Юрий Трифонов «Утоление жажды»
Под пером Юрия Трифонова производственный роман о строительстве Каракумского канала в Туркменистане превращается в философское повествование о поисках людьми своего места в мире, о поисках страной своего исторического пути. Борьба пустыни и воды прочитывается как метафора противостояния старого и нового во всех сферах общественной и личной жизни. Мужчины и женщины, русские и нерусские, рабочие и интеллигенция вместе ищут этот путь, прокладывая его в знойных каракумских песках.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1963, № 20», 1963 г.
Экранизации:
— «Утоление жажды» 1966, СССР, реж. Булат Мансуров
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sofer, 24 мая 2017 г.
Я бы назвал роман Трифонова советским гонзо. Можно провести аналогии с «Ромовым дневником» Хантера Томпсона, который начал писать свою книгу примерно в том же 59 году, что и Трифонов. Главный герой у обоих — журналист за 30. Много алкоголя, сигаретного дыма, дешевой еды, секса и свободной любви, суровых мужских разговоров. Только вместо Пуэрто-Рико у Трифонова — Каракумы, вместо американской мечты — советская (автора глубоко перепахал 20 съезд партии!), вместо рома и бургеров — водка и макароны. Интересно, как все это оказалось вписано в традиционный костяк соцреалистического производственного романа — получилось весьма необычное сочетание.
После своей первой повести «Студенты» в этом романе Трифонов начинает оттачивать свое литературное мастерство. Повествование ведется в двух планах: с точки зрения одного из персонажей и с точки зрения автора. При этом, как ни странно, точка зрения автора куда более эмпатична по отношению к другим героям, чем точка зрения персонажа. К концу романа обе перспективы сливаются в одну, и мы понимаем, что автором всего текста становится главный персонаж, который именно благодаря литературному творчеству начинает глубже понимать и себя, и других людей, и окружающий мир. Правда искусства оказывается тождественна правде жизни. Еще один шаг — и правда жизни растворится в правде искусства, как это происходит в поздних текстах Трифонова.