fantlab ru

Егор Чекрыгин «Хроники Дебила»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Дебила

Цикл

Аннотация:

Молодой парень из Москвы 21 века, попадает в мир, живущей на рубеже каменного и бронзового веков. Он и в Москве не особо преуспел. А попав в мир где все по иному, — получил от приютивших его дикарей, кличку соответствующую нашему слову «Дебил». Герою предстоит проделать долгий путь, чтобы научиться выживать, и добиться уважения окружающих.

Примечание:

В сети весь цикл был опубликован в 2011-2013 годах.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


6.98 (258)
-
8 отз.
7.41 (181)
-
3 отз.
7.59 (161)
-
7.52 (134)
-
7.80 (91)
-
7.71 (87)
-
3 отз.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Хроники Дебила. Свиток 1. Волшебный Меч
2012 г.
Хроники Дебила. Свиток 2. Непобедимый
2012 г.
Хроники Дебила. Свиток 3. Великий Шаман
2012 г.
Перевернуть мир! «Попаданец» против Бронзовой Орды
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый цикл о попаданцах. И лучший наверное.

Самый лучший из того что издано сегодня.

Перед смертью Егор давал интервью. Уже в тот момент он был без обоих ног. Но не позволял говорить об этом. Тяжёлая болезнь.

Так вот в том интервью Егор сказал, что потомки будут давать оценку. Кто занимался творчеством, а кто бумагомарательством. Лет через 100 что будут читать. То и будет признано.

Я точно буду перечитывать и перечитывать. И если серия будет издана в бумаге — НЕПРЕМЕННО куплю и поставлю на полку. Рядом с Жулем Верном и Киром Булычевым...

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с двух вещей, первая заключается в том, что читал по рекомендации (Expentel, Obliterator и исзчйо трех ато и блее человек, простите что я забыл кого точно. Ну авторая так сказать вещь о том, что разжёвывать сюжет я больше не буду, ибо это мало кому интересно.

ЛОР: не совсем классический попаданец.

В основном, среди попаданцев этакие крутые спецназёры, ну или те, кто таковыми становится уже на второй день, пребывания в новом мире, лиха запихивая кованный ботинок в пасть, и не только тигру, узурпатору или гоблину, нужное подчеркнуть. Иногда, попутно почуяв в себе великую магию, швыряются фаерболами, прогрессорствуя изготовляя суперкомпьютер из фокально- дедральных подручных инструментов, под час собственного производства.

Увы наш пацан не такой, мало того, что чуть не помер от похмелья и жажды, так ещё и угодил в племя степняков, где его посчитали дебилом, вот так и пришлось ему жить, да добра наживать.

Ну да о всех интересносях, вам лучше расскажет сам автор, в книге, ну а я, пожалуй, буду той самой крысой, которая хоть и не сможет всё съесть, так хоть покусает и нагадит… а если серьёзно то, пожалуй, по порядку.

Допущения автора: не, не, ну ты видел?

Первое что меня царапнуло, и очень жестоко, это «не допущение о создании подобий», в смысле нельзя рисовать животных и людей, делать их фигурки и прочее. Да такая хрень существовала, и даже сейчас оно существует, к примеру частично в Христианстве «Не делай себе кумира и никакого изображения…», но оно действует именно в отношении верховной силы, в отношении бога, в книге же запрет полный. Дело в том, что автор наступил на серьёзную мину, видимо не зная, что такой запрет может быть только в весьма развитом обществе, в то время как согласно книги, у нас степные дикари, с дубинами.

Кстати, дальше пришлось похерить этот принцип, и мало того, что, ГГ начинает делать чертежи, так ещё и пишет латиницей на шкурах, но тут надо отдать должное автору за то что не вытащил рояль из кустов. Путь, так сказать ломания сознания как своего соплеменника, так и других, был не простым, и вот к этому моменту у меня претензий нет.

Справочно, на токующий момент, на сколько я помню, из найденных и существующих самая старая наскальная живопись датирована 45000 лет, а это период, когда Хомосапиенсы, аннексировали неандертальцев, а в книге, описан период сильно позже, если по аналогии с нашей историей.

Второе, что меня практически убило, это тотальный запрет метательного оружия, и не только у степняков, но и у более развитых захватчиков. Если честно, я бы это сравнил с запретом, срать сидя, ведь метательное оружие появилось в месте с дробящим оружием. Даже сейчас, есть обезьяны, которые могут бить палкой и кидаться камнем, так что это прям базовое умение, родившееся ещё до того, как человек освоил огонь, а автор его под табу.

