Ричард Адамс «Обитатели холмов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Анималистическое ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спокойствие тихого кроличьего городка под рябиновым деревом нарушено побегом юнцов. Всё потому, что безумцу Пятику приснилось поле, обагрённое кровью, а его брат Орех набрался наглости напроситься на аудиенцию к старшине. Заявить самому Треараху, что всему племени надо оставить обжитые норы и немедленно перебираться на новое место! Странно, что панике поддалось не только несколько первогодок, к ним почему-то примкнул даже офицер ауслы Шишак. Какой стыд!..
Впервые «Обитатели холмов» в переводе на русский появились в 1975 году на страницах ежеквартального британского журнала «Англия», издававшегося с 1962 по 1993 год специально для СССР. Там был представлен отрывок из книги под названием «Уотершип-Даун». Отдельным изданием роман вышел только в 1988 году, будучи значительно сокращённым, под названием «Удивительные приключения кроликов».
Роман также издавался в журнале «Школьная роман-газета» № 9/1998 под названием «Удивительные приключения кроликов».
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Обитатели холмов»
— журнал «Англия № 3 (55)», 1975 г.
Награды и премии:
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1972 | |
лауреат |
Премия Гардиан / Guardian Award, 1973 // Лучшая детская книга | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1975 // Мифопоэтическая премия фэнтези | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2022 // Переиздание года (Великобритания) |
FantLab рекомендует:
— Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down»
Экранизации:
— «Обитатели холмов» / «Watership Down» 1978, Великобритания, реж. Мартин Розен
— «Обитатели холмов» / «Watership Down» 1999, Канада, Великобритания, реж. Трой Салливан, Стефан Лебланк
— «Обитатели холмов» / «Watership Down» 2018, Ирландия, Великобритания, США, реж. Ноам Мурро, Питер Додд, Шеймус Мэлоун, Алан Шорт
- /языки:
- русский (9), английский (2), украинский (3)
- /тип:
- книги (12), периодика (2)
- /перевод:
- Е. Догель (2), А. Мокровольский (3), Т. Чернышева (5)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ХельгиИнгварссон, 3 июля 2022 г.
***Кроли и короли***
«Обитатели холмов» Ричарда Адамса уже на этапе выбора книги завораживают не меньше, чем «Хоббит…» и «Властелин Колец» Джона Толкина, вместе взятые. Что это за существа такие: природные духи, призраки прошлого, древние кельты? Оригинальное Watership Down способно ввести в ступор не только переводчиков восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, но и современных читателей. Кто же знал, что во всём виноват реальный холм из детства писателя!
Казалось бы, что может быть интересного в кроликах – для фэнтези есть рыцари, маги и варвары – но от чтения буквально за уши не оттащишь. Автор, конечно, сравнивает уровень их развития то с людьми каменного века, то с маленькими детьми, но постоянно напоминает читателю, что это именно кролики. Причём не какие-то особенные, сказочные или дочеловеческих времён, а самые обыкновенные, живущие бок о бок с нами в эпоху автомобилей, ружей и железных дорог.
В чём секрет притягательности истории основания новой кроличьей колонии, одной из многих? Такое случается часто, ведь плодятся вредители садов и огородов быстро. Первое, что приходит на ум, это искусно, на манер профессора Толкина, введённые в сюжет сказания кроликов – от мифов сотворения мира до легенд о лохматых королях и феях. Животные, которые садятся кружком и рассказывают друг другу сказки, внезапно перестают быть животными. После веришь уже во всё.
Пускай персонажи щиплют травку и оставляют кучки помёта, встают столбиком, барабанят лапками и нюхают воздух – у них уже не отнять личность, осознание себя и окружающей действительности. Да, их убивают все, не только лисы и человек, но такова судьба всех кроликов от прародителя. При этом никакого фатализма: жизнь воспринимается как увлекательные салочки со смертью, один против тысячи врагов. Прятаться, убегать, плодиться – ведь они не люди в ушастых масках, как у Брайана Джексона в «Рэдволл».
Не скрываясь, Р. Адамс в кроличьих сказаниях объединил фольклор Британских островов и «Сказки дядюшки Римуса», а после адаптировал материал сообразно детскому сознанию вымышленных носителей и реальных реципиентов. Обошёлся без сюсюканья и решился прямо говорить о смерти и рождении как о естественных аспектах бытия. Его герои гибнут, получают увечья и кровавые раны, не могут жить без крольчих и даже подумывают затащить в норы кошку.
