fantlab ru

Никколо Макиавелли «Государь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
237
Моя оценка:
-

подробнее

Государь

Il Principe

Монография, год (год написания: 1513)

Аннотация:

Легко и доступно гений описывает на страницах своей монографии основы построения отношений внутри стран и между странами. Опережая своё время на столетия вперёд, Никколо Макиавелли создаёт трактат об искусстве дипломатии, который актуален и в наши дни.

Входит в:

— сборник «Государь», 2006 г.


Похожие произведения:

 

 


Избранные сочинения
1982 г.
Избранное
1998 г.
Государь
2000 г.
Государь
2004 г.
Государь
2004 г.
Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма
2004 г.
Государь
2006 г.
Сочинения исторические и политические
2008 г.
Государь
2009 г.
Государь
2012 г.
Государь
2013 г.
Государь
2013 г.
Государь. Искусство войны
2013 г.
Государь. История Флоренции
2014 г.
Государь
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Государь
2015 г.
Государь
2016 г.
Государь
2016 г.
Государь
2018 г.
Государь. Трактаты, проза, письма
2020 г.
Государь
2023 г.

Аудиокниги:

Государь
2004 г.
Государь
2008 г.
Государь
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Державотворець
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечу, что Макиавелли писал свою книгу для вполне конкретного «государя», в котором видел возможность освобождения и объединения Италии. Под эту цель книга и собрана. Примеры благоденствующих монархов, не посвящавших себя завоеваниям, в книгу не вошли. Примеры государств, столетиями существовавших благодаря мирной политике, в книгу не вошли. Зато книга изобилует примерами жестоких завоевателей. Ровно это, как я понимаю, и ставил целью Макиавелли — побудить местного князька активно, планомерно и как можно успешнее собирать италийские земли. И всё это в условиях, когда итальянской нации как такой не существует. Нет общего самосознания единого народа, одна только феодальная раздробленность.

Как историческая, книга мне очень понравилась. Так и вижу все эти мелкие государства, грызущиеся друг с другом, переходящие из одних рук в другие, и государей, заключающих союзы с кем попало, лишь бы удержаться у власти. И три мощнейшие державы, рвущие Италию на части: Франция, Испания и Священная Римская Империя, она же Германия.

Макиавелли буквально кричит со страниц «Государя»: делай что хочешь, притесняй народ, убивай знатных вельмож, дави, круши, режь, жги, только избавь мою родину от иноземных захватчиков, сотри местные различия, заставь итальянцев чувствовать себя единым народом, влюби их в себя, а через себя — в Италию.

Увы, не получилось. Италия стала единым государством только в 1861 году, три с половиной столетия спустя.

Ещё одной чертой, которую я отметил, является крайне скоромное место, отведённое религии. Что неудивительно, учитывая, что и папа Римский, и император Священной Империи выступают сторонами конфликтов, такими же алчными завоевателями, как и другие. Правда к папам, как к местным правителям, Макиавелли относится лучше, чем к немцам.

Вполне себе интересная историческая книга.

Если же использовать «Государя» как руководство к действию, то начинающему игроку, случайно оказавшемуся на вершине власти в какой-нибудь стране, я бы посоветовал выполнить ряд предварительных условий:

1) уничтожить независимую журналистику;

2) низвести судебную систему до подобострастной прислуги;

3) превратить парламент в «не место для дискуссий»;

4) выхолостить профсоюзное движение;

5) посадить в конституционный суд марионеток, а затем переписать Конституцию как левая пятка пожелает (можно несколько раз);

6) разобщить народ, подавить любые проявления гражданского общества, а самых упорных объявить иностранными шпионами.

то есть загнать страну в Средневековье.

Тогда да, тогда можно начинать управлять по Макиавелли — по средневековой методичке для средневековых государей.

Не уверен, правда, что такая страна найдётся, что найдётся народ, который позволит отбросить себя на пять столетий назад, но мало ли, вдруг подвернётся... Каких только чудес на свете не бывает.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исторический трактат который по сути является «учебным пособием» для правителя. Интересное и поучительное произведение в наше бурное политическое «время перемен».