Глобальная мега разница развития, от чего складывается что, автор слепил несколько разных миров. Степняки, живущие в каменном веке, горный народ уже в бронзовом, а по морям плавают кожаные лачуги, хотя раз и уже внушительные деревянные корабли. Чтобы понять анахронизм, нужно всего то лишь коротко обзорно почитать как развивались цивилизации на нашей земле. Да, всегда были племена, и даже целые страны, как-то отрезанные от других, но это скорее исключение из правил, чем глобальное правило. В цикле же, сдаётся ощущение что несколько кардинально разных эпох развития состыкованы все в месте, и опыт не передаётся, тоже видимо глобальное табу.

Шаманы -ремесленники, спасибо, это был тот самый момент в книге, когда я реально поржал. Предлагаю начать с того, кто такой шаман? Все просто это религиозный деятель, он же наместник, мула, поп, жрец, ну и далее. Как такие люди появились? Очень просто, это те кто поняли, что для того чтобы вести за собой стадо баранов, не нужно быть самым быстрым, самым сильным, в общем не нужно быть вождём, нужно просто быть умнее и хитрее. Подметил что каждый день солнце, с одной стороны, встаёт и провозгласил это своей заслугой, и теперь дабы труды ратные оплатить, вся деревня к восходу еды принести должна, а не то сон цене встанет. Эти люди всегда, и это доказано всей историей религии, тормозили прогресс, ибо чем умнее паства, тем сложнее ей кизяк в ухо пропихивать. Позже, когда хитрость этих шаманов стала более тонкой появилась религия, в которой кое-что изменилось, но суть осталась такая же. Так что концепция шаманов – ремесленников этот триндец полный, и именно это я считаю самой главной «лажей» всей серии.

Некоторые отдельные приколы: ой это что железное дерево?

Нам всячески преподносится то, что единственное что из металлов известно в народе так это бронза, ну и её сопутствующее, при этом есть название «железное дерево», хотя единственное железо — это найденный кусок метеорита.

Кстати, по тому самому куску метеорита, у меня ещё больше вопросов:

- явно описывается что это кусок метеорита, но при та кой массе (вес кистеня), долетевшей до земли, это должен был быть тунгусский взрыв как минимум. Как его потом в кратере нашли? Кто вообще осмелился в место куда бог покакал/ проклял пойти? Оч странно.

- ладно вот у нас целый кусок метала, и нашёлся тот, кто понял, что это металл, и решил он из него сделать кистень заколдованный, вот только работали они все с бронзой. Температура ковки бронзы, где-то 800 градусов, для литья район 1000, а у нас металл и если предположить что это самое дрянное железо, то куётся то при 1000, ну минимум это 800 (холодная ковка есть такое но это скорее массаж метала), а чтобы его отлить то нужно разогреть до 1500. И вот тут у меня масса вопросов, ведь нам рассказывают, что набалдашник кистеня был литым. Да расковать они его могли, верю, даже у нас известны кованные артефакты из метеоритного металла, периода бронзового века, но отлить … Я не спец, но знаю что первый металл, получали с помощью сыродутной печи, это было ещё до нашей эры, сильно до … Но это было не литьё, дальше в плоть до 18 века нашей эры не кто не мог расплавить железо ибо приделы температур были в 1300 градусов, и больше го достичь увы не могли, так что даже оружие было сварным и кованным. И вот наконец то мы дошли до доменной печи, и чтобы меня не закидали ссаными тряпками, скажу, что доменную печь, или её аналог изобрели ещё раньше. Где-то читал что базовая конструкция была описана ещё в каких-то китайских трактатах 4 века нашей эры, индусы божатся что у них ещё раньше, но точно известно, что их не использовали для литья железа, ибо это были горны, но концепция уже была, так сказать, верна. Это позволило с каждым разом повышать температуру, и вот где-то в середине 19 века, человечество научилось получать жидкое железо, и нифига не сразу, нашли материалы для отливки в него. Ибо автор рассказывает нам о глиняных формах, в которые даже бронзу отлить толком не выйдет, а уж про железо я вообще молчу.

