Томас Манн «Лотта в Веймаре»
Произведение, в котором глубокие размышления о человеке искусства, о его всегда болезненном существовании в реальном мире и о подлинном смысле жизни тесно переплетаются с интересным и чуть-чуть ироничным сюжетом — встречей в Веймаре уже немолодого и прославленного Гете со своей бывшей возлюбленной... Была ли эта встреча в реальности? И если да — то какой она была? Неизвестно.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 26 апреля 2016 г.
1816. Женщина, ставшая когда-то прообразом Лотты из «Вертера», спустя 43 года приезжает в Веймар. Она встречается с людьми, близкими Гёте, с ним самим. По сути, роман состоит из диалогов, часто переходящих в монологи. Из этих диалогов и монологов вырастает образ последнего гиганта Просвещения. Человека, который любил людей и подавлял собой окружающих. Человека гениального и эгоцентричного, остроумного и настырного, сокрушающего старые догмы и порождающего новые, слегка уставшего от прожитых лет и переполненного новыми планами. А впереди ещё 16 лет плодотворных занятий.
Критики разных направлений по привычке пытались рассказать, что автор обличал. Кого или что обличал, тут разночтения. Не согласен. Томас Манн был интеллигентом в хорошем смысле слова, то есть знал, что оппонент тоже может быть прав и в любом случае заслуживает уважения. Конечно, люди, окружающие Гёте, мельче его по масштабу. Но это не маленькие люди. Каждый из них прожил жизнь, полную трудов, радостей, несчастий и компромиссов, научился понимать и прощать. Некоторые ситуации они могут понимать даже лучше своего гениального друга, хотя горизонты их уже. Каждый здесь по-своему прав и неправ.
Основная трудность для восприятия — в форме романа, построенного в традициях изображённой эпохи. Диалоги-монологи были естественны для читателей эпохи Просвещения. Для современного читателя это может быть тяжеловато. При этом автор, как обычно, излагает сложные вопросы в лёгкой форме, может посмотреть на них с разных сторон и слегка сыронизировать над каждой позицией. Чтобы понять суть дискуссий, не обязательно иметь специальную подготовку, литературную, философскую, историческую. Достаточно иметь желание и время, чтобы вдуматься в текст. И ещё нужен минимальный интерес к эпохе. Если интереса совсем нет — ну что ж, значит, эта книга не Ваша.