Ярослав Гашек «О святом Гильдульфе»
Задолжав старосте Обервашберенталя — содержателю местного трактира — за еду и ночлег и не имея возможности заплатить, бродячий подмастерье-маляр получил предложение на выбор: либо отправиться в тюрьму, либо нарисовать какого-нибудь святого, грозящего проклятым соседям из Унтервашберенталя...
Первая публикация: «Дельницки календарж» («Календарь для рабочих» — издание чехословацкой социал-демократической партии), 1909 г.
Первая публикация на русском языке в журнале «Наука и религия», № 7 за 1962 год, стр. 58-61. Рисунки Ф. Терлецкого и Ю. Владимирова. Тираж 127 765 экз.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 30 июля 2014 г.
Очередная блистательная зарисовка Ярослава Гашека на тему как создавались образы локальных (местных) святых. Всё до банальности просто — конфликт меж селениями, и на тебе — новый идол для поклонения...
«Тирольское селение Обервашберенталь раскинулось у перекрестка дорог. Само по себе это обстоятельство не представляло бы ничего достопримечательного, но на том перекрестке стоит столб, а на столбе висит образ святого с бичом в руке. А внизу подпись: «Heiliger Hyldulf, ora pro nobis!»
Образ этот не лишен занимательности, поскольку святой Гильдульф указывает своим бичом на селение Унтервашберенталь, будто грозит ему. Примечателен он и тем, что нарисовал его бродячий подмастерье-маляр, когда оказался в неоплатном долгу у старосты Обервашберенталя — содержателя местного трактира. Не в состоянии заплатить, он оказался перед выбором: либо согласиться на предложение старосты и нарисовать «какого-нибудь святого, который грозил бы бичом Унтервашберенталю, где все село сплошь мерзавцы и враги обервашберентальцев», либо отправиться в тюрьму.»