Я тут мог кое где обкакаться датами и веками, но не сильно, ибо по памяти, а она у меня странная, а тратить время на гул вообще не хочется, температуры тоже брал усредненные, они сильно от состава зависят, так что если кто крутой спец, не проси кота сходить на тряпку… не хочу тут сопромат расписывать он мне ещё тогда надоел.

Полное отсутствие письменности, из родной нам лишь в последней книги приводят узелковую вязь, что в принципе совершенно не реально. Дело в том, что при появлении крупных государственных структур, и хрен бы с кочевыми, те же горные уже тянут на государство, сразу появляется и надобность хоть какой-то письменности. А то, что единственная существующая даже не клинопись, а «Кипу», которая даже в нашем мире была крайне не распространена, в книге стала повсеместной, в огромной империи, что прям нонсенс полный. Честное слово, когда увлекался историей, данный вид народного «фигвама» изучал лишь обзорно, так как редкость была страшная, да и использовалась в основном для учёта, или коротких приказов, так что была быстро вытеснена иными видами письма.

О кораблестроении, хоть автор и старался весьма обтекаемо обойти данную тему, но и тут умудрился меня насмешить. К примеру, тем что ребятки чтобы не тащить древесину, тесали сразу в лесу, а уже потом на берегу собирали. Я не буду умничать, прошу лишь тем, что есть свежая древесина, а есть сухая и в период деревянных кораблей, возле верфей были огромные склады где та сушилась, ибо после сушки дерево ведёт нещадно и ровный квадратный брусок после высыхание может дать не только дугу, но и винт. В общем слушал и улыбался, за что отдельная благодарность.

История с заливными полями, автор видимо пытался рассказать про выращивание риса, точнее он его так не называл, это была некая АУТИЭКСКАЯ (хоть убейте не знаю, как это пишется) крупа, но кроме риса я другой такой не знаю. И вот тут-то вышла тоже небольшая фигня, во-первых, в степи не та почва, и если рассматривать рис, то ему нужно много фосфора, так что уже после второго урожая, урожая не будет. Одной водой тут дело не и справить, а использовать те же кости и отходы рыбы, для обогащения почвы фосфором религия не позволит, так что тут выходит не стыковка. А вот что там была за возня с шлюзом, мне совсем не ясно, так как шлюзы и запруды управляемые делали чуть ли не неандертальцы (утрирую).

Забывание того, что было в книгах раньше, ты кто, мой жена, ух ты – я забылЪ

Периодически автор забывал, что писал ранее, и разок в очень крутом ляпе даже в тексте об этом сознался, за что ему даже респект, но для меня это всё равно важно.

Ломание стены с читателем, комментарии и разъяснения, и вот это самый, серьёзный косяк, который просто как пинок под сраку, выкидывает тебя из погружения в мир книги. Ну почему бы в конце книги не сделать глоссарий, справу и прочее, на кой черт мне комментарии в тексте «мой гг ошибается у меня то под рукой вики есть а у него нет» ВОТ НА КОЙ Я СПРАШИВАЮ? тем более что там по тексту было понятно, что он не помнит, и не уверен. Блин аж в дупе пече. А фраза типа «вы забыли или нет, а вот ГГ не забыл», нет мы записываем… или ещё хуже, когда ГГ к читателю обращается … и вот я считаю самым хреновым что портило книгу, правда надо сказать, что, после третей автор серьёзно уменьшил количество таки мест, но не в ноль.

Общее впечатление: автору стоило закончить на третий книге.

Забегу в перёд и скажу, что перед чтением я не читаю рецензий, биографию автора и отзывы других о книге, ибо мне на это пофиг, есть мой ИМХО и всё тут. И вследствие чего могу предположить, что серия у автора пошла хорошо, да яркое название, хотя я лично ожидал больше шуток, юмора и приколов, а они все были плоские, ну или на постоянном фоне «дебил» просто не работали, но увы уже на третей книге автор стал периодически забывать о чём писал раньше. Общий сеттинг и завязка понравились, слог тоже ничего, правда иногда у автора сличались легкие приступы графомании, от чего он одно предложение развозил на абзац а тои два, но так сказать ещё далеко не уровень расстрельного приказа. Герои, вот тут совсем хорошо, без фанеры даже у второплановых, за что снимаю шляпу и жую её от зависти. Места описаны сносно, лично мне хватало чтобы представить то, что окружало героев, и я по большей части люблю именно такие описания, без озвучивания каждого выступа на травинке или загогулинки на коре дерева. Ну и главное — это сюжет, а вот тут увы начали хорошо, а потом по шаблону так что увы:

