Дональд Рэй Поллок «Дьявол всегда здесь»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Уиллард Рассел, ветеран Второй мировой войны, пытается спасти свою умирающую от болезни жену. Медленно сходя с ума, он начинает думать, что ее убережет только жертвенная кровь, пролитая на «молитвенное бревно», которое он нашел в лесу недалеко от дома. На дорогах охотится на автостопщиков семейная пара серийных убийц, а проповедник, внушающий пастве веру с помощью пауков, бежит от правосудия и собственной совести. И посредине такого кошмара растет Эрвин, сын Уилларда, который очень хочет вырасти хорошим человеком, но мир не дает ему это сделать. Судьбы героев сплетутся в единый узел, и не всем удастся выбраться из него живыми.
Награды и премии:
лауреат |
Главный приз за детективную литературу / Grand Prix de Littérature Policière, 2012 // Зарубежный роман (США) | |
лауреат |
Немецкая премия за криминальную литературу / Deutscher Krimipreis, 2012 // Международный роман. 3 место (перевод Peter Torberg) | |
лауреат |
Премия критиков Mystère / Prix Mystère de la critique, 2013 // Иностранный роман (США) (перевод Christophe Mercier) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2011 // Роман | |
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Хоррор (510 голосов) |
Экранизации:
— «Дьявол всегда здесь» / «The Devil All the Time» 2020, США, реж. Антонио Кампос
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Space Raven, 30 октября 2020 г.
Экранизацию еще не смотрел. Но книгу проглотил за пару дней. Шикарнейшее, умопомрачительное чтиво. Я приобрел книгу , из -за «Старикам тут не место», мне он очень понравился стиль брутального мужского жесткого триллера. «Дьявол всегда здесь» переплюнул его. История куда интереснее , многограннее и также, как я люблю, щеголяет обилием грубого, жесткого текста. То послевоенное время, оно было жестоким в США , с обилием грязи, похищением, многочисленными убийствами. Человека убивали как животное, застрелить за какую-нибудь мелочь, раз плюнуть.
Роман прежде всего всего отличная драма с многочисленными персонажами , их сюжетами, которые в тех или иных местах пересекаются и приводят к определенной кульминации.
Книгу рекомендую всем почитать, особенно мужской половине ( категорически не рекомендую такое пропускать-история врезается в мозг , будьте здоровы).
Nexus, 19 марта 2021 г.
«Тяжело вести безгрешную жизнь. Кажется, дьявол никогда не дает спуску»
Данное высказывание из романа «Дьявол всегда здесь» Дональда Рэя Поллока, является, пожалуй, наиболее точным лейтмотивом всего произведения, на долю персонажей которого выпало немало трагедий и испытаний.
В центре внимания книги находятся сразу нескольких главных героев, чьи сюжетные линии поначалу развиваются параллельно друг другу, чтобы ближе к финалу пересечься самым неожиданным и кошмарным образом. Кто же они такие?
Ну, во-первых, это сироты Эрвин Рассел и Ленора Лаферти, проживающие вместе с бабушкой паренька в Коул-Крик, штат Западная Виргиния, которым в один не очень прекрасный день предстоит столкнуться с нечистым на руку священником, недавно переехавшим в их маленький провинциальный городок. Также нам поведают о злоключениях сбежавшего отца Леноры (бродячего проповедника Роя Лаферти) и его двоюродного брата Теодора. Ну а вишенкой на торте станет история супругов Сэнди и Карла Хендерсонов из Мида, штат Огайо, время от времени промышляющих убийствами автостопщиков (причем, делающих это в весьма необычном ключе).
С одной стороны, может показаться, что автор придумал не самых интересных персонажей для своего романа. Однако это далеко не так. Каким-то чудом, не слишком сильно погружаясь в их характеры, Поллоку удалось нарисовать объемных и запоминающихся героев, за поступками которых абсолютно не скучно наблюдать. Скорее всего это произошло потому, что сам писатель перед тем как прийти в большую литературу основную часть жизни трудился разнорабочим и водителем грузовика на бумажной фабрике в том же Миде, а значит не понаслышке был знаком с бытом простых людей и теми бедами, которые могут обрушиться на них в одночасье. Иными словами, Дональд прекрасно понимал о ком и о чем пишет. И я нисколько не удивлюсь, если выяснится, что у многих антагонистов в книге были реальные прототипы. Ведь как однажды заявил отец Эрвина Рассела: «в мире полно сукиных детей».