Главных героев четверо, они ядро нового поселения и сюжета. Пятик – провидец, столь милый легендам Туманного Альбиона. Орех – истинный предводитель, способный взять на себя ответственность, вести других личным примером и готовый жизнь отдать за племя. Шишак – могучий воин и весёлый малый. Традиционную троицу жреца, вождя и охотника дополняет современный типаж изобретателя – раскрывшийся позднее прочих и не столь полно Черничка, чью функцию мог бы поглотить, как Мерлин, Пятик.
До обретения истинного дома на холме четвёрка героев проходит также четыре его подобия. Родительский дом, который суждено покинуть всем. Обитель мира, спокойствия и культуры, за жизнь в которой всегда приходится платить страшную цену. Сытую клетку, в которой не нужно и лучше вообще не думать ни о чём. Наконец, Место Силы, обернувшейся страхом и принуждением. Орех, Пятик, Черничка и Шишак последовательно проходят в них инициацию, а дети, читая, становятся чуточку старше.
Примечательно, что в эпилоге романа описывается смерть Ореха. Учитывая почти шестилетнюю военную службу автора, вместе с путешествием Эль-Ахрайраха в будущее, где тот общается с поколением, ничего не знающем о войне и презирающем её, получается весьма занимательный диптих. Этот момент, как и некоторые другие по тексту, не позволяет причислить «Обитателей холмов» к исключительно детскому произведению и переводит его в разряд семейных и даже иносказательных.
Alex Fear, 18 марта 2013 г.
Боже мой, думал я, читая эту книгу, боже мой! А ведь кому я сопереживаю? Ведь это же КРОЛИКИ!
Но, чёрт подери, какая история! История о доблести, стойкости, дружбе. Короче, про всё то, про что и многие (если не все) по-настоящему хорошие детские книги. И если столько всего выдержали эти маленькие пугливые комочки шерсти, учит нас книга, то разве не сможем то же выдержать и мы? Разве в нас, людях, не сыщется тех же свойств души, что и в них? Пройдя долгий путь, стремясь обрести спокойствие в новом доме, кролики доказали нам, что это возможно.
Пусть я кажусь дураком (ведь это же просто сказка, воскликнет кто-то), но правда есть даже в ней, в этой красивой, грустной, невероятной истории, в которой некто гораздо меньше нас с вами, старается выжить — и выживает, спасает — едва ли не ценой собственной жизни, — целую колонию, любит, ненавидит и страдает, совсем как человек... Мне кажется, это прекрасно.
Так что, если кто-то, кто ещё не читал этой книги, мне не верит, возьмите её и откройте. А дальше просто не сможете остановиться, даже если вы уже давно не ребёнок. И вы поймёте, что я был прав.
URRRiy, 7 мая 2018 г.
Уникальная в своем роде книга — о цивилизации диких кроликов. Существующей рядом с человеческой, время действия — вторая половина 20 века. У этой цивилизации своя структура общественных отношений — есть вожди, есть боевые дружины, есть свои парии и альфа самцы. Свои предания и передача накопленных знаний, а также свои экстрасенсы, обладающие даром предвидеть будущее. Как рассказывает автор, он тщательно изучил научную литературу, то есть для него кролики — это не только ценный мех и три килограмма легкоусвояемого мяса, но прежде всего — интересный социум. Варианты таких социумов очень разные — в путешествии главных героев — молодняка кроличьей стаи, убегающего от чего то страшного, представлены очень хорошо. Есть четкая диктатура с милитаристским духом, есть сытое общество, полностью аналогичное обществу элоев Уэллса, есть и встреча с домашними кроликами, обитающими в клетках на ферме.
И безусловно, путешествие кроликов наполнено риском встреч с естественными врагами — людьми и хищными животными, проблемами переправ через водные преграды и дорожные полосы, конфликтами с кроликами — владельцами территорий и прочими остросюжетными приключениями.
При этом кролики отнюдь не помирают от страха, они ценят шутки и приколы в духе легенд о Принце кроликов, всегда умудрявшемся вывернуться из любой ситуации, и сами ведут себя не хуже.
В общем, это уже мировая классика, причем не для младшего школьного возраста — произведение вполне серьезное и интересное для взрослого человека.
Lilian, 6 сентября 2023 г.
Прекрасный роман, настоящая классика анималистического жанра. Впрочем, как раз с жанром тут всё не так однозначно — это не совсем фэнтези, не совсем сказка и лишь отчасти притча. Автор показывает наш с вами мир, только с другого угла обзора, с кроличьего. Целый мир, скрытый среди холмов и ферм. Живущий по своим законам — с опасностями, страхами, путешествиями, рытьём нор, поиском крольчих, циклами жизни и смерти.