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Государь» Никколо Макиавелли в некотором роде походит на «Домострой» протопопа Сильвестра. Оба автора обобщенно пишут об универсальных вещах, и потому данные работы в значительной степени остаются актуальными и спустя полтысячи лет, и будут таковыми, пока образ жизни людей не изменится совсем уж коренным образом. Кроме того, трактат Макиавелли отличает сжатое и емкое изложение, не утяжеленное цветастыми оборотами и отвлечениями от темы (ну еще бы, стал бы сюзерен тратить время на чтение растекания мыслью по древу). Благодаря лаконичному языку повествования книга и сейчас воспринимается достаточно легко. А большое число различных исторических примеров являет собой прекрасную иллюстрацию для всех умозаключений автора.

Однако, не смотря на все перечисленные положительные качества, к данной книге стоит относится с большой оглядкой.

Во-первых, этот трактат в полной мере является плодом своего времени. Поэтому всегда необходимо помнить, что в упоминаемой республике для получения права голоса необходимо пройти имущественный, возрастной и половой ценз, а один широкий ряд политических реалий пока что не ушел в историческое небытие, в то время как другому еще только предстоит появиться. Сюда же следует отнести ощутимую заточенность книги под конкретное положение дел в Италии XVI века.

Во-вторых, следует учесть, что сам Макиавелли никогда не правил, а был лишь советником. И абстрактные рассуждения на порядок слабее, чем выводы, полученные на основе реального опыта. С определенного момента я так и видела автора, уютно устроившегося за столом, обложенного книгами и с умным видом указывающего на ошибки того или иного правителя древности. Поток примеров отлично справляется с ролью иллюстрационного материала, но позвольте, примерами можно доказать все, что угодно. Исторические события и случаи стройны и красивы, как задачки в учебнике. Все данные на лицо, сиди да щелкай одну за другой как орешки. Но так легко быть самым умным задним числом, да еще и на бумаге. А действительные ситуации изнутри выглядят совсем не так, как снаружи. И при попытке приложить рассуждения Макиавелли к текущей реальности кажущиеся столь верными соображения превращаются в обобщенные разглагольствования, столь же очевидные, как и бесполезные. Именно ими автор и заканчивает свой труд, не забыв еще раз поклониться светлейшему Князю.

Возможно, если бы я активнее интересовалась политикой, данный труд нашел бы во мне больший отклик. Но я воспринимаю эту книгу не более как продукт определенной эпохи, получающий от этого свои плюсы и минусы. Прорабатывая тему, наткнулась в собственных закромах на монографию Фридриха Великого «Анти-Макиавелли». Думаю, будет весьма любопытно проследить за изменением и развитием политической мысли с течением времени, а так же посмотреть на трактат Макиавелли со стороны реального правителя.

Аудиокнигу слушала в исполнении Владимира Маслакова. Приятный тембр голоса, удобная скорость чтения, грамотная речь и четкая дикция — полный набор профессионального диктора. Единственное, что раздражало — короткие музыкальные вставки в начале глав. Современные композиции постоянно выдергивали меня из эпохи, в которую я погружалась по мере прослушивания каждой из частей. Мелодии Ренессанса вписались бы куда органичнее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно читать в немолодом возрасте (раньше не смог осилить сложный слог автора).

Хорошо «идёт» под нынешнее время.

Весьма своевременно.

Ощущение практического применения нынешними государями рекомендаций автора.

Появляется понимание мотивов правителей в каком-то виде.

Добротный исторический труд.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди, что вы пишете, вы пишете против себя самих? Эта книга инструкция как унижать, убивать, уничтожать, пинать... Здесь прослеживается деление на великих и простых людей. Такой «великий» прочитав эту книгу изощряется над людьми и получает поддежку автора. Правильно что церковь запрещала эту книгу, она против человека, а значит против каждого из нас.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В массовом сознании личность Макиавелли прочно ассоциируется с интригами и предательством, вероломными планами и изощрёнными многоходовыми комбинациями. Когда кого-то сравнивают с этим человеком, то обычно имеют в виду беспринципность, жестокость, готовность пробиваться к цели любыми методами, пусть даже идя по головам. Поистине колоссальное предубеждение. Потому-то сам я книгу до недавнего времени так и не прочитал и вряд ли стал бы. Но, к счастью, стандартный университетский курс политологии включает в себя знакомство с концепциями и воззрениями Макиавелли. А так как ко всяким пересказам и сокращённым изложениям я испытываю патологическое и стойкое отвращение, книга была прочитана полностью и целиком, благо она не очень велика. Перелистнув последнюю страницу, я, натурально, впал в состояние лёгкого недоумения, постепенно перераставшего в полное непонимание. Как, скажите на милость, могло случиться, что имя и наследие столь выдающегося философа и политика оказалось настолько очернено?

В этой книге Макиавелли рассуждает о сущности власти и способах, кои следует применять для её приобретения и удержания. И надо сказать, что методы, предложенные этим «мерзким интриганом», сделали бы честь большинству современных политиков. Да, Макиавелли предлагает действовать решительно, рассудочно, не останавливаясь ни перед чем в попытке сохранить стабильность и благоденствие государства. Конечно, в таком случае благо общее и частное пересекаются далеко не всегда. Но ведь Макиавелли и не полагает террор и насилие единственными методами управления. Напротив, это самые что ни на есть крайние меры, прибегать к которым следует лишь убедившись в бесполезности прочих, более гуманных способов. Но если уж применять, то наверняка, не давая второго шанса, не веря в раскаяние. Разумеется, государство всеобщего счастья нельзя построить на таком фундаменте. Но ведь его и вовсе нельзя построить, счастье для всех, даром, бывает только в сказках. А в реальной жизни приходится иметь дело с настоящими людьми, подверженными порокам и грехам. И совладать с народом, как он есть, можно только так, как предлагал автор. При всём этом во главу угла ставится не личное благоденствие владыки и группки его приближённых, но процветание и мощь всего государства. Как это непохоже на нынешних лицемерных политиканов, за фальшивой кроткой улыбочкой скрывающих непомерные амбиции и алчность.

В итоге, «Государь» — превосходная книга, которая должна стать настольной для всякого политика и управленца, сохранившего хотя бы воспоминание о совести. Очень жаль, что Макиавелли оказался предан анафеме за несуществующие грехи — труды этого выдающегося политолога легко применимы в современном мире и, думаю, ещё долго останутся актуальными.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя год после окончания истфака я-таки добралась до «Государя». Возьму-ка с полки пирожок.

Книга написана в XVI веке. В XVI!!! У меня это не очень укладывается в голове, настолько современно и актуально написанное Макиавелли. И даже не слишком аморально. И очень, очень познавательно!

Я ожидала, что будет тяжело читать, но нет, написано легко и увлекательно.

Даже не знаю, что ещё сказать, прочитайте, и сами многое поймёте.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну не знаю. Если б это была первая книга в таком ключе, которую мне довелось бы прочитать, если б я не стыкался с этим в повседневной жизни, по молодости ещё не осмыслил этого сам или не посмотрел соответствующие фильмы, — тогда, возможно, это произведение и вызвало бы у меня больше восторга. А так мне не понравилось и ничего гениального я не увидел.

Книга бы мне понравилась значительно больше, если бы автор действительно рассуждал о природе власти вообще и жестоких способах её достижения и удержания, так сказать пытался бы раскрывать остальным людям глаза. Но здесь нет этого. Да думающий человек найдёт, что почерпнуть для себя в этом произведении. Но автор не выступает на стороне человечества в попытке снять ему завесу с глаз. Наоборот, действительно с цинизмом, «отбросив политкорректность и прочую шелуху» (как замечено в одном из комментариев) Макиавелли пишет инструкцию своему Государю (а точнее Князю или, ещё лучше, местному князьку) с нравоучениями о видах государств и способах захвата и удержания власти. Книга не предназначалась для масс, наоборот она цинично и открыто учит правителя как согнать людей в стадо и управлять им. При чем автор честно об этом и сообщает уже на первых страницах своего произведения, противным таким заискивающим тоном (у меня даже возникли ассоциации с поджатым хвостом):

»...Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-либо обратиться на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы...»