Вообще в романе хватает крепких фразочек, которые добавляют дополнительный колорит брутальному повествованию Поллока. При этом, стоит отметить, что эта брутальность достигается не за счет постоянного смакования насилия или каких-либо мерзостей, а благодаря самой манере изложения. Автор четко и последовательно фиксирует события, почти не отвлекаясь на посторонние детали и размышления, тем самым придавая тексту чуть ли не документальный оттенок. Но это не значит, что книга представляет собой сухой набор фактов. Как раз наоборот, несмотря на свою легкую отстраненность, она нет-нет да и заденет тебя за живое, поскольку хоть в произведении и мало эмоциональных пассажей, умом-то ты все равно понимаешь какая жесть творится на его страницах и от этого тебе действительно становится не по себе.
Возможно, я слишком обтекаемо разобрал роман по полочкам, но любая конкретика могла бы привести к спойлерам, а мне совсем не хотелось лишать вас удовольствия от чтения. Напоследок остается сказать только то, что «Дьявол всегда здесь» — по-настоящему суровый и круто замешанный триллер, который я бы рекомендовал всем поклонникам жанра и тем, кому по душе «американская готика». По-моему, такую оригинальную работу нельзя пропускать ни в коем случае.
P.S. Все-таки не могу обойти вниманием одноименную адаптацию книги, выпущенную сервисом «Netflix» в прошлом году. Мой вердикт — это какой-то тихий ужас! Понятно, что перенести все перипетии романа на экран в формате одного полнометражного фильма было бы тяжело, но сценаристы воистину отличились и порезали все, что только можно и нельзя. Детство Эрвина, важное для понимания сюжета, свелось к паре невнятных эпизодов. Скитания Роя Лаферти и Теодора по сути полностью выпали из истории. А преступный путь Хендерсонов из кровавой реки превратился в слабый ржавый ручеек.
Ей-богу, если бы я посмотрел творение братьев Кампос перед ознакомлением с текстом Поллока, то к последнему я бы и на пушечный выстрел не подошел. Жаль, что картиной не занялись другие братья — Джоэл и Итан Коэн. У них могло бы получиться достойное кино. Ничуть не хуже того же «Фарго» (Fargo, 1995) или «Старикам тут не место» (No Country for Old Men, 2007). Но, к сожалению, звезды сложились иначе и потенциально любопытная экранизация деградировала до поверхностного и ничем не примечательного зрелища.
URRRiy, 31 января 2021 г.
Неплохой триллер. «Не однажды в Америке», и не дважды, а если учитывать жертв маньяка — то десятки убийств. США конца пятидесятых — шестидесятых прошлого века с точки зрения торжества того самого существа в названии романа. Как раньше говорили «чернуха». Убийства, совращения, самоубийства, драки с членовредительством на фоне вполне обыденной жизни обитателей среднего Запада цитадели демократии.
Что понравилось — отличного качества черный юмор, пусть и не слишком частый.
Автор все таки слегка передёргивает в части нагнетания жизненных ситуаций, откровенное забивание на хоть какую то правоохранительную деятельность в части раскрытия и предотвращения тяжких преступлений. Очевидный убийца на инвалидной коляске и без денег способен вполне успешно уйти от карающей руки закона, а участие шерифа в качестве подручного преступной группировки — обычная вещь.
В общем, от Бога в США, согласно роману, только дешёвый бумажный образок, который благородный убийца надеется когда-нибудь повесить на стену.
Как вывод: читать можно, но не факт, что нужно. Книга мрачная, названию полностью соответствует.
Moloh-Vasilisk, 19 июня 2024 г.
19.06.2024. Дьявол всегда здесь. Дональд Рэй Поллок. 2011 год.
