Лев Кассиль «Портрет огнем»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Осень 1944 года. Сочи. Война уже отступила от наших черноморских берегов. Среди отдыхающих полковник Ярчук. Этот огромный, мускулистый человек выделяется не только своей могучей фигурой, но и некоторыми странностями: он купается в одиночку и даже в жаркие дни носит китель с высоким стоячим воротом.
Входит в:
— условный цикл «Портрет огнем»
— антологию «Русский характер», 2003 г.
— антологию «Глубина. Погружение 15-е», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 11 сентября 2024 г.
«Портрет огнём» — это рассказ о подвигах людей на фронте, о том, как они жертвовали своими жизнями ради других, и как их поступки сохраняются не только на теле в виде шрамов, но и в памяти. Однако рассказ не говорит напрямую о том, что война — это нечто ужасное и кровавое. Вместо этого он подаёт войну как место, где можно отличиться, стать героем, оставив след в истории. Главный герой представлен как своего рода «супермен», с шрамами как символами его героического прошлого, которыми восхищаются окружающие.
Для меня этот рассказ показался чуждым и неправильным, потому что он преподносит войну как что-то «крутое» и патриотичное. Погибнуть за страну или за других представляется чем-то благородным, а если выжить, то шрамы — это знак восхищения и признания. Но вместо восхищения, я вижу увеченного человека, и физически, и морально. Идея того, что никакие увечья не стоят этих жертв, не была передана напрямую, и это оставляет опасность того, что многие читатели могут увидеть в этом рассказе героизм, которого на самом деле не было.
Мораль этого рассказа либо была слишком неявной, либо отсутствовала вовсе, и это для меня стало его главным недостатком. Рассказ не передал ключевой посыл о том, что война не стоит тех жертв и страданий, и вместо этого можно было бы легко воспринять его как прославление героизма, что мне кажется абсолютно неправильным.
Joul Harristar, 20 апреля 2020 г.
Короткий, но цепляющий рассказ. Символизм ранения полковника — сильный и яркий элемент, делающий произведение запоминающимся и выводящим на очень правильную мораль.
Открыл для себя Кассиля с новой стороны, честно говоря, считал его исключительно детским писателем. А тут прочитал его биографию, оказалось, что он еще и автор «Улицы младшего сына», фильм по которой поразил меня в детстве.
Ольгун4ик, 2 мая 2019 г.
Даже странно, что писатель имевший трехмилионные тиражи, все таки всегда был востребован настолько, что его книги были в дефиците. Более того, даже сейчас издают его самые популярные вещи, но совсем забыли, что он писал не только для детей и о детях, о спорте и спортсменах, но, главное, он писал о войне.
И как писал.
Даже этот коротенький рассказ не пытается рассказать нам о врагах, о тяжести сражений, о бесконечных переходах.
Только один эпизод, причём уже в мирное время, когда видишь то, что навсегда осталось с тобой. И это не просто память. Это память, впечатанная и заклеймившая тебя навсегда. Чтобы никогда не забыть ни того, кто нарисовал тебе эту картину, ни того, чей портрет на том холсте. А холст здесь ты. Буквально. Раны не всегда видны другим, но они навсегда останутся с тем, кто их получил.
Рассказ читает Елена Федорив специально для 15-го выпуска проекта Глубина