Не буду особо оригинальна и просто повторю уже не раз звучавшие тезисы.
Главные герои — кролики, и ведут они себя по-кроличьи. Этим роман схож с классикой рассказов о животных. У героев-кроликов есть эмоции, страхи, взаимовыручка и иерархия — но это не превращает их в людей. И не мешает с интересом следить за их приключениями. И это хорошо.
Основа мира здесь более чем реалистична и подчиняется общеизвестным законам биологии. Животный мир, хищники и жертвы, жизнь в группе, причины появления новых кроличьих городков и так далее.
Доля фэнтези здесь — это пласт кроличьей мифологии, сказок о нескольких главных фольклорных персонажах. Сочетание короткой (по человеческим меркам) памяти и гибкой мифологии, перерабатывающей и сохраняющей для новых поколений наиболее значимые события и приключения.
Ну и да, кролики здесь говорят между собой, а также с другими животными. И у некоторых из них бывают предчувствия.
Ещё это отчасти притча, поскольку здесь есть место храбрости, находчивости, изобретательности и самопожертвованию. А ещё элементам антиутопии. И анималистический жанр не умаляет глубины истории, наличия идей и смыслов.
Но ещё это сказка — потому что большей частью эта история добрая, она рассказывает на свой лад о торжестве взаимовыручки, смелости и находчивости. Хотя и не обходится без ранений или смертей (когда вступают в силу законы дикой природы или законы притчи).
А ещё здесь очень красивые описания природы и сельской жизни. И хороший баланс внутреннего настроения книги, умело сочетающий все перечисленные жанры.
Так что книга получилась интересная, необычная и в полной мере «штучная». Более чем оправдывающая свою принадлежность к классике. С чистой совестью и с удовольствием ставлю высший балл.
r9snick, 16 октября 2021 г.
В долгой битве между оценками «7» и «8» все ж победила первая, хоть и не без труда.
Скажу сразу — книга на самом деле восхитительная. Сделать кроликов человечными и понятными, но не похожими на людей — это надо обладать неплохим воображением. Но чтоб придумать им мифологию и сказки, наделить каждого характером, сделать приключением в меру остросюжетным, но при этом очень добродушным и уютным — тут надо обладать подлинным талантом.
Но мне не очень понятно, для кого эта книга. Взрослому это всё буйство, позитив и притчевая манера покажется слишком примитивной, очевидной и прямолинейной, особенно в середине, где кролики просто бегут, едят, болтают и какают.
Дети просто не вывезут объёма в 500+ страниц, да и вряд ли они тоже будут сильно увлечены.
И вот вроде бы изумительное произведение, но я читал местами с заметной зевотой, которая одолевала бы меня в любом возрасте.
kerigma, 4 ноября 2018 г.
Все-таки нужно сначала читать аннотации, а потом браться за романы, чтобы не получилось, как с этим текстом. Открывая его, я, собственно, не подозревала, что это будет ЦЕЛЫЙ ЗДОРОВЫЙ РОМАН ПРО КРОЛИКОВ! Можно ли придумать что-то более захватывающее? *издевательски*
Моя позиция по кроликам в основном заключается в том, что в них много мелких костей, а курица на вкус лучше. Нет, они не кажутся мне какими-то супер-няшными. К тому же, будем честны, кролики тупые. В кролике примерно четверть от собачьего сознания в лучшем случае. Кто видел скучно сидящих кроликов в контактном зоопарке, тот вряд ли проникнется этим текстом.
Я так и не поняла, на какой возраст рассчитаны «Обитатели холмов». По объему текста и количеству скучных описаний природы (привет Бианки) — на 40+. По уровню происходящего (ути-пути миленький кроличек!) — лет на 6. Вот кролички покинули родной кроличий городок и пошли себе куда глаза глядят, вот у них приключения с птицей, а вот переправа речки...
Мне было очень скучно от первого до последнего слова. И дело даже не в том, что скучно написано — читается, кстати, очень легко, правда, можно так же легко читать по диагонали, ничего не потеряешь. Дело в том, что приключения кроликов сами по себе очень скучны содержательно. В них нечему захватывать. Я живо представляю себе эти ленивые меховые комочки, которые сидят кучкой и жуют травку. И все. И это при том, что сюжет развивается — вначале кролики даже не могут сообразить, как уходить из родной норы, и по ним очень видно, что интеллект у них ниже плинтуса. А по ходу приключений они внезапно обнаруживают тоталитарное государство, то есть кроличий городок, другой стайки. С полицейским режимом и всеми делами. И все это очень сильно не вяжется с тем, как начиналась история — не только сюжетно, не вяжется в первую очередь с т.зр. уровня кроличьего сознания, слишком уж он получается разный. Не говоря уж о том, что живут кролики всего несколько лет, так что создать тоталитарное государство силами одного кроличьего правителя должно быть довольно сложно.