Америка второй половины пятидесятых, солдаты возвращаются домой с фронтов Второй Мировой войны. Одним из них был Уиллард Рассел, бывший на островах Тихого океана и видевший много ужасных вещей. Вернувшись, он женится на красавице официантке Шарлоте, которую встретил по дороге домой. Вскоре у молодой семьи рождается сын, которого называют Эрвином, и они переезжают на арендованную ферму в Огайо. Вроде жизнь начинает налаживаться, но лишь до тех пор, пока жену Уилларда не поражает страшный недуг.
Перед началом чтения данной книги, стоит учитывать, что здесь не будет каких-то полутонов и контрастностей, а будет превалировать черный цвет. Все будет мрачно, грязно и обильно приправлено обесцененной лексикой.
В книге большое количество действующих лиц, но найти среди них более-менее положительных крайне сложно. Ведь выбирать придется из целого ряда отталкивающих персонажей: религиозные фанатики, сексуальные извращенцы на любой вкус, маньяки, аферисты, шлюхи, продажные служители закона, алкоголики и просто сумасшедшие. Внешний вид и действия у них будет соответствующий. Мерзостных поступки и описания будут встречаться в книге довольно часто. Но при этом герои объемные, легко запоминаются вопреки их количеству и за ними даже становится интересно наблюдать, несмотря на некую недосказанность. К тому не совсем связанные большую часть книги линии персонажей ловко переплетаются в развязке.
Что касается сюжета, невзирая на его относительное простоту, он цепляет. Опять же хорошо собраны линии персонажей в единую историю. И очень неплохо показано то, что неважно чего ты хочешь, если все вокруг против тебя.
6 из 10 за гротескную мрачность и переборы с грязью.
Shab13, 5 ноября 2022 г.
Я не знаю, что рассказать об этом романе. Прямой, как палка, сюжет, который внешне делает вид, что не такой. Дело происходит в 1950х-1960х. Семейная пара серийных убийц, Карл и Сэнди, охотятся на автостопщиков. Продажный шериф Бодекер из Мида, штат Огайо, балансирует между законом и одолжениями для местного авторитета. Где-то бегут от закона убивший свою жену проповедник Рой и его напарник Теодор. А в Западной Виргинии растет Эрвин Рассел, пытаясь поступать правильно, но не давать никому спуску. При чем здесь окровавленное молельное бревно?
В книге нет ни одного персонажа, которому хочется сопереживать. Ближе всех к этой грани подходит Эрвин – он обычный молодой человек для тех места и времени; у него был очень трудный период в детстве, когда мать умирала, а отец слетел с катушек; он старается жить правильно, но мир вокруг Эрвина считает иначе. Остальные действующие лица этой трагедии или неприятны (Теодор и Рой, шериф Бодекер), или и вовсе отвратительны (Карл, Сэнди, преподобный Тигардин, особенно преподобный Тигардин).
Внезапно, не смотря на неприятие, за Карлом и Сэнди интересно следить. Одержимый фотографией трупов Карл и его слабовольная жена, живут только на ежегодном отпуске-охоте. Они слышат много разных историй от попутчиков, финал у которых всегда один – искореженный труп на фото Карла и рядом полуголая Сэнди. Так не может продолжаться вечно: Карл стареет и жиреет, Сэнди никогда красавицей не была, но уже начинает увядать. Развивается настоящая семейная драма в весьма неприглядных декорациях…
«Дьявол всегда здесь» — та история, когда герой вроде все сделал правильно, грешники сполна получили заслуженное, но катарсис не наступает. Тут процветает безнаказанность, а наказание получают те, кто старается жить правильно и праведно. Дьявол действительно здесь, в каждом персонаже, в каждом его поступке. Неприятное чувство.
sergej210477, 11 июля 2021 г.
Книга не понравилась, но, написан роман очень лихо — мощно, динамично.
Произведение на стыке триллера и реализма. Но, проще охарактеризовать книгу одним словом — «чернуха». Стопроцентная, эталонная.
Послевоенная Америка. «Великая депрессия» закончилось. Всех своих врагов, как считают жители США, они победили. Рай! Сбылась «американская мечта», живи и радуйся. Нет, есть ещё война в Корее, Вьетнаме, но — это мелочи! Благодатное время.
Но, нет. Эту книгу, если бы она была написана раньше, можно было бы выпускать в СССР огромными тиражами (разумеется, отредактировав нецензурщину и вырезав эротические сцены). Как яркий пример «загнивающего капитализма». Жить в США — это несчастье!
— Положительных героев в романе нет.
Вообще нет. Мерзавцы, подлецы и шлюхи. Сутенеры, извращенцы, продажные копы, насильники, маньяки и педофилы. Религиозные фанатики, пьяницы и убийцы. Полная картина всех смертных грехов и пороков. Даже выглядят все персонажи соответственно — грязные, опустившиеся, больные. С гнилыми зубами, вонючие и немытые.
— Соответственно, мрачен и весь окружающий мир. Не дома — покосившиеся хибары. Заплёванные забегаловки, неубранный комнаты в мотелях.
— Какие герои, такие и диалоги — мат, похабщина.
Грязь, жестокость и разврат. Подлость и обман.
Такого рода атмосферу можно часто найти в «dark fantasy», или некоторых исторических романах, в которых описывается Средневековье. Дерьмо, грязь и кровь.
Ещё, по-атмосфере, книга мне очень напоминает романы К. Маккарти.
Конечно, вместо реализма вышел некий гротеск, уж очень автор сгустил краски и нагнал жути.
Мерзкий роман.
Но — захватывает!
Читается влёт. Героев, которые на каждой странице мрут пачками, нисколько не жаль — подумаешь, одним подлецом меньше! Красочные сцены насилия. «Воды» в книге нет совсем. Ну и язык, которым написан роман — хорош. На свой лад, конечно, но хорош.
Сильное произведение, но, на любителя.
chigrishonok, 4 марта 2024 г.
После подобного чтива хочется помыть с мылом глаза — нудно, одноногие собачки бегают просто стаями, сюжет высосан из пальца, автор уж и не знает, чем ещё ужаснуть.
Короче — он пугает, а мне не страшно.
Дочитывать не стала.
Эрик Дрейвен, 11 октября 2022 г.
Читая этот роман, невольно вспоминал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Вернее одну фразу, сказанную Вакуле поедающим вареники Пацюком: «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами». Вот и эта книга о людях стремящихся к чистоте, барахтаясь в грязи. Ищущих Бога, с дьяволом за спиной ...... Ветеран Второй Мировой Уиллард Рассел, пытается спасти свою умирающую от рака жену. Сходя с ума от горя, он начинает моля Бога о её спасении, приносить кровавые жертвоприношения на «молитвенное бревно», которое он нашел в лесу недалеко от дома ...... Братья проповедники, внушающие пастве веру с помощью, скажем так, весьма необычных и физически отвратительных методов убеждения, вынуждены всю жизнь проводить в бегах. С Богом на устах и с дьяволом за спиной ...... Эрвин, сын Уилларда, вроде бы и хороший парень, но и он, как кузнец Вакула, в конце концов узнал, что носит чёрта за спиной. Вот только одолеть не смог и поплыл по течению своей сломанной жизни ....... В принципе, то же самое можно сказать и о других героях романа и как бы положительных и как бы отрицательных. «Как бы» потому, что однозначных нет ..... все ищут Бога, хотят быть ближе к Богу, с «гоголевским чёртом» в мешке, за плечами. Несколько выбиваются из общего ряда семейная парочка маньяков, колесящая по дорогам и убивающая автостопщиков, да шериф-алкоголик, но они выступают скорее в роли безжалостной, случайно встреченной Судьбы, ставящей последнюю точку и лишающей иллюзий — дьявол всегда здесь, ты проиграл, он победил ...... Мрачная, безысходная, без малейшего просвета книга, оставляющая горькое послевкусие и от которой трудно оторваться. Страшная книга. Страшная тем, что если Бога нужно искать, в Бога нужно поверить ..... то дьявол всегда здесь. И он сам найдёт тебя и поверит в тебя, только дай малейший шанс.
tapok, 17 июля 2021 г.
А по пути ли тебе…?