Да, книга правдивая — в плане действительно правители, властители и небожители так и поступают, плюя на всех остальных. Но автор пытается им в этом помогать. И я не увидел, что «методы, предложенные этим «мерзким интриганом», сделали бы честь большинству современных политиков», как пишут в другом комментарии. Наоборот, автор перечисляет все доступные методы (да кроме террора есть и другие), но в ключе, что для захвата и удержания власти все способы хороши и способ нужно выбирать наиболее эффективный в данной ситуации. Тоесть если достаточно вырезать род предыдущего государя до седьмого колена то вырезать только их, если проще дать народу какие-то попущения в виде закона, то дать попущения, а если ясно, что это не поможет, а намного эффективнее вырезать недовольных — значит государю необходимо поступать именно так; если проще пообещать, а потом кинуть — значит так тому и быть, и тут же подводится обоснование: а что? все так делают, ибо все люди злые, подлые и склонны к обману. Действительно автор не учит щемить народ как самоцель, автор учит использовать его в тихую и действительно пользоваться мирными методами, пока они более эффективны. Но не из гуманизма, а просто потому, что как ни странно через законы и нормальные условия жизни эмпиричным путем проверенно — можно достичь более стойкого результата.

Злая и вредная книга. Власть как самоцель. Власть не может быть без войны. Если сосед ослаблен — не жди пока он окрепнет, а приростай свое государство пока благоприятный шанс. Думаю, если это как писали в комментах «гениальная» книга — мы бы не вылезали из войны; боль, кровь и разруха за своего Государя. А так и было во времена Макиавелли. И напоследок еще несколько «гениальных» цитат:

-...Но когда государь ведет многочисленное войско, он тем более должен пренебречь тем, что может прослыть жестоким, ибо, не прослыв жестоким, нельзя поддержать единства и боеспособности войска

-...Здесь уместно заметить, что добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также, как и дурными, поэтому государь, как я уже говорил, нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибо та часть подданных, чьего расположения ищет государь, — будь то народ, знать или войско, — развращена, то и государю, чтобы ей угодить, приходится действовать соответственно, и в этом случае добрые дела могут ему повредить.

-...Однако многие полагают, что мудрый государь и сам должен, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться в еще большем величии. (Кстати, удивительнейшим образом налагается на политику США, и в особенности на историю с башнями близнецами, не находите?)

И напоследок о взгляде автора на женщину: — ...ибо фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, — подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно гениальная книга!В последнее время термин «макиавелизм» усилиями либеральных сми по всему миру превратился в синоним чего-то циничного и жестокого, но только лишь для тех, кто эту книгу прочитать так и не удосужился. Не смотрите на год ее создания. Она будет актуальна всегда, потому что ее автор каким-то чудом прикоснулся к космосу.

Отбросил политкорректность и прочую шелуху, Макиавелли создал вечный шедевр, самоучитель не только для королей, царей, генеральных секретарей и президентов, но и для любого, даже самого обычного человека. После ее прочтение начинаешь совершенно по-другому оценивать новости по телевидению, информацию в интеренете. Будто бы пазл в твоей голове неожиданно сходится и ты выходишь на другой уровень. Раньше ты знал ЧТО происходит, а после прочтения «Государя» ты знаешь ПОЧЕМУ это происходит и после этого тебе намного легче понять К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЕТ. А это уже мудрость.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга является одним из лучших произведений о власти. На менее чем сотне страниц автор полностью раскрывает тему борьбы за влияние, параллельно проводя экскурс в историю итальянского Ренессанса (кстати любителям Assassins Cread: Макиавелли обожает Чезаре). Читается быстро, легко и понятно. Всем политикам рекомендую. У меня только один вопрос: каково фига эта книга делает на Фантлабе? Это не фантастика, а проза жизни.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отзыв Наполеона о Макиавелли («Мысли и максимы узника Святой Елены»)

«Макиавелли может говорить все, что ему заблагорассудится; но крепости не стоят благосклонности людей».

«Фридрих взял на себя труд опровергать Макиавелли еще до того, как стал королем; после он справился бы с этим лучше. Этот Макиавелли описывал лишь гротескных тиранов».

:))) «Когда боль и дела покидают меня, я перечитываю Макиавелли, и теперь еще больше убежден, что он не смыслит ничего».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх