Евгений Гуляковский «Сезон туманов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Инспектор внеземных поселений Игорь Ротанов прибывает на планету Реана, чтобы от лица правительства Земли объявить живущим здесь людям о сворачивании их колонии и переносе ее в другое место. Попытки разгадать местные загадки приводят Ротанова сначала в далекое прошлое этого мира, а затем в систему Альфа Гидры, цивилизация которой своими неосторожными действиями некогда едва не погубила Реану и ее обитателей – разумных растений, способных управлять временем.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Сезон туманов»
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/1. Советская фантастика 80-х годов», 1993 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 267
Активный словарный запас: низкий (2526 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (14), литовский (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (16), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Матева (1), Й. Тыч (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 30 октября 2017 г.
В первый раз читал я этот роман в далеком уже теперь 1988 году. Книгу, помнится, нашел в сельской библиотеке, куда частенько наведывался, поскольку, как это ни странно, доступный репертуар фантастических и приключенческих книг в городских библиотеках был несравнимо меньше. А в сельской глухомани в свободном доступе лежали настоящие раритеты, и никто их не брал — колхозникам, видимо, было не до чтения. Ну а мне было тогда 17 лет, и в поисках фантастической литературы я готов был ехать не только в ближайшую деревню, но и на край света.
Несмотря на юный возраст, прочитал я на тот момент уже достаточно много. А уж все, что хоть отдаленно относилось к жанру фантастики, знал (как мне тогда казалось), как свои пять пальцев. Но ни имя автора, ни название книги мне, к моему немалому удивлению, ни о чем мне не говорило.
Книга мне понравилась. Конечно, в то время я был далек от жанровой оценки того или иного произведения, но все же мне сразу бросилось в глаза, что роман существенно отличается от подавляющего большинства советской фантастической литературы, которую я читал до этого. Конечно, уже были АБС с их «Обитаемым островом» и «Жуком в муравейнике», был Снегов с трилогией «Люди как боги», но даже на их фоне «Сезон туманов» смотрелся весьма неординарно. Несколько позже, когда я вплотную познакомился с западной фантастической литературой, и в моем словесном запасе появились такие умные слова, как космоопера, я понял, что «Сезон туманов» — ни что иное, как классический космический боевик. Один из первых в советской фантастической литературе.
Но, конечно, роман выделялся не только жанровой принадлежностью. Было там еще нечто такое, чего я на тот момент не мог объяснить, но все же понимал, что хорошая фантастика должна быть именно такой — без зубодробительных научных терминов и идеологических штампов. Человечной, что ли. Потом я, помнится, долго искал другие произведения автора, но тогда так и не нашел. Даже в сельской библиотеке.
С того первого знакомства прошло много лет. Изменилась эпоха, изменился я сам. Но вот что интересно. Перечитывая время от времени «Сезон туманов», я ловлю себя на мысли, что мое восприятие романа ни сколько не изменилось. В отличие от многих других советских фантастических произведений, которые я, конечно, тоже люблю, но отношусь к ним с некоторым снисхождением. Понимая, что тогда по-другому писать было трудно, почти невозможно (или все же возможно?). «Сезон туманов» не требует к себе снисхождения. Это — книга на все времена, вечная, как белые колокола Реаны.
Darth_Veter, 26 июня 2020 г.
Вот ведь было времечко! В годы «торжества развитого социализма» подобные произведения весьма ценились и были в дефиците. Книжку мне так и не удалось приобрести — читал в какой-то периодике (по-моему, в «Роман-газете»). Сюжет чертовски увлек: тут тебе и загадочная планета, и путешествие во времени! Главгерой «с мозгами». Хотелось быть на него похожим. Эх, вернуть бы сейчас те времена...
Позднее (в конце 80-х) в страну валом повалила импортная фантастика по 15 рублей (жутко-большие деньги тогда были!). У меня словно третий глаз появился. Тогда-то я понял, что Гуляковский вовсе не уникален и не оригинален. Так же пишут Саймак, Уиндем, Зан, Хольбайн и целый батальон похожих авторов. Гуляковский был просто первым из наших, советских «западников». А на загнивающем Западе таких, как он — хоть пруд пруди! Гаррисон, к примеру, еще и юморить в романах успевает (а пишет их вообще на эсперанто!).
В целом роман неплох, если отталкиваться только от нашей культуры. Я бы больше рекомендовал его подрастающему поколению. Но оно — вот беда! — совсем книжек не читает. Даже электронных...
Вадим Вадимов, 3 августа 2024 г.
Отличная книга,одна из вершин советской фантастики,особенно на фоне анемичной молодогвардейщины 70-х-сюжет,динамика,другие планеты,всякие там нуль-транспортировки,загадки космоса и т.д.Жаль,что автор в дальнейшем даже приблизился к уровню своей лучшей вещи.
k2007, 25 марта 2022 г.
Отличный роман, советская космоопера в своем лучшем виде. Далекая колония, где люди живут трудно, по при этом остаются людьми. Инспектор, который помнить свой долг, но при этом помнит, что он человек. Загадка, которую не решить, стреляя во все живое.
История о людях будущего, у которых есть гордость, любопытство, стремление оказаться правым, но нет подлости и глупости. Эти люди могут ошибаться, но они не могут предавать.
Nick Che, 3 декабря 2020 г.
Великолепное произведение, одно из лучших у этого писателя, второе это «Долгий восход на Энне».
Рекомендую.
К сожелению, все что написано после 1989 года, показывает увядание творчества... Увы.
Лучше бы он вообще ничего не писал потом.
Хроники Ротанова просто ахинея. Как будто писал совершенно другой человек.
Gorynytch, 19 октября 2020 г.
Книгу в первый раз прочёл в раннем подростковом возрасте. Тогда она на меня произвела очень сильное впечатление. Во взрослом возрасте почему-то не мог вспомнить ни названия, ни автора. И тут попалась на глаза в интернете обложка, вспомнил, решил перечитать. Страшноватенько было, ведь сами знаете, бывает в детстве «Ах!», а для взрослого «Э-эх...» Но, несмотря на опасения, книга в целом понравилась, хотя и воспринималась совсем иначе.
Это было о хорошем, теперь о плохом.
У автора есть два жирных минуса. Первый: очень много лишних слов почти в каждом предложении, но этим страдают многие авторы, так что простительно. А вот второй минус очень-очень жирный. Неопрятность в логике повествования, фактические нестыковки. Такого я авторам обычно не прощаю, и бросаю чтение на середине, но тут особый случай: ведь любовь детства... Чтобы было понятно о какой неопрятности и каких нестыковках я говорю.
Podebrad, 22 апреля 2020 г.
Для своего времени это было, конечно, событием. Во-первых, никакого намёка на коммунизм в будущем мире. Во-вторых, элементы редкой у нас космооперы. При этом налицо все признаки твёрдой фантастики с попытками научно обосновать фантастические идеи. В-третьих, и в-главных, вещь сделана в духе западной фантастики золотого века. Что-то в стиле Шекли и Саймака. Такое подражание было действительно необычным для 1979. Правда, в отличие от Саймака и Шекли, «Сезон туманов» удручающе серьёзен.
А из сегодняшнего времени книга выглядит малоинтересной. Единственная идея, которая действительно западает в память – деревья, вершки которых в будущем, а корешки в прошлом. Но и эта идея выглядит неубедительной. Персонажи ничем не отличаются от сотен подобных героев твёрдой фантастики. Приключений немало, но следишь за ними без интереса. Возможно, дело в языке, грамотном, но очень тяжёлом. И, наконец, небольшая по объёму книга жутко утомляет. Даже больше, чем пустые боевики с эльфами и орками.
Итог. Доволен, что добрался на старости лет до пропущенной классики (ну, почти, классики). Но перечитывать точно не захочется.
oleg_orl, 14 сентября 2015 г.
Отличная приключенческая фантастика с элементами детектива. Две книги в одной. Напряжённый зигзагообразный сюжет, не объяснимые с ходу загадки, интересные идеи, непростой нравственный выбор в духе Стругацких.
Есть достойный положительный герой, есть стрельба и погони, есть серьёзные размышления, есть даже немного пронзительной лирики с лёгким привкусом горечи и надежды.
Что касается архаичности в технических деталях, да она тоже есть. Но любителей фантастики это не должно очень напрягать. Будем считать, что описано будущее параллельной Вселенной, какой она представлялась ещё 40 лет назад, когда писался этот роман и ещё не было ни мобильных телефонов, ни ПК. И в тоже время уже было 6 пилотируемых посадок на Луну, две автоматических на Марс и несколько на Венеру... Безусловно, будущее тогда виделось иначе...
Есть также в романе неубедительные места
stas-no, 10 января 2017 г.
Добротный роман. Такая качественная «жанровая» проза. Вполне себе научная фантастика, с некоторым ретро вкусом, но без каких-либо признаков советскости в идеологической области (возможно, они убраны, посольку читал в издании послесоветском). Сюжет нельзя назвать изобретательным, и даже связности первой и второй части я почти не вижу (полет к Альфа Гидры воспринимается как отдельный квест мало связанный с Реаной, а скороговорка в самом конце романа, объясняющая связи двух планет, выглядит очень искусственной). Основная удача романа — идея с синглитами, которые суть информационные копии, снятые с живых людей и способные продолжать дальнейшее существование и развитие в почти идеальных условиях. Тут одновременно соединяются два направления: сохранение личности человека как информации и возможность переноса этой информации на некую биологическую субстанцию, более долговечную и менее болезненную, чем человек. А по сути решение проблемы долгожительства и частичного бессмертия. Современным трансгуманистам роман должен понравится, поскольку синглиты — законченные трансгуманисты (личности, но уже и не люди в биологическом смысле).
Halkidon, 25 сентября 2015 г.
«Сезон туманов» — может быть, лучшая из ранних, еще содержащих элементы научной фантастики, книг Е. Я. Гуляковского. Ее продолжение, а им можно считать «Долгий восход на Энне», не получилось. Зато «Белые колокола», которые здесь не очень ценят, на самом деле весьма интересная книга с очень хорошим и даже радостным финалом. В «Белых колоколах» появляются загадочные рэниты, трагедия которых в целом так и осталась непонятной, а пределы могущества — неопределенными. Люди рэнитам почти не нужны. Правда, главный герой общается с изолированно группой, возможно, не самых лучших представителей некогда великой цивилизации, — угрюмых, занятых даже не собой, а непонятно чем, опустивших руки и вообще опустившихся. Но одна из женщин указывает Ротанову новый путь. И начинается история Гидры. В этой книге есть много интересного и необычного, не только для того времени, когда книга была написана, но и для нашего.
Во-первых, и это, наверное, вообще характерно для Гуляковского, из книги почти ничего нельзя понять о состоянии или даже существовании основных общественных институтов Земли — государства, правительства, бюрократических организаций, армии, семьи и многих других. Возможно, Е. Я. и не считал важным, нужным и интересным касаться этой стороны. Но, по-моему, читателей советской фантастики 70-х интересовали такие вещи. По косвенным, очень редким и даже случайным упоминаниям можно предположить, что национальное государство уступило место каким-то всепланетным структурам, выполняющим функции координации экономики, промышленности, транспорта, науки, и обладающим достаточной властью, но не репрессивной и подавляющей. Политика и партийная борьба в современном виде не упоминаются и, возможно, исчезли. Идеологическая сторона тоже загадочна. Никаких упоминаний о социализме и коммунизме, если я не ошибся. Наверное, нельзя применительно к этим структурам использовать и слово «режим». Зато можно усмотреть признаки, указывающие на элементы технократизма, прагматизма и рационального подхода к делу. Определенно высока роль советников, экспертов и профессионалов.
Во-вторых, мы видим, что и в будущем власть позволяет себе утаивать информацию о тех своих действиях и решениях, которые не привели к ожидаемым и выгодным для нее результатам. Но отсюда следует и слабость общественного мнения, равнодушия населения Земли к истории, причем, совсем недавней.
В-третьих, в книге очень интересна история синглитов. Ведь, по сути, их появление — это поражение т.н. человеческого пути, так как человеческое смешивается с чем-то иным, не очень понятным, но связанным с рэнитами. И автор, или, по крайней мере, главный герой относится к этому преобразованию разума, тела, может быть, т.н души достаточно спокойной. Фантасты, на самом деле, часто не решаются писать о том, что люди могут исчезнуть, кому-то подчиниться, уступить. У Гуляковского мы это видим. Синглиты показаны односторонне, но в целом положительно. Правда, в продолжении книги, то есть «Восходе», о синглитах практически ничего уже не написано. Жаль, что затем Гуляковский переключился на сюжеты, отнести которые к научной фантастике уже почти совсем невозможно.
mogzonec, 17 июня 2013 г.
Впервые прочел повесть в журнале: в «Уральском следопыте», и до сих пор храню эту журнальную версию, хотя потом приобрел книгу с полным вариантом. В отечественной фантастике того периода крайне редко появлялись остросюжетные книги о необычных таинственных мирах, героях одиночках типа инспектора Ротанова, разгадках невероятных событий и физических явлений. Тогдашняя фантастика была преимущественной плоской, заранее понятной, чуточку нудной, либо слишком «умной», точнее глубокомысленной. Гуляковский на этом фоне выглядел оригинально и свежо, хотя много лет спустя стало понятно, что он и дальше будет эксплуатировать этот жанр, так и не создав действительно что-то оригинальное. Но в тот период «Сезон туманов» стал настоящим открытием, оказалось, что наши могут творить миры и сюжеты не хуже американцев или англичан. И спасибо за это.
davdav2, 7 декабря 2014 г.