Можно, конечно, говорить, что это роман не про кроликов, а про людей. Но тогда смысл тем более теряется. «Скотный двор» уже есть, и он гораздо круче. Чисто «кроличьего» характера приключения, связанные с тупостью и неорганизованностью этих животных, тоже оказываются неуместны при такой трактовке. В общем, эти нестыковки в сюжетной части не позволяют составить от книги какое-то связное впечатление: то ли кроличье сознание развивается по ходу действия сюжета, то ли автор просто сам устал от однообразия того, что могут делать и думать кролики, если уж честно на это посмотреть. На это похоже больше всего — к примеру, в начале книги говорится, что наши кролики практически ничего не знали о людях, т.к. жили всегда далеко от них. А где-то на этапе борьбы с «фашистскими кроликами» кто-то из «наших кроликов» произносит речь о том, что «животные всегда помогают друг другу, а не как люди». Нуну. Еще только из романов о жизни кроликов не торчат нравоучения, сколько ж можно!
Немного развлекают истории про пра-кролика, имя которого я не запомнила, но опять же, такая сложная мифология мало вяжется с таким низким уровнем сознания кроликов в целом, какое видится по тексту.
Deliann, 28 сентября 2019 г.
Это каким же недюжинным талантом надо обладать, чтобы написать целую книгу о приключениях кроликов? Причем написать так, что даже взрослый читатель будет переживать за пушистых персонажей, проникаться их конфликтами, восхищаться проработкой характеров и удивляться масштабам военных действий. Видимо, талантом Ричарда Адамса.
«Обитатели холмов» — дебютный роман Адамса. По сути, это обычная сказка, которую автор рассказывал дочерям во время длительной поездки, импровизируя на ходу. Сказка, которую отказывались публиковать тринадцать раз. Сказка, в которой маленький кролик Пятик предчувствует, что случится что-то плохое и уговаривает своего брата Ореха покинуть родные края и отправиться на поиски нового места для жизни. Вместе они убеждают присоединиться к походу еще несколько кроликов, после чего устремляются на встречу неизведанному.
Берясь за книгу, на обложке которой изображены кролики, я даже не ожидал, насколько меня очарует эта история. Сначала внимание приковывает авторский стиль, который очень живой и образный, и главы буквально «проглатываются», одна за другой. Затем начинают прорисовываться характеры, обозначаться конфликты героев, как внутренние, так и внешние, и вот мне уже постоянно приходится напоминать себе, что эта восхитительная история про кроликов! Что я переживаю за ушастых симпатяг, которых часто можно увидеть в зоомагазинах! А во второй половине еще и разворачивается полноценная военная компания со шпионажем и схватками на смерть, и все это сдобрено трогательными моментами. Более того, много внимания уделяется проработке мифологии кроликов, их особого языка и образа мышления. То есть перед нами люди, на которых примерили образы животных, а животные, которые мыслят как люди, но остаются при этом животными. При всем при этом в сюжете книги не нашлось места магии, все волшебство сосредоточено в самом тексте и словах, что подобрал автор.
В общем, для меня «Обитатели холмов» стали одной из лучших книг, прочитанных в этом году. Прошу прощения за сумбурность в отзыве, только-только перевернул последнюю страницу и, находясь под впечатлением, поспешил поделиться ощущениями от прочитанного.
Рекомендую книгу всем взрослым читателям, которые сохранили в себе частичку ребенка, а также всем тем, кто любит добрые и отлично выписанные истории.
AlisterOrm, 10 сентября 2015 г.
Все мы растём на мифах и сказках. Об отважном Добрыне Никитиче. О герое Ахиллесе. Об Энее, который основал Альба Лонгу, провозвестницу Рима. В реальности их подвиги наверняка не произвели бы на нас должного впечатления.
Всё дело в масштабе. И взгляде на мир. Они жалки и ничтожны только с точки зрения нас, жителей сытой современности. А если спуститься с наших фальшивых высот, и посмотреть на жизнь «меньших» братьев?
Они живут собственной жизнью. У них свой взгляд на мир — совершенно другой. Но они также, как и люди, радуются и грустят, испытывают злость и привязанность. Мы так мало знаем о том, что у них в головах, фиксируя только внешние проявления. А так — кто знает, каков их внутренний мир...
Взгляд человека никогда бы не заметил эпохальных событий нескольких месяцев, произошедших в сельской английской глубинке, когда было основано поселение на Уотершипском холме. А для его жителей? За несколько лет они стали легендой. Частью мифа... чего? Кроликов? Какие мифы могут быть у кроликов?
Ричард Адамс попытался вникнуть в эти события изнутри. И животные, обычные ушастые полевые кролики, ожили под его пером. Они не стали людьми. Они остались собой. Пушистыми животными, которые не размышляют о высоких материях, о всяких этических благоглупостях. Существами, борющимися за выживание.
Вначале Адамс показывает общество кроликов, которое, по его мнению, чем-то напоминает первобытное. Социальная организация (которая у кроликов действительно такая) «стайного» типа, сравнительно простая мифология всего с несколькими персонажами, включая «культурного героя», быт, связанный с кормёжкой и выживанием... Но далее Адамс разворачивает полотно Жизни. Кролики — живые души, и среди них тоже есть подлость, злоба и предательство. Есть даже тирания. Совсем недалеко от стен человеческих жилищ кипят такие страсти, которые сделали бы честь любому человеческому эпосу. Мы видим антиутопичную Эфрафу, во главе с сильнейшим и жесточайшим представителем племени — Дурманом. Мы видим племя Барабанчика — тех, кто вяло ждёт смерти, положившись на судьбу и свою подлость.
Но кролики Уотершипского холма — Орех, Пятик, Шишак, и многие другие — выживают в этом жестоком мире, где против них даже собственные сородичи. Потому что они — Род. Племя. Они всегда вместе противостоят бедам, и один дополняет другого. И всегда побеждают.
Книга вышла не очень детской. И не особо наивной. Местами даже жестокой, как и должна быть дикая жизнь. И ты даже сопереживаешь этим пушистым героям, ни на минуту не забывая, что они — не люди. Они — другие. Дети природы, что и привлекает наш взор. Захватывающая, короткая, бурная жизнь — но чистая.
Они живут вместе, а умирают поодиночке. А мы?
NS 123, 20 января 2024 г.
Если бы персонажами этой книжки были бы какие-нибудь герои с мечами, то получилось бы фэнтези, весьма неплохое, но ее герои — кролики. И это делает эту историю совсем необычной. Они сражаются, добиваются своей цели, даже сказки друг другу рассказывают, язык у них свой есть и имена, но при этом они остаются кроликами, грызут траву, любят морковку и играют на солнышке.
В общем, получилась весьма своеобразная сказка для детей и притча для взрослых.
evmenya, 4 июня 2021 г.
В одной фразе: «Это невероятно вдохновляющая книга, которая заставляет взглянуть на жизнь под другим углом»
Бралась с плохим предчувствием, услышав плохие комментарии о мультике, плюс не особо верила сравнению с цветами для Элджернона и маленьким принцем. Но книга настолько тёплая, настолько погружает тебя в свой мир, что ты не замечаешь ничего вокруг.
Казалось бы — «сказка про кроликов». Нет. Какой талант надо иметь чтобы заставить тебя чувствовать себя кроликом, чувствовать его переживания, я чуть от страха не умерла и не впала в тарн от ночи в лесу, я каждый миг переживала за каждого кролика, сколько нервов у меня потратила эта книга!)
Но не стоит думать что она гнетущая и тяжелая. Да, по сути своей, это не весёлая и смешная история, но, как я уже сказала, она невероятно теплая, за ночью следует день и переживая ты не чувствуешь тяжести в груди, а чувствуешь себя маленьким кроликом, со своими проблемами и понимаешь что просто это такая жизнь, не настолько страшная, как казалось в начале книги, а просто такая, где всё вокруг тебя большое и другое нежели для человека и ты просто должен жить и наслаждаться этой жизнью.
P.S. Порадовало, то чего я как раз боялась, что не было бессмысленных смертей и книга не превратилась в выдавливании жалости и слёз у читателя.
Отдельное восхищение за красивейшие описания природы в книге, которые не хочется пропускать и пролистывать.
Славич, 16 марта 2019 г.
Великая книга, гениальная книга. Книга настолько хороша, что в одном отзыве невозможно отразить все её достоинства. Не буду даже пытаться.
Мне повезло: я прочитал «Обитателей холмов» в возрасте 19 или 20 лет и до того не видел ни одной экранизации. Так что впечатления от книги не окрашены оттенками ностальгии, и страх разочарования не мешает время от времени её перечитывать.
До «Обитателей холмов» существовало три основных вида художественной литературы о животных: народная сказка (иногда довольно мрачная), сказка для детей (от рассказа до романа) и аллегория, она же сатира (например, «Скотный двор» Оруэлла). Ричард Адамс объединил все три традиции, чтобы создать нечто новое. Впервые в истории литературы животные стали носителями собственной культуры, отличной от человеческой, для них был придуман свой фольклор, истории об Эль-Ахрайрахе и не только. Писателю удалось удержаться на тонкой грани: наделить персонажей сознанием и вполне человеческими чертами характера и не скатиться в тотальный антропоморфизм.
Часто говорят, что «Обитатели холмов» — это «Одиссея» кроликов. Но уместнее было бы вспомнить об «Энеиде»: перед нами история не возвращения домой, но обретения нового дома. Представьте, что некоторые жители Трои поверили предсказанию Кассандры и успели покинуть город до его гибели…
Написать отзыв на одну из любимых книг решился после того, как посмотрел новый мини-сериал от БиБиСи. Экранизация оказалась на удивление точная. Конечно, одна из первых вещей, которую сделает любой режиссёр, взявшись за экранизацию романа, — сократит число второстепенных персонажей и перераспределит их роли между остальными. Но, главное, в мини-сериале сохранены все значимые для сюжета события и дух оригинала. Но прежде, чем смотреть сериал или классический мультфильм 1978 года, прочитайте лучше книгу.
DeadPool, 27 февраля 2012 г.
Недавно на нашем сайте в рубрике рекомендаций появилась странная подозрительная книга. Рядом с монументальным Стивенсоном подозрительно притаился роман о кроликах, с ушастым вредителем на обложке. Книга эта пользуется большой популярностью на Западе, где была удостоена нескольких литературных премий, была тепло принята в России, где выдержала ряд переизданий, последнее из которых в серии «Интеллектуальный бестселлеер», наряду к примеру с Рэем Брэдбери, а вот теперь ещё и в рекомендации одного из самых уважаемых порталов, посвящённых фантастике затесалась. Не иначе здесь имеет место какой-то заговор... Не может же книга о грызунах удостоиться такой чести?
И заговор был раскрыт. И автор этого отзыва тоже вступил в кружок заговорщиков. Так, что не ждите никаких сюрпризов и объективной оценки. Меня ведь, как и остальных подкупили. И сделал это человек, который посмел написать книгу о кроликах и возвести её в ранг шедевров — сам Ричард Адамс. А сделал он это с помощью прекрасного языка, ярких персонажей, увлекательного сюжета — распространённой, но очень ценной писательской валюты. Так, что дальше можете не читать. Весь последующий текст сплошное восхищение достоинствами книги и не одного слова о недостатках, ведь их попросту нет. А может и есть, но за общей пеленой детского восторга, автор этой статьи их не заметил.
Первое, чем подкупает книга буквально с первой главы — это язык повествования. Живой и очень выразительный.
Адамс блестяще, красочно и подробно описывает природу Англии. Текст течёт плавно и неспешно, но неотвратимо затгивает, даже тогда, когда действия как такого и не происходит. Перед нами картинка спокойного и уютного мирка, населённого кроликами. Автор демонстрирует необычное устройство кроличьего общества, его социальную структуру, быт, уклад. По традиции на всю эту идиллическую( почти — у кроликов имеется серьёзное социальное расслоение) страну надвигается серьёзная опасность и группа кроликов во главе с братьями Орехом и Пятиком решают покинуть свой родной городок в поисках спасения и лучшей жизни. Завязка весьма банальна. Но не стоит спешить с выводами, ведь чем дальше в лес, тем круче ёлки. По-началу, кажется, что перед нами красивая детская сказка, но постепенно Адамс придаёт повествованию большую глубину. Характеры персонажей развиваются, становятся живыми. Нет, конечно, никаких психологических изысков. Но главное и удивительное здесь то, что Адамсу удалось оживить образы кроликов, не растеряв «кроличковость», не превратив их в людей. И безусловно это полностью положительные герои, вызывающие симпатию читателя, но совершенно лишённые картонности, за их судьбу действительно переживаешь.
Однако по настоящему роман удивляет и раскрывается с новой стороны, когда кролики добираются до поселения своих странных сородичей. С виду они очень благополучны, но скрывают какую-то страшную тайну. Дальше распространятся не буду. Скажу лишь, что на этом этапе романа перед нами настоящий психологический триллер и антиутопия. И неважно, что вместо людей здесь кролики, момент этот всё равно потрясает. И именно здесь начинаешь понимать, что всё это не понарошку и что перед нами восе не сказка, а серьёзное, глубокое произведение.
В дальнейшем сюжет развивается в достаточно неторопливом ключе, попутно Адамс развивает характеры персонажей, делая их по-настоящему обьёмными и родными для читателя.
Однако к финалу роман весьма увеличивает темп повествования, превращаясь в масштабный эпик со сражениями, войнами и даже шпионскими интригами. На этом фоне как-то забываешь о «расовой» принадлежности героев. Важно заметить, что к концу романа, настолько прирастешь ко всей длинноухой компании, что с замиранием сердца следишь за смертельно опасными перипетиями мохнатой судьбы.
Важной составляющей «Обитателей холмов» являются истории про принца кроликов Эль-Ахрайраха. Иногда забавные, иногда ироничные, иногда весьма трагичные, они всегда несут в себе какой-либо авторский посыл, определенную важную мысль, прикрытую антуражем легенды о бесшабашном авантюристе. Шедевры внутри шедевра, которые можно читать и отдельно от основного сюжета, однако они тесно вплетены в его ткань и смотрятся очень органично, дополняя и расширяя суть произведения.
Ну вот я собственно вкратце и прикинул о чём будет роман. По описанию крайне напоминает детскую сказку с симпатичными героями. Думаете вы предупреждены? Наверное. По-сути это и есть сказка. Только вот детская ли? Вряд ли. Нет, различных милых увлекательных приключений тут достаточно, атмосфера очень сказочная, а герои добрые и вызывающие самую искреннюю симпатию. Только вот книжка далеко не сахарная. Сказка, но при этом натуралистичная и местами весьма жёсткая. Герои положительные, но не лубочные и с определённым набором недостатков. А некоторые идеи слишком серьёзны, чтобы быть понятными детям. Адамсу удалось создать книгу универсальную — её с увлечением прочитает ребёнок, и с любопытством взрослый. Думаю книга оставит массу впечатлений любителям искренних, что называется «настоящих» «живых», но между тем мудрых и умных произведений. Адамс — философ — в этом он очень схож с Толкином. И тот и другой ,по-моему, написали очень близкие произведения, с похожим сюжетом, проработанным миром и своим собственным легендариумом и облачили в формат сказки монументальные гуманистические идеи (Адамс это сделал без излишней масштабности и тяжеловесности, присущей Профессору). Только вот «Обитатели холмов» оценены значительно меньше, ведь кролики не могут сравнится с эльфами, хотя уши длинные и у тех и у других.
Итог: Не пробегайте мимо! Всмотритесь в эти милые кроличьи глазки и прочтите «Обитателей холмов», ведь перед вами шедевр, который только прикидывается детской сказкой.
Paganist, 15 августа 2019 г.
Во время прослушивания романа не покидала ассоциация с «Моби Диком». Сходств у произведений минимум, и откуда такое навязчивое сравнение взялось — загадка. Может, дело в эпичности, что незримо присутствуют и в «Моби Дике», и в истории об исходе кроликов. Эпичности роману добавляют сказки об Эль-Ахрайрахе. Пусть они и приостанавливают динамику повествования, но позволяют отвлечься, перезагрузиться читателю перед новыми событиями и, конечно же, лучше узнать лучше мир глазами самих кроликов.
Очень сложно определить целевую аудиторию романа. Насколько известно, «Обитатели холмов» создавались для детей автора. Однако подробные и местами дотошные описания и размышления свидетельствуют об обратном. Детям такое масштабное произведение осилить сложно. Даже школьникам средних классов. К тому же «Обитатели холмов» — специфическая книга: редко встретишь произведение с главными героями зверями, которые и наделены речью, мышлением, но всё-таки остаются зверями без антропоморфизации. Понимаю, что этого достичь автору было сложно. Честь и хвала ему за это.
Приключения кроликов, ищущих новый дом и борющихся за своё будущее, интересны в меру. Длительные диалоги очень тормозят сюжет, хотя позволяют лучше узнать героев и кроличье племя в целом. Хватает и напряжённых, и интересных моментов. Но на любителя. Кому-то препятствия, которые сопровождают кроликов в пути, покажутся захватывающими, но меня они не захватили в полной мере.
Наиболее любопытным отрезком романа оказались страницы об Эфрафии. Такая себе кроличья диктатура, что контрастирует со свободными нравами других кроличьих городков. Можно здесь найти и политический подтекст, но, кажется, автор имел другую цель, чем развенчание какого-то определённого тоталитаризма. Скорее всего, он воспевал свободу как таковую.
Роман написан с любовью, со знанием дела, с явным моральным посылом, ибо учит верности, честности, взаимовыручке, альтруизму. Но несмотря на массу положительных моментов, читал (слушал) без восторга, периодически даже скучал. Вероятно, не моё произведение. Не зацепило настолько, чтобы поставить оценку выше семёрки.
Nomos, 4 ноября 2020 г.
(перевод — Е. Догель)
В детстве книгу эту (https://fantlab.ru/edition12180) порекомендовала мама друга-соседа. Я взглянул на неё с сомнением и скепсисом, но всё же взял почитать. Но с первых же страниц сомнения мои улетучились. Книга полностью захватила меня, наполнив томительными переживаниями за судьбу её главных героев. Прочитал её на одном дыхании, приобретя массу волнительных впечатлений.
Сейчас, спустя годы, когда встал вопрос, какую очередную книгу почитать ребёнку перед сном, вспомнилось вдруг слово «хрудудиль» и с ним вся та масса приятных воспоминаний о приключениях кроликов.
Итак, приступаем. И уже через пару глав меня одолевают сомнения – а то ли я читаю? – настолько книга показалась пресной и неинтересной. И мне, и сыну. Да нет, обложку помню прекрасно, книга та же. А вот впечатлений тех, что были в детстве с первых же страниц – как не бывало.
Вот такое вот разочарование родом из моего детства. Одну из причин этого вижу в том, что тогда, на фоне известного дефицита в нашей стране хороших книг, произведение Адамса оказало на меня такое чарующее воздействие.
synphara, 10 января 2017 г.
Роман близок к Толкиену, Льюису, Ле Гуин тем образом, что он активно дополнен философией, мифологией, религией и чем-то таким прочим, чуть более «высоким» чем сказки для не-до-повзрослевших дядь.
Герои — зайцы, отправляющиеся в новые края за новым домом. Адамс сделал несколько вещей необычными. Во-первых, он постарался оставить зайцев зайцами. Это не «люди» которые внезапно с большими ушами, мощными задними лапами и мехом. Вот прям зайцы — кучки делают, морковку любят, а мир понимают ограниченно, по-заячьи. И это не ирония. Там где обычный писатель решил бы заячью ограниченность как аналог бюргерства, здесь всё как-то иначе — ограниченность здесь это невозможность думать по-человечьи, понимать вещи по-человечьи: например, недоступность искусства, неспособность понять, что такое море. При том местами Адамс заставляет своих зайцев проявлять над-заячью догадливость и у зайцев есть свой мистицизм.
Как-то на этом фоне уже не возникает ощущение неуместности от фэнтези, когда это те же люди, но почему-то глупо в мехе. Эти срут и не стестняются ;-). Много биологии: Адамс описывает стиль заячьей жизни, их страхи, опасности, заячью воинственность и плодовитость, их парадоксальный ступор. Довольно детально продумана заячья психология.
Во-вторых, у зайцев есть развитая мифология. При том искусство они только только начинают создавать и не все понимают что это такое. При этом роман наполнен множественными цитатами греческих мифов и в романе есть базовые мифологические сюжеты: есть Кассандра, есть остров Сирен из Илиады, есть трикстер. Сами зайцы уходят на несколько миль, но звучит это как на другой край земли, масштаб Илиадический. Заканчивается всё Троянской войной c осадой, в некотором смысле также из-за женщин, но без троянского коня. Бог-создатель-мира (по-видимому, всё-таки не Авраамический, а только намечающийся) и Аид там тоже присутствуют.
В романе так же продуманы продуманы нити «становление руководителя», «создание содружества», «обретение дома». Довольно хорошие сказки-мифологемы. Тут целые главы посвящены кроличьим сказкам и они хорошо придуманы.
Чтиво не совсем детское, всё-таки кровь, драки, смерть и даже холокост есть. Я бы подумал прежде читать это ребёнку, хотя может быть и решился бы. Роман довольно бодро написан по сюжету, даже мифологические главы как-то проглатываются, а свежака выше крыши. По-началу кажется, что это что-то глупое, какой-то «Дед Мазай». А потом вроде как становится интересно и необычно, потому как помесь морковки с Илиадой и написано хорошо.
...у Адамса довольно толстые романы. Внезапно, в этот раз это ХОРОШО.