Ольга Дорофеева «Дожить до старости»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Терраформирование | Колонизация планет и других небесных тел
- Возраст читателя: Любой
Марс — суровая планета, и выжить на ней сможет не каждый. Но, быть может, наступит время, когда учёные смогут победить смерть...
Входит в:
— антологию «Яблони на Марсе», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
taipan, 4 декабря 2012 г.
Рассказы Ольги Дорофеевой, неоднократно публиковавшиеся в межавторских сборниках и тематических антологиях, всегда отличались необычайно широкой жанровой палитрой. Эта писательница как никто другой умеет играть на контрастах сюжетных ходов – идет ли речь о современном психологическом хорроре, поданном через призму безобидной детской песенки, или о биопанковом триллере, начиненном увлекательными экскурсами в науку микологию.
Рассказ «Дожить до старости», написанный Ольгой для сборника «Яблони на Марсе» в этом смысле являет собой эталонный образец рекордного для объема текста жанрового разнообразия.
Начинаясь, как героическая баллада в духе советской фантастики 60-х, далее история развивается как классический сюжет про соседство гениальности со злодейством. Тут уже не мужественные колонисты спасают в ледяной пустыне мальчика, по извечной детской пассионарности забредшего из-под спасительного Купола терраформеров на загадочные руины Красной планеты, оставшиеся быть может от сгинувшей цивилизации аборигенов... Тут уже Моцарт и Сальери середины 21-го века решают свой извечный конфликт в декорациях марсианского фронтира.
Дальше – больше. Экотриллер приобретает отчетливые черты хронооперы. Конфликт из-за передовой разработки кислородного генератора, при помощи которого «моцартианский» типаж хочет научить Марс дышать, а «сальериевский», естественно, сбагрить штатовским инвестором, чтоб спокойненько доживать старость на Мальдивах – этот конфликт переходит уже в некую криптоисторическую плоскость.
А главная ставка в противостоянии – уже не частные амбиции и жизнь одного-единственного ребенка, а надежда на спасение для всего человечества, медленно вымирающего из-за демографического кризиса.
И решение, в итоге найденное героями, действительно впечатляет.
Никогда еще мечту о Рае Земном не пытались воплотить так зримо. Никогда еще способ ее воплощения не был столь экстравагантным.
И речь тут даже не о перспективе физического бессмертия.
Все дело в том, что от бесконечного количества перепостов, неуместного цитирования и сомнительного остроумия ремиксов, сакраментальная горьковская фраза про «живые цветы Земли», никогда не потеряет своей актуальности. Потому что… ну просто потому, что Горький прав же.