Произведение написано в 1979 г. В то время вряд ли бы стал читать. По возрасту тогда хотелось больше экшена, боевиков, стрельбы с погонями в космосе и на земле. Сейчас этого более чем. Поэтому прочитал недавно как хорошее классическое произведение. Затянуло сразу — неторопливость изложения и муар таинственности; размышления и поступки Ротанова, его действия, продиктованные долгом и чиновника, и исследователя. Действительно, ведь непросто набраться смелости и выпить сок инопланетного растения. Автор смог выразить то, как сочетаются стремление к познанию и понимание того, что плоды его будут горьки. Даже если процесс познания доставит удовольствие, а его результаты окажутся полезными.
Интересна основная идея, связанная с категорией время. Здесь должно быть перекличка с БАС (Полдень. Перестарок, 1961 г.). Можно ли после дальнего полета вернуться в то же время, из которого вылетал, а не через тысячелетия; чтобы встретиться с современниками, а не далекими потомками, которым твои знания к тому же уже не нужны. Да можно! Почему бы и нет! Но для этого надо перед возвращением сесть на какую-нибудь ближнюю планету и отбросить ее вместе с собой в прошлое. Но возникает вопрос, а если на ней есть жизнь, то каковыми будут последствия.
Замечательная идея с растением «трясучка» (название нарочито неказистое), которое сохранилось на одной такой планете, соединяющее время — прошлое, настоящее и будущее.
Dart Maul, 8 декабря 2013 г.
Прочел это произведение только сейчас. Отчасти под влиянием недавней дискуссии на местном форуме о советской фантастике, где Гуляковский упоминался несколько раз. Впечатления, скажем так, противоречивые.
Из достоинств:
Набор оригинальных фантастических идей в основе сюжета.
Бодрый, динамичный, я бы даже сказал стремительный сюжет. Книга так или иначе захватывает. Хотя и не сразу, и были места которые я едва прошел. Я бы даже так выразился: автор несколько раз по-хорошему обманул мои ожидания, точнее мою интерполяцию сюжета. Например, я едва не бросил чтение, прочитав сцену прибытия Ротанова на Гидру. Был уверен, что передо мной классический вариант сюжета с попаданцами. Но затем авторская фантазия пошла по совершенно непредсказуемому для меня пути, читал взахлеб и не жалею. Придумано круто.
Из недостатков: техническая архаичность, особенно что касается вычислительной техники и техники связи.
Слабая психологическая проработанность персонажей. Все одинаково говорят, одинаково думают. Например, Ротанов по сюжету должен быть очень харизматичным персонажем, но по тексту этого не чувствуется.
Сюжет местами кажется чересчур стремительным, поспешным. Автор не умеет контролировать темп повествования. Складывается ощущение, что ему не терпится закончить одну сюжетную линию и скорее начать другую. Особенно это заметно в эпизодах на Земле между Реанной и Гидрой. Например, эпизод с ночевкой Ротанова в избушке вместе с Олегом кажется вообще каким-то дежурно-сентиментальным, ненужным, почти смешным, более того, скучным для самого автора.
Интересно, что всего того, что обычно раздражает противников советской фантастики: радостных описаний идеального общества коммунизма — здесь нет.
Самый главный недостаток: какая-то недоделанность сюжетных линий, словно автору не хватило терпения додумать и дошлифовать сюжет. Например, инженер как-то быстро выбыл из строя, и это при том, что автор долго нагнетал вокруг этой фигуры сюжетное напряжение и, я ожидал, что он сыграет более зловещую и драматическую роль.
Как итог — ощущение некоторой досады. Вроде бы в наличии все компоненты для того, чтобы вышла искрометная блестящая боевая фантастика, и в тоже время будто все это элементарно недоделано, недошлифовано, недодумано, сыровато. Интересно, увлекательно, но на «прочитать один раз», и гордостью нашей фантастики это объявлять рука не подымается. Талантливая, бодрая графомания. При этом, сюжет потенциально настолько крут, что хочется чтобы какой-нибудь профессионал написал римейк.
Мог бы выйти мощнейший фантастический триллер, помесь космической фантастики, страшилок про зомби/вампиров и киберпанка.
Mails79, 30 июля 2015 г.
По моему мнению лучшая книга автора. Яркие и «выпуклые» герои и нестандартный ход — взгляд с двух противоборствующих сторон. Читал подростком и был очень впечатление, после этого перечитывал несколько раз уже во взрослом возрасте и впечатление не испортилось.
Аlexander66, 19 января 2017 г.
Любимая книга детства. Даже сейчас иногда вечерком беру книгу и с удовольствием перечитываю. Конечно сюжет слабоват, но на то время был весьма значимым.