fantlab ru

Брайан Олдисс «Суперигрушек хватает на всё лето»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
244
Моя оценка:
-

подробнее

Суперигрушек хватает на всё лето

Supertoys Last All Summer Long

Другие названия: Super-Toys Last All Summer Long; Замечательные игрушки на всё прошлое лето; Игрушки

Рассказ, год; цикл «Суперигрушки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Близкое будущее. Земля. Три четверти перенаселенного мира голодает. Окончательное перенаселение сдерживается строгим контролем над рождаемостью. Чтобы родить ребенка требуется разрешение правительства. Генри и Моника Суинтон подали заявку в Министерство населения на зачатие ребенка...

© sham
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

По мотивам этого рассказа в 2001 году была снята известная кинолента Стивена Спилберга «Искусственный интеллект». Два последующих рассказа из цикла были написаны специально для сценария этого фильма.


Входит в:

— сборник «The Moment of Eclipse», 1970 г.

— антологию «Festival Almanach», 1983 г.

— сборник «Best SF Stories», 1988 г.

— сборник «Science Fiction Blues», 1988 г.

— антологию «Злодей», 1990 г.

— сборник «Суперигрушек хватает на всё лето», 2001 г.

— журнал «Если 2002'4», 2002 г.

— антологию «Глубина. Погружение 17-е», 2019 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.


Экранизации:

«AI: Искусственный разум» / «Artificial Intelligence: AI» 2001, США, реж. Стивен Спилберг



Похожие произведения:

 

 


Злодей
1990 г.
Суперигрушек хватает на все лето
2007 г.
Суперигрушек хватает на все лето
2007 г.

Периодика:

Если № 4, апрель 2002
2002 г.

Издания на иностранных языках:

The Moment of Eclipse
1970 г.
(английский)
The Moment of Eclipse
1972 г.
(английский)
Festival Almanach
1983 г.
(немецкий)
We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» — это действительно сильная и продуманная фантастическая история, которая, несмотря на возраст, кажется актуальной и даже предвосхищающей наше будущее. В отличие от классической космической фантастики, которая всё ещё остаётся далёкой, рассказы о роботах и взаимодействии с ними уже не кажутся такими фантастическими — скорее, это предзнаменование того, что ждёт человечество в ближайшем будущем.

История разворачивается в перенаселённом мире, который на первый взгляд может показаться антиутопией, но по мере чтения воспринимается почти как утопия — технологии позволяют людям создавать иллюзии и жить в виртуальных декорациях, компенсируя реальную скученность и тесноту. В центре внимания находятся дети, и рассказ повествуется с их точки зрения, что добавляет истории особую глубину.

Одной из ключевых тем является отчуждение между родителями и детьми — родители настолько заняты, что не замечают своих детей, а дети страдают от одиночества и нехватки внимания. Этот мотив повторяется через вопрос, который задают дети: «Я настоящий? А ты настоящий?» Этот вопрос становится ещё более важным, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выясняется, что ни один из детей в истории не является настоящим — они роботы, поскольку в перенаселённом мире родителям приходится ждать очереди, чтобы завести настоящего ребёнка.

Этот неожиданный поворот превращает рассказ из лёгкой утопии в более мрачную антиутопию, обнажая ужасы перенаселённого будущего и социальной изоляции. Что особенно интересно, так это то, что роботы-дети, несмотря на свою искусственность, демонстрируют больше человеческих качеств, чем взрослые. Взрослые описаны как «автоматизированные», они живут рутинной, почти роботизированной жизнью, в то время как роботы-дети проявляют живые эмоции и переживания.

Этот контраст между роботами и людьми, а также общие вопросы об истинной человечности и об отношениях в мире будущего делают рассказ особенно интересным. Он читается как мрачное предупреждение о том, каким может стать наш мир, если технологии и перенаселённость выйдут из-под контроля.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что фильм не смотрела, и как то желания нет смотреть.

Генри и Моника Суинтон живут в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Их квартира располагалась внутри гигантского жилищного конгломерата. Окна наружу в апартаментах отсутствовали — кому захочется смотреть на перенаселенный внешний мир.

Согласитесь, это жуть. Многие люди страдают Клаустрофо́бией, это иррациональный психопатологический симптом, если прибавить туда еще полностью виртуальный мир, да они там все психи, получается? Как в таких условиях захочется размножаться? Как это понимать — «смотреть на перенаселенный внешний мир»? На данный момент, да, количество населения увеличивается на земном шаре, и в то же время количество неизлечимых болезней, как и их прогрессирование также, не уменьшается. Добавьте еще то, что с конца шестидесятых годов 20-го века и до 2017 года новых антибиотиков не нашли, в 2018 году что то там насинтезировали, но... что то этот новый синтез нового антибиотика не виден в аптеках. И так далее... и тому подобное...

Другое дело Дэвид и Тэдди. Мне, честно говоря, очень тяжело осознавать, почему у Дэвида возник вопрос «я настоящий?» Такое впечатление, что настоящие это Дэвид и Тедди, а вот Генри с Моникой какие то биороботы. Моника вообще, создает впечатление инфантильной особы с эмоциональным дефектом. Потому что наблюдая за деятельностью организаций защиты прав собак и кошек, то уверена, какие нибудь пройдохи придумали бы организацию по защите биосинтетических созданий.

Соглашусь с god54, идея хороша, а вот психология и все остальное — нет. Потому что наверное я не смотрела фильм. Брайану Олдиссу повезло, что сняли фильм по его произведению, не даром он расписывает и заинтриговывает вначале об экранизации.

Настоящий или нет? вот в чем вопрос. Тедди — Настоящий. Дэвид — Настоящий. Моника и Генри — НЕТ!

Спасибо за совет aiva79

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень двойственное впечатление оставляет рассказ. С одной стороны — замечательно придуманная ситуация, право, на грани гениальности, и не удивительно, что Стэнли Кубрик загорелся идеей постановки фильма. С другой стороны — полное отсутствие сюжета (поскольку ситуация не предполагает динамики, движения персонажей) и довольно нелепый социальный фон.

Возможно, в 1969 году англичанину Брайану Олдиссу в самом деле казалось, что всегда так и будет: белые сахибы будут жрать, жрать и жрать от скуки, а неполноценные расы будут помирать от голода и над всем этим будет маячить призрак перенаселения. Но это чрезвычайно наивное, примитивное представление, поскольку уже 1968 год показал, что белых сахибов в будущем будет интересовать не столько жратва, сколько адреналин в крови. Да и насчёт страстного желания завести детей Брайан Олдисс, мягко говоря, погорячился. Это у них, у писателей того поколения, как правило, бездетных (нежелающих заводить детей), просто какое-то наваждение. Они почему-то были уверены, что что все вокруг (кроме них самих, разумеется) стремятся народить как можно больше детей и вот-вот наступит ужас перенаселения. Этот мотив и у гомосексуалиста Диша, и у гомосексуалиста Дилени, и у бездетного Браннера, и у бездетного Олдисса и у бездетного Шекли и у Гарри Гаррисона, и вообще у кучи вроде бы умных литераторов. Прям ментальное затмение на них...

Олдисс, значит, показывает нам пару жестоких самовлюблённых эгоистов, равнодушных ко всему на свете, кроме своего комфорта, и вдруг, когда им сообщают, что им разрешено повесить себе на шею новорожденного с кучей детских забот, они бросаются друг к другу в объятия со слезами счастья... Ой, не верю, ой халтура...

Но если от этих нелепостей отвлечься, то рассказ очень сильный, мощный и финал ударяет по читателю очень сильно.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея рассказа просто великолепная и очень оригинальная. А какая психология могла бы получиться?!. Вот именно могла бы получиться, но не получилась. Механистическое перечисление фактов, намеки на психологию и разорванные фрагменты сюжета. Одним словом спасает довоображение и, конечно, фильм, который здорово мешает в восприятии рассказа.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне неохота копаться в личной жизни писателя, поэтому просто напишу свои впечатления о рассказе. Заинтерессовался рассказом благодаря экранизации. Фильм Спилберга Искусственный интеллект считаю безусловным шедевром кинофантастики. Посмотрел его ещё в год выхода, и с той поры периодически пересматриваю почти каждый год. Вот уж где слезу вышибает так вышибает. К сожалению рассказу этого сделать не удалось. Из общего с фильмом только имена героев и тема маленького робота в семье. Ну примерно как у рассказа Филипа Дика Из глубин памяти и фильма Вспомнить всё. Ни в коем случае не хочу принизить заслуги Олдисса в фантастике, когда-то (лет 25 назад) зачитывался его Долгими сумерками Земли и Без остановки (в самых первых изданиях на русском). Но вот данный рассказ ну совсем не впечатлил. В плане психологии довольно поверхностно, переживаний ноль, объём рассказа мизерный. Тот случай, когда много лет мечтал прочитать оригинал, а прочитав, просто недоумённо пожал плечами, ухмыльнулся и к вечеру уже с трудом его вспоминаю. Продолжения — ещё 2 рассказа — на том же уровне...

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

просто потрясающий рассказ. Действительно шедевр, без всяких скидок. Прекрасный образец того, как вышибить из читателя слезу коленкой и оставить приятное впечатление серьезного рассказа, не скатившись при этом до состояния розовых романтичных соплей.

Восхитительный рассказ.

Такие дела.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изумительнейший, сочный, выразительный рассказ, который запал в сердце настолько, что по просшествию столького времени я, не перечитывая, могу смело и без доли лжи писать этот отзыв. Произведение небольшое, но идея влита в смысл, перевита составляющими чувств и логики настолько, что получается гармоничное целое, живое и во многом непредсказуемое. Браво!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, честный. Но в то же время — страшный. Действительно, он заставляет задуматься, а насколько, собственно говоря, мы все настоящие? И что вообще является «настоящим»? Что и для кого? А если мы тоже являемся лишь эмуляцией, равно как все наши чувства, желания, стремления? Пожалуй, еще более глубокая тема, чем теория «матрицы» и «настоящего мира», открывшаяся Нео... После прочтения первого рассказа из трилогии «Суперигрушек» какое-то время не хочется ничего, даже продолжения во втором и третьем рассказах. По силе эмоционального воздействия на меня я ставлю этот рассказ на один уровень с концовкой романа «Замыслил я побег» Юрия Полякова. Примерно то же самое смятение где-то внутри возникает, наталкивающее на философские размышления.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх