Станислав Лем «Тайна китайской комнаты»
Мысли великого писателя и философа о самых злободневных проблемах современности.
Сборник статей и эссе, опубликованных в польском издании журнала «PC Magazine».
Издательство: Towarzystwo Autorów i Wydawców Prac Naukowych UNIVERSITAS.
Впоследствии вместе со сборником «Мегабитовая бомба» составил книгу «Молох», изданную в 2003 г.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Нехудожественное произведение (Польша) сборник или эссе? |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nworm, 18 июля 2021 г.
Мне сложно оценивать Лема, но всё же попробую.
Вся книга — это такая своеобразная переоценка себя же самого спустя 30-40 лет (именно столько прошло от момента написания «Суммы технологий» до этих эссе). Лем пускается в размышления о том, сбылись его прогнозы или нет и рассматривает положение вещей о затронутых темах на рубеже XX и XXI веков. С одной стороны, читать интересно. Лем даже на старости лет логичен, последователен и креативен. Язык его упростился (хотя, возможно, дело рук переводчиков), поэтому продираться через дебри терминов теперь не придётся.
С другой стороны, всё это уже было в «Сумме технологий», а затем в «Фантастике и футурологии», пусть даже и несколько другим языком. Автор занимается автоцитированием на несколько страниц подряд и это очень утомляет. Сами сборники написаны в разные годы («Тайна...» в 1996, «...бомба» в 1999), задумывались, очевидно, как отдельные сборники, поэтому содержат много глав, посвященных одним и тем же темам. А так как за 3-4 года мировоззрения Лема не сильно изменились, то и мысли, высказанные там, одинаковы. Из-за этого приходится несколько раз подряд перечитывать одни и те же мысли. Иногда даже написанные одними и теми же словами. В общем, если бы коснуться этого произведения, скажем, вместо «Суммы технологий», то было бы интересно. Но как поздние комментарии — они слишком уж объемны для восприятия. Общий объём философского опуса в целом («Сумма» + «Фантастика и футурология» + «Молох» = 2700 страниц) превышает разумные пределы.
В общем, на мой взгляд, ценная вещь только если перед этим НЕ читать ранние эссе автора или если ты, вдруг, изучаешь творчество Лема (хотя, я сомневаюсь, что есть подобные филологи или философы).
Демьян К, 23 января 2013 г.
Просто ужасно. Вот что делает даже с гениями время: через 30 лет после написания эпохального труда «Сумма технологии» автор пытается обсудить те же темы и получается у него просто полная лабуда — какая-то газетная жвачка: одна и та же тема муссируется и раз, и два, и три практически в одних и тех же словах, без прибавления какого бы то ни было смысла — иной раз до тошноты... Понятное дело, даже гениям нужно что-то кушать на старости лет, поэтому гении и подряжаются писать колонки в еженедельники... однако книги лепить из этого вторсырья вовсе не обязательно!
RaiD, 29 марта 2012 г.
Что такое китайская комната? Будущее развитие ИИ, взаимодействие ИИ и человеческой культуры, что нас ждет? Об этом и о многом другом в сборнике Эссе «Тайна китайской комнаты» пана Станислава! Обязательно к прочтению всем кто интересуется наукой ее философскими аспектами, и хочет читать умные книги! Я считаю этот сборник незаслуженно обделенным вниманием, хотя он должен занимать место рядом с трудами Хаббла, Хокинга и д.р известных научных деятелей 20-го века.