***
Не так давно на экраны вышел фильм с интересным названием «Дьявол всегда здесь». Шикарный лайн ап героев (Пеннивайз, Человек-Паук, Терминатор, Зимний солдат, Вампирчик из Сумерек и на закуску Дадли из ГП, есть ли тут сомнения в шикарном касте?!). В целом, фильм вышел довольно интересным. Как выяснилось, основан он на книге с таким же названием за авторством американца Дональда Поллока. О ней и пойдет речь.
Итак, вторая половина XX века, американское захолустье. Сирота Эрвин делает все, чтобы защитить сводную сестру Ленору, тоже сироту. Оба ребенка определенно далеки до определения счастливых, но заботой не обделены. Воспитывает их Эмма, весьма набожная бабушка. В это же время в летний период на дорогах США происходит серия убийств, которую никто не замечает. Наконец, куда делся отец Леноры, религиозный фанатик с загадочным прошлым?
Стоит сразу сказать о некоторых художественных особенностях романа, прежде чем приступать к плюсам и минусам. Во-первых, здесь присутствует мат. Не всегда по делу, но в большей части он уместен. Мат разряжает обстановку, показывает накал страстей да и просто воспитанность тех или иных героев. Во-вторых, повествование в романе весьма хаотичное, хотя и вполне линейно-параллельное. Дело в том, что автор то разгоняет сюжетку, то замедляет ее до улиточной скорости. В итоге получается, что в одном абзаце мы знакомимся с героем, который тут же жениться\выходит замуж, а в конце абзаца трагически погибает\убивает кого-то и пропадает с прицела писателя. Зато в последующей главе (абзаце) может не произойти почти ничего. Поллок в прямом смысле вывод читателя из привычной колеи, меняя динамику повествования. И это работает!
Плюсы «Дьявола». Как уже было сказано выше, рваная динамика идет роману на пользу. Отвлечься нельзя ни на минуту, чтобы не пропустить тот или иной момент. Так же хочется отметить эмоциональный фон произведения. Здесь практически нет ничего и никого светлого. Один из героев, который претендует на звание положительного, является убийцей. А в целом роман близок к нуару за счет беспросветности. Определенно в положительные момент стоит занести жесткость «Дьявола». Убийства, подставы, насилие – все это есть. Брутальности здесь хватает. Наконец, непредсказуемость. Как соберутся сюжетку в одну – вопрос интересный. Что-то можно угадать заранее, но точно не все. Однако самый главный плюс произведения Поллока – психологизм между строк. Это не «разжеванный» роман, где автор вкладывает все мысли героев в текст, где практически не нужно думать. У Поллока все тоньше. Он помещает героев в зверские условия, широки мазками показывает, повлияло событие а) на событие б), стоит ли учитывать фактор в) и так далее. И это здорово! Книгу нельзя назвать пустой.
Недостатки «Дьявола». Кто-то отнесет сюда маты, кто-то «слабый» психологизм. К последнему действительно есть что добавить. Например, каковы всё-таки мотивы Карла и Сэнди? Как до такой жизни докатился Теодор и Рэй? С другой стороны, «Дьявол всегда здесь» содержит флёр таинственности и недосказанности. И в откровенные минусы отнести недосказанность нельзя. Так что роман практически лишен недостатков. По крайней мере, таких явных, чтобы за них минусовать роман.
Заключение: «Дьявол всегда здесь» — мрачное произведение в духе Лихэйна или романа Маккарти «Старикам здесь не место». Экранизация романа вполне серьезная, хотя куда круче могли бы снять Коэны. А уж дали бы Вильнёву… Ну да ладно.
9 дьяволов, которые всегда здесь из 10.
prouste, 4 мая 2021 г.
Густо и плотно написанный роман на стыке нуара, триллера и т.н.» южной готики». Наследие Фланнери прям чувствуется, атмосфера абсолютной тотальной безнадеги с грешниками, достойными истребления. В итоге сквозь череду убийств появляется ангел- истребитель, отправившийся в путь. Роман чрезмерно натуралистичен, много тлена и фекалий — в схожей манере пишет Кинг те главы, где в центре маньяки. Не уровень Шалунов Мамлеева, но направление схожее. Фильм — вполне адекватная экранизация, единственно Паттисон не схож с похотливым прототипом. Все тот же душный Юг с ветхозаветными извращенцвми, серийными маниаками, но у Поллока без единого просвета.