Андрэ Нортон «На штемпеле — звёзды»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Телепаты, подпольный преступный синдикат и патруль. Но Дейн Торсон, помощник суперкарго на «Королеве солнца» как всегда на высоте. Почтовые рейсы не трудны для вольных торговцев, хотя их жизнь порой висит на волоске.
Входит в:
— условный цикл «Космический цикл» > цикл «Королева Солнца»
- /языки:
- русский (25)
- /тип:
- книги (23), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Лахути (2), А. Малин (7), А. Снежко (1), Ю.Р. Соколов (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 26 сентября 2024 г.
Внезапно, заметно лучше двух предыдущих романов, хоть и уступает самому первому. Действие на удивление внятное, последовтательное и логичное, в истории удачно чередуются экшен-эпизоды и болтология с описательствами. Это хорошая и очень крепкая история, хоть и насквозь вторичная — Нортон явно относилась к этой серии просто как к средству заработка, результат соответственный. Ну, то есть можно получить удовольствие от хорошего ремесленного изделия, но открытием и шедевром оно точно не является.
Darth_Veter, 11 января 2023 г.
Экипаж «Королевы Солнца», занятый доставкой почтовой корреспонденции на планету Зеко, попадает в очередную переделку. Кто-то незнакомый пытается подменить суперкарго Торсона на своего человека, чтобы с его помощью доставить на отдаленную планету Трюс некую таинственную коробочку с сильно радиоактивным материалом...
Несмотря на то, что данное произведение было написано через 10 лет после третьей части, его качество не стало лучше и мало чем отличается от «Планеты вуду». Неким отклонением к лучшему следует признать более интригующее начало (таинственная радиоактивная коробочка) и более динамичный сюжет (в первую очередь, из-за мутировавших под воздействием означенной радиации представителей зекосской фауны). А вот канва романа во многом повторяет третью часть: герои попадают на новую и не до конца исследованную планету, на которой их ожидают другие антагонисты и невероятные приключения. Если прошлый раз герои охотились за каким-то колдуном с заповедной планеты Катка, то теперь они сами стали объектом охоты со стороны некоего «злого гения» с Веги, создавшего на недавно заселенной планете Трюс (если быть абсолютно точным, то название Trewsworld переводится как «Древовидный Мир») своеобразную лабораторию по выращиванию настоящих монстров. Масштабы преступления растут — значит, похождения героев будут длиннее и интереснее. Именно поэтому и моя оценка выросла на 1 балл. Беда в том, что количество ляпов и «роялей» в данном романе выросло пропорционально его объему. Единственным ляпом «Планеты вуду» было это самое вуду, раздутое до космических масштабов. А в четвертой части саги ляпы уже строятся в шеренги, поскольку не умещаются в один ряд. Главный из них — какое-то избирательное действие радиации на живые организмы. Например, неразумных брахов она делает разумными, земноводных латмеров превращает в самых настоящих летунов, а на людей вовсе не действует. Мутация брахов — самый значимый «рояль» сюжета, ибо эти животные часто помогают героям выпутываться из разного рода безвыходных ситуаций. Без них экипаж корабля просто сгинул бы в ледяных просторах Древовидного Мира. И никакого б продолжения в виде «Чумной планеты» уже не последовало бы. Каждому грамотному читателю ясно, что таких быстрых и направленных мутаций в природе не бывает — неважно, естественные ли они по своему проявлению или искусственные. А вот «универсальный переводчик», что помогает людям общаться с брахами, — явление не столько техногенное, сколько почти что разумное: он переводит слова СОВЕРШЕННО НЕЗНАКОМОГО людям языка! Совершенно невозможная операция даже для далекого будущего! Ибо язык — это не закон всемирного тяготения, единый для всей Вселенной, а явление уникальное и неповторимое. Для его расшифровки нужны годы, а никак не указанные в романе минуты! Про другие ляпы говорить не буду, т.к. их перечисление утомит ваше внимание и не добавит ничего существенного к этому отзыву.
Печалит меня и какие-то корявые диалоги персонажей, словно бы вдруг разучившихся нормально говорить. Такое впечатление, что их всех разом поразила старческая деменция или острое отравление каким-либо наркотиком (который в самом начале подсыпали в чай Дэйну Торсону). Понять смысл сказанного сложно и не всегда возможно. Не исключаю, что тут частично виноват переводчик, но и в оригинале у Нортон наблюдается та же ерунда, только в меньших масштабах. Поэтому у меня возникают смутные подозрения, что бессвязные речи героев романа как-то связаны со старческим маразмом самой писательницы, которой к тому моменту «стукнуло» 57 лет.
Кроме того, в произведении довольно много анахронизмов, которые способны вызвать смех даже у неспециалистов. Например, гамак как средство противодействия стартовой перегрузке или магнитная лента как средство хранения звуковой информации. Напомню, что в 1969 году люди уже 8 лет летали в космос и даже побывали на Луне, но никаких гамаков на их кораблях не было. А компьютеры той эпохи уже вовсю использовали дискеты, правда, огромных размеров (8 дюймов). Непонятно, как Алисия Нортон проспала такие новшества...
Плохо описана в романе и уникальная природа Древовидного Мира. Образы растений и животных столь эпизодичны и неконкретны, что становятся похожими друг на друга. Такое впечатление, что писатель списывала их с земных аналогов — динозавров, кошек, спрутов и зарослей крапивы возле уборной. От планетарной фантастики читатель обычно ожидает более ярких и необычных образов, а вовсе не «повторения пройденного». Наверное, писательница очень нуждалась в деньгах, раз позволила себе подобную халтуру.
Тем не менее, роман всё же следует прочесть ради той самой романтики дальних странствий, которая будит в людях светлые чувства. Без ее воздействия Колумб не открыл бы Америку, а Гагарин не полетел бы в космос на неполностью готовом корабле. Тем более, что моя критика — это критика зрелого человека, которому ведомы секреты современной науки и который смотрит на старый роман с высоты 50 прошедших лет. Молодым всё это неведомо, поэтому они не будут задаваться подобными вопросами, а просто оценят саму атмосферу первопроходчества.
-------------
РЕЗЮМЕ: четвертый по счету роман о приключениях экипажа «Королевы Солнца» в ледяных просторах планеты Trewsworld, где злой гений инопланетного разума решил создать свой собственный питомник чудовищ.
Стронций 88, 15 ноября 2023 г.
Этот роман, в отличие от предыдущих историй в цикле «Королева Солнца», рванул с места в карьер. Герои сразу же оказались в клубке из тайн, опасностей и непредвиденных обстоятельств. Мало того, все события казались весьма интригующими и слабо связанными, хотя и было понятно, что нечто общее между ними будет, что они части одной цепи, но какой и куда эта цепь тянется – непонятно (в отличие, например, от «Чумного корабля», чья детективная сторона была довольно прозрачна). И это несомненный плюс. К тому же этот широкий спектр проблем –
Но. Есть «но». Конечно, странно подходить к космической опере (да ещё такой – явной, приключенческой) с линейкой научности, но то, что произошло с бречами, не лезет ни в какие ворота.
Селеста, 5 августа 2024 г.
К сожалению, цикл «Королева Солнца» постигла участь многих других циклов — авторесса перестала стараться. При всём моём уважении к такому классику фэнтези и фантастики, как Андрэ Нортон, выдавать стабильное качество она не умела. И «На штемпеле — звёзды» — лучшее тому доказательство.
Авторесса окончательно скатилась в самоповторы, клише и огроменные сюжетные дыры. Клише столь старой фантастике мы простим, 1969г. как никак. Самоповторами страдали и предыдущие части цикла: команда получает заказ, летит на планету, происходит какая-то неведомая фигня, команда разбирается с последствиями, получает или не получает награду, конец. Зачем выдумывать что-то новое, если можно проехаться по старым рельсам. Но вот такое наплевательское отношение к элементарной логике я от Андрэ Нортон вижу впервые (хотя, справедливости ради, я читала не всю её библиографию). Не буду придираться к мгновенной регрессии эволюции взрослых зверушек, за пару часов откатившихся к разумным созданиям, которыми были когда-то, иначе половину фантастики придётся хаять за то же самое, но то, что происходит во второй половине романа — это просто трэш. Половина экспозиции остаётся за кадром, объяснять авторесса ничего не собирается — вот, короче, финал, я пошла. Буквально. Про ставших разумными зверушек она вообще забыла, а я до последнего ждала, что команда предложит им работу у себя на корабле. За технику, которая работает в угоду авторской хотелке, авторессу не попинал только ленивый. Вообще, в угоду авторской хотелке в романе работает абсолютно всё, читать такое неинтересно.
Ну и персонажи — отдельная боль. Уж за десять-то лет можно было прописать их чуть лучше?
Шесть ящичков из десяти. Разрыв между «Планетой зомби», которая мне не сильно понравилась, и «На штемпеле — звёзды» десять лет, но авторесса в своём и без того средненьком мастерстве будто деградировала. По итогу, созданная ею вселенная превратилась в какую-то кашу из всего подряд, к тому же, пестрящую огромным количеством сюжетных дыр и поросшую кустами, из которых выглядывают рояли. Зачем нужно было возвращаться к циклу, если нечего сказать? Завязка-то увлекательная, но такое впечатление, будто авторесса придумала только эту завязку, а как всё разрулить и объяснить придумать уже не смогла, потому получилось то, что получилось. Хочется поставить пять баллов из десяти, но всё же олдскульной фантастике нужно делать скидку. Но скидку небольшую, потому что другие фантасты, работавшие в то же время, как-то ухитрялись уважать своих читателей — писали хорошо и не забывали о логике.
TerraSpice, 19 июля 2018 г.
Снова продолжение приключений Торсона. Да, всё похоже на предыдущие повести. Злодейская организация, храбрые торговцы, сражающиеся с ней. Но читать попрежнему интересно.
vam-1970, 26 июля 2018 г.
Роман из цикла «Королева Солнца». Написан через 10 лет после предыдущего произведения и чувствуется уже рука мастера. Очень динамичный сюжет с почти неразгаданной интригой в финале.Автор добавила научно-технических изысканий и стало очень интересно читать. Оставила читателя в недоумении — не раскрыт способ искусственного ускорения прогресса живого существа в течение нескольких месяцев.
AlisterOrm, 22 декабря 2016 г.
Андрэ Нортон в один момент решила оживить цикл о «Solar Queen», упорно не желая давать житья даже простым почтовикам. Мало им было колдунов на одной из планет-адресатов, так на другой их тоже ждёт целая куча сюрпризов. Снова общество, стремящееся к теневому господству (не «Интер-Солар«!), использует их в своих интригах, и выживание команды отныне зависит от смекалки и смелости его слегка проредевшей команды, особенно — от Дэйна Торсона, вновь выступающего нашими глазами.
Начиналось всё достаточно скучно, но к концу сюжет всё-таки оживает, и становится интересно, по крайней мере, как боевичок. Отважные вольные торговцы вместе с отважным рейнжером и неподкупным Патрулём борятся с опасной организацией — сюжет вполне себе классический, и Нортон не делает ничего, чтобы подняло «Postmarked the Stars» над простым развлекательным боевичком в стиле вестерна (так и хочется представить себе «Solar Queen» в виде почтового дилижанса, а его команду — картелью отважных покорителей Дикого Запада). Идея здесь, конечно, есть, в виде регрессивного развития живых организмов, но сразу вспоминается рассказ лукавого Булычёва-Можейко «Ретрогенетика», и становится даже смешно.
В общем, бодренько, забавно... скучновато... и из головы быстро,я чувствую, испарится. Всё-таки «Sargasso in Space» был куда более искренним, здесь же — просто крепкое ремесленное изделие...
Muzzy29, 22 января 2017 г.
Хороший роман.
Тут есть хорошая, интригующая завязка — которая не оставит читателя равнодушным и заманит в это чтиво. Мне понравилось: все прочиталось быстро, легко, искромётно. Конечно первый роман цикла вне конкуренции, однако это лучшее, что я читал из последующих трех текстов автора про данных героев. Нортон, в который раз, великолепно описывает новую планету и неизвестные, либо малоизученные формы жизни — это несомненно добавляет ее романам определенную изюминку.
На главном плане те же члены экипажа «Королевы Солнца» и конечно же Дэйн Торсон, немного пообтершийся в роли суперкарго, однако, по-прежнему умудряющийся влезать в самые пренеприятнейшие истории, с который он выходит с блеском и высоко поднятой головой.
Этот роман, несомненно, для читателя любящего драйв в тексте: погони, перестрелки, ловушки, иные формы жизни, мутанты — весь этот коктейль Нортон блестяще изложила в своей книге. И конечно же герои, несомненно, справятся со всеми преградами и справедливость восторжествует.
Всем приятного чтива!
k2007, 8 августа 2014 г.
Роман получился менее интересным, чем два предыдущих. Может быть, так вышло из-за дополнительных сюжетных линий: инопланетной живности, колонистов.
Также сомнения вызывает основное допущение — что некое излучение может превратить взрослую особь в его далекого предка по эволюционной шкале за пару дней.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Да, даже в начале 1990 эта чать показалась мне слабее предидущих. При перечитывании цикла пару лет назад это бросилось в глаза ещё более ярко. Но слабее — не значит плохо. Экипаж Королевы стал уже почти родным...
ThorLapsy, 23 марта 2010 г.
А мне роман понравился. Динамично, толково написано, нет «сверпродуманных суперинтуитивных» действий экипажа («Зачумленный корабль») или непонятной, слишком детской мистики-магии («Планета вуду»). Не надо сравнивать с «Парком ЮП»--- стоит только взглянуть на дату издания--- на 1969г. это новые оригинальные идеи. Вообщем, 4-й роман -- достойный продолжатель оригинальных «Саргассов».
Pupsjara, 22 октября 2008 г.
Привлекательный роман, полный приключенческо-фантастической романтики. Книга конечно адресована прежде всего подросткам, но и взрослым можно посидеть часок-другой, наблюдая за приключениями команды «Королевы солнца» и с замиранием сердца следить, как они выкручиваются из неприятностей. Не понравилось, что при каждом перелете команда попадает в смертельно опасные приключения. Почему нельзя было сделать временной промежуток между книгами непонятно, мне было бы интереснее почитать про более взрослого Торсона, да и сюжет большой изобретательностью не блещет. Зато очень понравились бречи, которые так и просятся на экран.
Ginger, 6 октября 2008 г.
Скучно и не мое. Радиация и регрессировавшие на ее фоне до сверхумных существа не трогают, детективная история закрученностью сюжета не отличается. В общем, предыдущие повести мне нравились больше.
maxar71, 19 августа 2008 г.
Начало многообещающее, но потом интерес почему-то угасает. Сюжет сильно смахивает на «Парк Юрского периода», только в антураже «зведных войн» . А в целом неожиданно скучно, нудно и долго.
elent, 27 августа 2006 г.
Такое впечатление, что экипаж застыл в своем развитии. Никаких новых черт характера. Так и идет с начала до конца.