Итог: 6 баллов – нормально

В принципе, не смотря на все мои докапывания, цикл на жёсткую отметку «нормально», и я уже нарыл продолжения правда всего две книги, третью вроде пока только озвучивают, по крайней мере в продаже нет, так что будет продолжать.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истории про попаданцев не люблю за их пораженческий дух. Да дела у нас сейчас не очень и желание сбежать вместе с героем книги в очередной «Золотой век» (так психологи называют романтическое представление о прошлом с гораздо более высокими деревьями и прямо таки волшебной зеленой травной) понятно но это не хорошо. Но цикл про Дебила понравился и прочитал а потом его еще и прослушал залпом. Одно из редких произведений, среди моря графоманких книженок. достойное экранизация. Причем история универсальная и может быть интересна за пределами России. Ботаник, качок и стерва это универсальные образы. Прибавить ко всему этому юмор и хорошо прописанный мир со своим языком, мифологией и прямо таки готовый продукт для Netflix. Надеюсь настанет время когда работы наших фантастов можно будет не только прочесть и послушать но и увидеть. Я бы с удовольствием завис на выходных поглощая серия за серией о Дебиле.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный цикл. А ведь долгое время я не мог приступить к чтению первой книги, так отталкивающе выглядит название цикла. Да и глупый псевдоним автора, который он использует на Самиздате, привлекательности его произведениям не добавляет. Тем не менее, в один прекрасный вечер я пересилил своё предубеждение и оказался вознаграждён сторицей за свой мужественный поступок. Кто бы мог подумать, что за дебильным (прошу прощения за невольную тавтологию) названием скрывается неглупое и захватывающее произведение?

Собственно «Дебил» – это вольный перевод имени «Мунаун*дак», которым наградили жители племени, которые приютили нашего современника, попавшего в самый конец Каменного Века или по-научному – в Энеолит. Ну как ещё могли назвать дикари человека, который с их точки зрения не понимает самых простых вещей и не умеет ровным счётом ничего? «Старый ребенок», иначе говоря – существо с задержкой в умственном развитии.

В чём заключаются достоинства этого цикла? Во-первых, это удачно выбранный временной период. Попаданцы в Каменный Век – явление не слишком распространённое, а значит и не затасканное. Так же на руку автора играет тот факт, что информации об этих временах имеется не слишком много, так что многие моменты учёным приходится откровенно домысливать. А это в свою очередь даёт простор для писательской фантазии в описании обществ, переходящих от первобытно-общинного строя к образованию первых государств.

Во-вторых, приключения главных героев, которые начались после гибели «родного» племени попаданца. Главный герой вместе со своим спутником пройдёт степи, горы и моря, увидит первые протогосударства и мегаполисы раннего Бронзового Века, сведёт знакомства с сильными мира сего. А учитывая тот факт, что приключения Дебила происходят на фоне великого переселения народов и гибели привычного для аборигенов мира, нашему современнику придётся приложить руку к созданию нового жизненного уклада.

В-третьих, юмор. Расказчик довольно скептически относится к собственной персоне, к приключениям, а так же той специфической славе, что постепенно сложилась вокруг него. Так что Хроники (ну или если быть точным – мемуары) выдержаны в довольно ироничном ключе. Вот, например, характеристика одного из второстепенных персонажей:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да. – ...Не в свой век родился мужик, — через какие-нибудь жалкие пару-тройку тысяч лет, — шикарный бы бюрократ из него получился. Кровь бы из народа ведрами пил, – придираясь к цвету чернил коими заполнялся бланк, и плохому качеству печатей.... И все это, искренне веря, что так и надо во избежание разных безобразий и беспорядков. ...Но пока, к его большому сожалению и величайшей радости окружающих, – Тайло*гет вынужден пробавляться невинным ремеслом головореза и скальподёра.

Как говориться – дело вкуса. Лично мне подобная манера изложения понравилась.

В-четвёртых, психология героев. Тут не только неплохо показанный процесс становление Главного Героя, но и мировоззрение жителей Каменного Века.

Отдельно хочется отметить третью книгу цикла, которая представляет собой своеобразный бенефис Леокая – Царя Царей Улота. Автору удалось создать достаточно убедительный образ великого правителя великой державы. И неважно, что в этой державе проживает от силы тридцать тысяч человек. Для раннего Бронзового Века это просто гигантская численность, а сам Леокай – человек намного обогнавший свою эпоху. Недаром главный герой в какой-то момент общения начал подозревать в нём своего современника, уж больно нетипично вёл себя Царь Царей. В юном мире, где ценится либо грубая сила, либо выставленное напоказ богатство Леокай умудряется подавлять окружающих без подобных ухищрений. Ну и конечно понимание уроженцем Бронзового Века выгоды от таких абстрактных для своих современников вещей как «алфавит» или «свод законов» делает его исключительной личностью. Даже в фантастической литературе найдётся не так уж много правителей, которые смогли бы сравниться в прозорливости с этим правителем, живущим в доисторическое, то есть дописьменное время.

Что касается недостатков, то кроме провокационного названия первым серьёзным недостатком цикла является рваный ритм повествования. Автор постоянно делает отступления от основной лини сюжета, то вспоминая уже прошедшие события, то забегая далеко вперёд. Подобная манера изложения довольно сильно утомляет.

Вторым (и самым существенным) недостатком цикла является даже не пренебрежение, а полное игнорирование автором правил пунктуации. Даже из приведённого мною небольшого отрывка видно, что Чекрыгин расставляет знаки препинания в произвольном порядке. Иногда этот порядок совпадает с нормами русского языка, но чаще всего – нет.

Ещё один отрицательный момент заключается в некоторой поспешности финала цикла. Ведь первые пять книг «Хроник» представляют собой единое и подробное описание приключений Дебила. А вот между событиями пятой и шестой книги проходит целых десять лет! Видимо автор утомился писать свой цикл и решил поскорее завершить его, минуя два-три промежуточных тома. Впрочем, несмотря на подобный разрыв в ткани повествования, нельзя сказать, что финал «Хроник» получился скомканным. Сюжет серии довольно аккуратно завершён, история героя – окончена.

Недавно перечитал первые три книги, а затем дочитал те три, что автор написал за последний год. Читал взахлёб, без перерыва, бросил всё, пренебрегая даже рабочими обязанностями (чего не позволял уже, наверное, лет пять). Ну как такому циклу поставить меньше девяти баллов?

Итог: на мой взгляд «Хроники Дебила» являются лучшей историей о попаданце в Каменном Веке. Очень жаль, что неудачное название цикла отпугнуло многих потенциальных читателей.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слушал и переслушивал аудиокниги несколько раз.

Интересный мир, даже слова некоторые понравились(оуоо, оикия, Икаоитииоо и проч.).

Каких — нибудь глобальных идей нет, цитат или отдельного текста с необычным или метким взглядом на мир тоже.

Понравился цикл своей лёгкостью, стёбом буквально надо всем. Попаданец как не умел почти ничего, так с тем и остался(разве что воевать немного натаскали), зато задал дикарям правильный вектор развития и решил сложнейшую задачу того времени — как ману совместно убитых врагов поделить между воинами и сакрализация слова «Колхоз»))) Вот в таком духе вся серия.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много писать не буду. Не по тому, что лень, а потому, что без спойлеров тут много не напишешь.

Да. Реальным «попаданцам» тяжело. Очень тяжело. Что им только не приходится делать?! Вы таки не поверите, но даже язык учить. Автор воистину бесчеловечен со своим героем.

Главный герой — никакой. В смысле — ни воин, ни мыслитель, не спортсмен и т. д. Да, немного умеет рисовать и лепить. Да, чуток помнит школьный курс математики. Вот с этим «героем» и приходится мучиться автору. Далее — как в поговорке про русских, которые долго запрягаю.

Конец цикла немного смазанный. Чувствуется, что автору надоел этот главный «герой» и каменный век. В следующем цикле вас ждёт и герой по круче, и времена по современнее.

Что понравилось: логичность приключений. И то, как автор сначала ставит героя в самое безвыходное положение, а потом с доблестью из него его выводит. Хотя манера создавать для героя дополнительные трудности слегка утомляет. Ещё утомляет манера писателя сначала написать конец главы, а уже потом дописать начало и середину. Но это, что называется «на любителя».

Что не понравилось: смазанный конец цикла. Хотя, может это ещё и не конец? ;)

Автор пишет легко, читается на одном дыхании. Может быть начало 1-го романа чуток нудное. Но на то есть причины. Надо описать куда попал наш «герой» и как там все живут.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх