевозят контейнеры с оборудованием для гидропонного сада на тележке (!) – хотя груз, даже в 10 тонн, надо не возить, а переносить с легкостью (если оставить за скобками инертную массу, безусловно сохраняющуюся).
«Большой ожог» на Земле – крупнейший косяк. Автор пророчествует о, по меньшей мере, двух атомных войнах, чем, безусловно, повергает читателей в некоторое уныние. Невозможно поверить, что в 25 веке, его поверхность не была бы известна досконально – тогда как и сейчас вся земная поверхность сфотографирована с разрешением в метры. Невозможно представить, что на межзвездном корабле отсутствуют карты поверхности Земли – хотя бы, за пределами этого «ожога» и Торсон вынужден ориентироваться «по местности».
В нем же – радиационные косяки. В Нагасаки люди спокойно живут в настоящее время, хотя там была взорвана очень грязная бомба, и плутония-239 в почве раз в 10 больше, чем в среднем по Земле (и весь он, кстати, образовался от ядерных испытаний). Тут же – прошло 500 лет, однако радиация по прежнему смертельна. Самые «гигантские томаты» и прочие мутировавшие растения – это наследие очень старых представлений о радиации. Никакие монстры в чернобыльской зоне не развились, кроме разросшихся еловых шишек. А бравые украинцы прямо в настоящее время, вывозят из зоны металлы и запчасти от брошенной техники, которой там целые поля, и продают их в Европу (!). Судя по отсутствию протестов европейцев, радиационное загрязнение не так велико.
Сама планета Земля описана в мрачноватых красках – как вырождающаяся планета. Народ эмигрировал в другие миры; те кто остались, проживают в микро-поселках и занимаются ловлей рыбы – явно, не механизированным способом. На Земле только один космодром; спутники над ней, очевидно, не летают, так как не замечают громадный межзвездный (!) корабль.
Не заметил никаких намеков на разработку минеральных богатств Солнечной системы, хотя просто по логике, она должна начаться раньше межзвездных полетов.
Никакого социального прогресса не наблюдается. Бал правят ТНК (теперь межзвездные торговые); народ борется за денежные знаки. Преступность имеется, хотя и в виде пиратства. Все категории и оттенки человеческой подлости – в наличии. Все это порождает разительное несоответствие романтики Дальнего Космоса и отсутствия земного, естественного, прогресса.
Особенно, хотел бы акцентировать внимание на социальном институте «объявления вне закона» — как реальных злодеев-пиратов, так и мирных торговцев. Это прямо какое-то Средневековое варварство. Кстати, традиции общения с «зачумленными кораблями» — это средневековье не только по сущности, но и оно же — по форме. Именно так очень часто поступали с чумными больными.
В силу написанного, испытываю внутренний протест к такому подходу к делу, но если я прочитываю текст неоднократно и быстро (и не только в детстве) – значит, он мне понравился в целом, и рука не поднимается безжалостно штрафовать автора за недочеты и неувязки.
В целом, я бы поставил 10 баллов первому и четвертому роману, и, по восемь, второму и третьему. В целом, за тетралогию – 9 баллов. Рекомендую тем читателям, про которых упомянул вначале, для желающих над фантастикой отдохнуть – хотя бы от окружающей нас, довольно мерзкой, действительности.
vam-1970, 20 августа 2018 г.
Лёгкое чтиво для подросткового возраста, не требующее затрат мысли. Приключения торговцев, перенесённое в космос. Но разбавленное тайнами, негуманоидами, гуманоидами, пиратами, катаклизмами.Не зацепило меня. «Колдовской мир» автора намного интереснее.Там какой-то шарм есть -здесь его не чувствуется. И соавторство, на мой взгляд, только усугубило впечатление. Не тянут соавторы до уровня Нортон.
vorpol, 1 мая 2017 г.
Замечательный цикл из детства, когда удалось прочитать только пару-тройку книг. Но на всю жизнь отложились такие моменты как распределение курсантов по кораблям через алгоритмы ЭВМ, торговля с аборигенами, хитрые многоходовочки экипажа при общении с двумя мега-корпорациями — Интерсолар и Вторую-не-помню, ну и бесконечные приключения, проблемы и оригинальные их решения экипажем «Королевы».
ЛитАлхимик, 2 сентября 2017 г.
В своей весовой категории один из лучших образцов. Модернизировать снаряжение героев — и на экран!
Elessar, 14 октября 2012 г.
Отличный пример увлекательной приключенческой фантастики. Всё же в лучшие свои годы Нортон умела писать просто восхитительно: начав читать первую часть, вы очень скоро обнаруживаете, что основная трилогия так некстати закончилась, зато интерес к приключениям старины Дейна по-прежнему жив. Даже при том, что отдельные части не объединены сквозным сюжетом, романы глотаются подряд на ура. Возможно, некий глобальный квест вроде постепенного превращения героя в легендарного космопроходца и пошёл бы циклу на пользу, но и так всё выглядит очень симпатично. Погони на летающих катерах — флитерах, перестрелки с бандитами и пиратами, беготня по джунглям от стаи обезумевших хищных мутанов, словом, скучать не придётся. Нужно только сразу иметь в виду, что цикл ориентирован в первую очередь на подростков. Здесь нет особенной глубины характеров и трудных моральных выборов. Сцен жестокости тоже нет, как и любовной линии. Можно попенять ещё на недостаточно проработанный образ межгалактической империи, которая тут скорее для антуража. Замените помощника суперкарго Дейна Торсона и его верных друзей на группу земных искателей приключений вроде путешественников — первопроходцев — и получите практически то же самое. Приключалово, но написанное честно и с душой.
Отличная книжка для мальчишек всех возрастов. Смелые и правильные парни попадают в передряги и с честью из них выпутываются, поставив по ходу дела на место всех негодяев. И при этом ни следа супергеройской пафосности! Именно то, что нужно для счастья.
berrgelmir, 15 мая 2016 г.
Рассматривать фентезийный цикл «Колдовского мира» нет никакого желания. У Нортон главной любовью является «Королева солнца». Цикл про межзвездных торговцев, первооткрывателей и отчасти корсаров-пиратов-контрабандистов покорил сразу и напрочь. «Интерсолар» и «Комбайн», две главные корпорации мира, созданного Нортон, остались в памяти с самого детства. Как и прочее, включая огромное количество причин подокапываться любителям логики и заклепочникам. Да и Ктулху с ними, в цикле хватает того, что легко перешибет любые верные выводы самим фактом своего существования.
Отношения команды «Королевы», любовно прописанные нюансы будущего в понимании автора, межзвездные перемещения и, самое главное, миры, лежащие от нас на огромнейшем расстоянии. Фантастика прошлого, когда больше внимания уделяли не реалистичности, а атмосфере и мечте. Именно это и заставило давным-давно запомнить совершенно лажовую обложку с «Энтерпрайзом», никаким боком не относящуюся к тексту, как одну из тех, что скрывают под собой сокровище.
OlegSLB, 9 октября 2015 г.
Решил перечитать намедни, помню подростковый восторг, когда читал впервые. Ну что сказать... Восторг уже не вызывает. Исключительно подростковое чтиво. Осилил первые два романа цикла, слился на третьем, остальные даже перечитывать не стал. Рекомендовано к прочтению ТОЛЬКО для среднего и старшего школьного возраста. Перечитывать в дальнейшем не рекомендуется, дабы не портить детские впечатления.
gingerfara, 29 февраля 2016 г.
Мама читала в далеком детстве первые 4 повести (похоже, именно это, да еще Стругацкие, привило мне любовь к космической фантастике). Помню, перечитывала в юношеском возрасте, и снова понравилось. Потом внезапно нашла в продаже продолжение и...как говорится, к сожалению ниасилил.
Намерена сейчас перечитать и попробовать оценить после стольких лет и прочтения другой литературы.
Конечно, для теперешнего читателя книга будет немного примитивной и несколько наивной. Но она полна романтики старой космической фантастики, веры в светлое космическое будущее. И это прекрасно.
osipdark, 6 мая 2015 г.
Прочитал первые четыре основных романа цикла.
Ну, что сказать — у Нортон есть вещи и посильнее. Цикл, в принципе, можно считать подростковым. Никаких активных действий нет, да и действий вообще. Философствования, глубоких мыслей — так же. Просто несколько дней, самых обычных будней, одного корабля вольных торговцев под наименованием «Королева Солнца» и его чистого мужского экипажа с котом Синдбадом. И да, никаких особых подробностей о мире условного «Космического цикла» Андрэ вы здесь не встретите, уважаемый читатель. Но, признать стоит, читалось не без интереса и не так уж сильно разочаровали четыре истории вольных торговцев. Тем не менее, можно обойтись и без их прочтения. Вполне.
sisha, 28 февраля 2013 г.
Мне кажется, этот цикл не может не понравиться людям, которым не чужд дух приключений и романтики. Особая прелесть в том, что события разворачиваются вокруг обычных торговцев, каждый из которых, попадая в очередную передрягу, по большей части может рассчитывать только на себя и товарищей. Интересно наблюдать за тем, как герои посещают новые миры со своими обычаями, особенностями и проблемами, как выпутываются из сложных ситуаций. И при этом все как-то по-доброму, оставляет приятное впечатление и какую-то теплоту в душе.
tomboy, 23 июля 2011 г.
Я выросла в обнимку с этой книжкой! Поэтому несмотря на все негативные и презрительные отзывы, я ее люблю и буду любить всегда! Романтика космоса, приключения, авантюрный сюжет, толика здорового юмора и реалистичной безысходности! Мне нравится этот цикл, он воплощает все юношеские мечты любого начинающего любителя фантастики. :pray: