Фольклорное произведение «Репка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Сказка о том, что любое дело выполнимо, если делать его дружно.
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Русские народные сказки»
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Украинские сказки»
— сборник «Русские народные сказки в пересказах А. Н. Толстого»
— антологию «Русские народные сказки», 1955 г.
— антологию «Терем–теремок», 1972 г.
— антологию «Хрестоматия по детской литературе», 1975 г.
— антологию «Русские народные сказки», 1976 г.
— антологию «Малыш», 1986 г.
— антологию «Еду, еду к бабе, к деду…», 1992 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе для дошкольников», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Колобок и другие сказки», 2007 г.
— антологию «Любимое чтение от двух до пяти», 2007 г.
— антологию «Полная хрестоматия для дошкольников», 2008 г.
— сборник «Мамины сказки», 2009 г.
— антологию «Русские народные сказки», 2009 г.
— антологию «Чудо-книга для малышей», 2009 г.
— антологию «Колобок», 2011 г.
— антологию «Новогодняя книга русских сказок», 2014 г.
— антологию «Сказки с крупными буквами», 2015 г.
— антологию «Золотая книга сказок для малышей», 2017 г.
— антологию «Русские народные сказки», 2017 г.
— антологию «Тили-тили-тили-бом! Русские народные сказки и потешки», 2019 г.
- /языки:
- русский (109), украинский (1)
- /тип:
- книги (103), аудиокниги (7)
- /перевод:
- М. Булатов (2), О. Капица (5), А.Н. Толстой (17), К. Ушинский (37)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 8 февраля 2016 г.
Ещё одна знаменитейшая народная сказка, которую мы знаем исключительно в обработке Ушинского. Текст после обработки стал так хорош, что любая мама, не говоря уже о бабушках, помнит его наизусть и рассказывает малышам, слова не перепутав. Так и должно писать для детей. Даже если бы Константин Дмитриевич не был великим педагогом, он заслуживал бы нашей благодарности как великий сказочник.
PS. Когда дело доходит до классификации, что ставить в графе «Общие характеристики»? Я написал: «Покорение, освоение чего-либо». Во всяком случае, этапы освоения репки прописаны в подробностях.
Gytha Ogg, 28 июня 2017 г.
Коротенькая история с очень глубоким смыслом.
Во-первых, в повествовании есть репка, на самом деле оказывающаяся огромной репищей. То есть проблемой необычной и непривычной.
Во-вторых, с репищей всё-таки сумели сладить. Однако ничего бы у героев сказки не получилось, если бы они не действовали сообща, невзирая на возрастные различия и видовую принадлежность.
В данной сказке отчётливо видно, что с большой проблемой к общей пользе можно справиться только сообща. Если бы в повествовании велась речь об обычной репе, которой выросло целое поле, и потому её пришлось убирать всей семьёй, привлекая даже усатых-полосатых-хвостатых, то это лишь означало бы, что каждый справлялся со своей проблемой в одиночку. Сказка же изначально ставит героев в нетривиальную ситуацию.
Вывод: история поучительна и очень полезна для объяснения детям сути коллективной работы.
glupec, 5 мая 2014 г.
Что забавно — в самом первом народном варианте нет ни кошки, ни мышки. «Бежала ножка по дорожке. — Ножка, ножка, помоги репу рвать!» (Потом появляется вторая ножка, третья — и так далее, пока репку не вытянут).
Моя мама сказала: может, это к ним пришел какой-то большой зверь? Медведь там, например, или слон... Вот они и видят одну только ногу его.
Где-то мне даже попадалась «умная» мыслЯ, что первые две ноги = мама внучки, вторые две ноги = ее папа, ну а пятая нога... короче, вы поняли ;)) Вот до чего доводит синдром поиска глубокого смысла ;))
На самом деле все, конечно, проще: сказка рассказывалась, чтобы помочь ребенку уснуть. Поэтому дедушка (бабушка), придумавший эти «ножки по дорожке», не очень заботился о каком-то там «смысле».
Но все-таки — история «с ножками» благополучно забыта, а вот вариант Алексея Толстого (про то, что любую работу надо делать дружно, и что даже маленькой репки может хватить на всю семью) — вот этот вариант стал классикой. И правильно! Пусть дети на полезных примерах растут :-))
Gytha Ogg, 2 июля 2017 г.
Сказка без притчи. Сказка, основанная скорее на ритме подобранных слов, нежели на морали. Понятно, что данный пример народного творчества был предназначен для совсем ещё маленьких детей, которые скорее улавливали интонацию, нежели смысл сказанного. Уже позже, добавив в народный вариант сказки персонажей одной семьи, которые и справляются с репкой, история обрела глубокий смысл.