Конни Уиллис «Письмо от Клири»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Маленькая девочка живет с семьей далеко в горах. Ее папа запрещает ей шляться по дорогам и оставлять следы на снегу, а старший брат раньше чуть не пристрелил по ошибке из винтовки, когда увидел ее силуэт в лесу поздно вечером. Девочка шла со старой почты, где любила копаться в старых письмах и журналах среди упавших книжных шкафов и мусора, которым играл ветер. Однажды она приносит домой недоставленное письмо от тети Клири, которое та написала много лет назад. Семья вскрывает конверт и на несколько минут погружается в мир, который они потеряли…
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, July 1982», 1982 г.
— антологию «Isaac Asimov's Space of Her Own», 1983 г.
— антологию «The 1983 Annual World's Best SF», 1983 г.
— антологию «The Nebula Awards #18», 1983 г.
— сборник «Fire Watch», 1984 г.
— антологию «Tales from Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», 1986 г.
— журнал «Знание-сила 1987'10», 1987 г.
— антологию «Грань тьмы», 1989 г.
— антологию «New Skies: An Anthology of Today's Science Fiction», 2003 г.
— сборник «Вихри Мраморной арки», 2007 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— сборник «The Best of Connie Willis: Award-Winning Stories», 2013 г.
— антологию «Futuredaze2: Reprise», 2014 г.
— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.
— антологию «Ноябрьский марафон Научной Фантастики 2021», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1982 // Рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1983 // Рассказ. 3-е место | |
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (рассказ) |
- /языки:
- русский (4), английский (17)
- /тип:
- книги (18), периодика (2), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Корженевский (4)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Marsianin-2000, 16 февраля 2025 г.
Психологи утверждают что есть 5 стадий принятия неизбежной утраты. Ну там — гнев, отрицание, и т.д. А здесь ребенок, ну или подросток пытается показать взрослым, что принимать неизбежное необязательно — с ним можно жить и вспоминать то хорошее что было раньше. Для ГГ его поведение это защитная реакция на происходящее. И письмо это тот ключ в прошлое, который дарит ГГ какую-то надежду, и бредит раны взрослым. Весьма грустный рассказ. Но такие тоже нужны.
Sergio Blanc, 22 мая 2022 г.
Рассказ получил в 1982 году премию «Небьюла». Он о том, как люди, пережившие ядерную катастрофу пытаются забыть об этом. Не получается.
Атмосферный, этюдный текст, которому чуть не достаёт глубины и развития, на мой непросвещённый читательский взгляд.
mputnik, 21 декабря 2018 г.
Н-да. Хороший рассказ. Талантливый автор. Вот только... к теме постапокалиптики — он никакого отношения не имеет. Эти антуражные штрихи — всего лишь фон, очень грамотно автором обыгранный. И не просто грамотно, а — я бы сказал — издевательски грамотно. Специфически тонко — укол прямо в Подсознание, прикрывшись дымовой завесой традиционной душещипательной семейной прозы.
Уже сам приём «подачи текста от лица подростка» должен был бы опытного читателя насторожить. Что-то тут не так, с этими живописаниями ужасов постапокалиптических реалий, потому как и ужаса-то никакого нет. Есть конфликт. Четкий, зримый, рельефный конфликт мироощущений, миропониманий и — как следствие — мировоззрений. С одной стороны — подросток, от лица которого идёт повествование, а с другой — мир «выживших взрослых», назовём его так. Хотя — конечно же — возраст тут абсолютно не при чем.
Можно долго и нудно пояснять, о чем, собственно, речь. А можно — привести пару цитат, емких и ярких, которые все пояснят гораздо проще и эффективнее. Цитата первая: «...Существует всего три базовых греха: сожаление о минувшем, неприятие настоящего и страх перед грядущим. Все прочие прегрешения человечества — есть суперпозиция этих трёх...». И — вторая: «...Расцерковление Души автоматически означает ее демонизацию, ибо третьего — не дано...».
И вот эта вторая — она такая же «провокационная», как и авторское сюжетное решение в рассказе в целом, и нужна она именно для того, чтобы — аки фокусник — щёлкнуть пальцами и возопить: «Да не при чем тут — ни Религия, ни Вера, ни Культ, речь — вообще — НЕ ОБ ЭТОМ! Дайте себе труд — задуматься и понять!».
Человек — в годину испытаний — не может оставаться «сам в себе» и «сосредотачиваться на выживании», не помышляя о Свете, Чистоте и Надежде. Ибо в таковом мире — который «планируется» на этом пути — места Человеку нет. Это мир животных. Мир бездушных биологических конструкций
Lyolik, 8 декабря 2010 г.
В отзывах об этом рассказе обычно отмечают вынесенное в заголовок письмо. Это действительно эффектный ход. Безобидное письмо из прошлого подобно взорвавшейся атомной бомбе меняет сложившейся уклад жизни возможно последних людей на земле. Яркое напоминание, что слова страшнее ружей и тоже убивают. Но как мне кажется, многие за этим ходом просто не замечают других достоинств рассказа.
Рассказ написан от лица подростка в форме школьного сочинения на тему «как я провел лето». Надо признать, что «лето» было как минимум грустным. Снег так и не растаял. Мародеры напали на дом, забрали всю еду и совершили убийство. Чуть не убили свои, приняв в темноте за врага. Отец застрелил собаку, которая могла навести на их убежище. Разве так должен проводить лето среднестатистический подросток в США? Конечно нет. Должны быть пикники, пляжи, вечеринки и теплые лунные ночи. Этот рассказ крик отчаяния, который многие не могут или не хотят услышать.
За три года до этого рассказа Уиллис сочинила «Розу, на Солнце» -- рассказ на схожую тематику. Его можно считать первой и относительно неудачной попыткой раскрыть причину подросткового бунта. Быть может своим успехом именно этот рассказ обязан Карибскому кризису 1962-го года? В том году Уиллис была в возрасте своих героинь и наверняка вместо обычных развлечений была вынуждена окунуться в параноидальный мир взрослых, балансирующий на грани уничтожения и перенесла те свои чувства на бумагу.
Как мне кажется эта вот искренность, вкупе с эффектным ходом и превращают данный рассказ в достойного обладателя премии премия Небюла-1982.
Al_cluw, 16 мая 2015 г.
Cборник «Вихри Мраморной арки», то ли сама Уилсон поделили рассказы на условные части, то ли редактор книги, но это оказалось любопытно. Если первых 4 рассказа условно отнесены в раздел «•Прогноз погоды», то здесь второй раздел «•Частная переписка». Опять апокалипсис, только теперь Последние Люди на Земле (или не совсем люди). Но в отличии от предыдущего рассказа (там- подумавши, признаю что занизил оценку, — атмосфера передана очень хорошо,) этот рассказ понравился больше. Тоже атмосферно, но присутствует некое сообщество, нарисованное всего лишь набросками, пунктиром, и есть места, где можно даже улыбнуться при чтении.
В общем, твердая 6
kkk72, 27 марта 2011 г.
Сколько всего уже написано на тему ядерной войны и ее последствий. Тем не менее, Конни Уиллис смогла придать достаточно заезженному сюжету новое звучание. Удачным литературным ходом стала находка главной героиней письма, пришедшего из прошлой, вполне благополучной эпохи. И на этом фоне очень остро чувствуется понимание безвозвратной потери прежнего мира с его маленькими радостями и тревогами. И совсем по-другому выглядит описание быта семьи, выжившей после глобальной катастрофы. Несколько режет глаз набившая оскомину причина катастрофы — нападение Советского Союза. Впрочем, в те годы это действительно было самой реальнрой угрозой. Так что этот рассказ — тоже своеобразное письмо из прошлого.
kadim, 27 января 2012 г.
Очень посредственный рассказ на тему «как мы жили после бомбы», я бы даже сказал «женский постядерный рассказ». Есть несколько приятных деталей, таких, как ожоги на руках у девочки и страх мамы, чтоб это не было лучевой болезнью, удачно про «паранойю – убийцу номер один», но если смотреть в целом – очень средненько… Премия, скорей всего из политкорректности, как женщине-писателю.
armitura, 16 марта 2009 г.
Обычный средний постапокалиптический рассказ. Не очень пугающий, без сильного психологизма. Скорее, зарисовка из жизни последней семьи на Земле, бытовая ситуация, никуда не ведущая. Такой, знаете, рассказ-настроение. Беда вот только в том, что и настроения-то особого он не создал. При всей моей любви к постапокалиптике.
UraN2, 29 марта 2009 г.
По моему очень грустный рассказ о жизни одной семьи после ядерной войны. Этакая зарисовка их повседневной жизни, и краткие зарисовки того, как они выжили. Но он еще и о том, что они больше никогда не будут жить как прежде, они потеряли родных и близких, они потеряли все. И только письмо от их родных, которое нашла девочка на заброшеной почте погружает всю семью в мир, которого уже никогда не будет
drogozin, 22 июня 2009 г.
Необычный взгляд на стандартный (по меркам НФ) постъядерный мир в декорациях Fallout.
Лёгкими штрихами автор рисует яркую психологическую картину, сила которой в обыденности и приближённой к читателю точке зрения (со стороны простого человека). Описанный звонок из прошлого — действительно сильный, пробирающий до костей ход.
Один из лучших рассказов Уиллис (пусть и без каких-то идейных откровений), заслуженно получивший премию Nebula.
ozor, 27 августа 2008 г.
Несмотря на распространенность темы среди НФ-авторов (вспомним А.Бестера, скажем), Конни удалось внести свою лепту в её раскрытие.