Пип Баллантайн, Ти Моррис «Министерство особых происшествий»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк )) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Искусственный интеллект | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
Англия, конец XIX века. Веллингтон Букс — архивариус Министерства особых происшествий — похищен. Его спасает оперативный агент Элиза Д. Браун — полная противоположность Букса и любительница использовать динамит. Однако, на этот раз она уничтожила очень важные вещи.
В качестве наказания, директор Саунд отправляет её в скучный архив к Буксу. И препирались бы наши герои очень долго, если бы мисс Браун не наткнулась на одно забытое дело, где есть трупы без органов, заговор и её бывший напарник Торн, которого засадили в психушку за слишком активное расследование действий Тайного общества...
Входит в:
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Научная фантастика (1 251 голос) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ando8, 9 февраля 2016 г.
Брался за эту книгу с большими надеждами. Еще бы, стимпанк,
»...приключения, от которых захватывает дух
...технологии, невиданные для эпохи паровых двигателей
...викторианские герои и злодеи...»
Разочаровался.
Стимпанк здесь, что называется, пришит белыми нитками. Он есть только для того, чтобы он был. На сюжет не влияет никак. Антуража не создает вследствии скупости и туманности собственного описания. Он совершенно не к месту и абсолютно нелогичен. В этот мир не веришь. То, что авторы местами упоминают стимпанк — исключительно коммерческий ход с целью «окучить» соответствующую аудиторию.
Мир этой «Викторианской эпохи» практически не описан. Не то, чтобы, как говорится, скупыми мазками, нет, вообще никак.
Авторы старались придать героям индивидуальность. Вернее они думали, что стараются. Не получилось. Веллингтон и Элиза безликие и шаблонные. Остальные герои вообще никакие не герои, а призраки в туманном Лондоне, которого нет.
Сюжет прост и нелогичен, да и банально скучен.
Если читаешь хорошую книгу, то практически сразу возникает «эффект погружения». Ты начинаешь жить вместе с героями и сопереживать им. В нашем случае я прочитал половину романа, но предложения так и не выстроились в картинку. Это просто текст. Коммерческий проект, не заслуживающий никакого внимания.
Anphisa, 23 января 2018 г.
Наглядный пример, как из отдельных интересных деталей собрать сумбурное скучное нечто.
Единственное достоинство книги — главные герои. Точнее даже герой, потому что героиня Мэри Сью обыкновенная 1 шт. Герой шикарен. Биография, манера вести себя, внутренние монологи, действия. Такое ощущение, что придумав его, авторы просто устали, потому на внятный сюжет сил уже не хватило. Но за образ — спасибо. Всегда приятно встретить в литературе настоящего джентльмена.
Stirliz77, 27 мая 2012 г.
Господи... на какие только жертвы приходится мне идти ради королевы, империи и тех негодяев-англичан, которые в ней живут.
Человек всегда хотел познать окружающий мир и выяснить, почему различные процессы и явления в нём протекают так, а ни иначе. Стремился разгадать глубинную суть вещей. На первых парах знаний катастрофически не хватало и их место легко занимала вера в сверхъестественное, боги сидели на небе, в воде и под землей и всё в мире происходило лишь по их указке. Вставало солнце и зажигались звезды, шли дожди и падал снег, пели птицы и жужжали пчелы, рождался и умирал человек — и за всем этим стояла воля богов. Но постепенно человек стал познавать природу и её законы, перестал ждать от неё милостыней и начал брать всё для него потребное. Научная мысль, опирающаяся на теоретические знания и научный эксперимент пришли на смену слепой вере — настала эпоха Просвещения. Она принесла человечеству неисчислимые блага и такие же неисчислимые беды. Человек побеждал болезни и варварски уничтожал природу и себе подобных, он изобрел пенициллин и пулемет Максим, теплый ватерклозет и ковровые бомбардировки, вакцинацию и горчичный газ. Многие из тех, кто видел в техническом прогрессе скорейшую возможность построения рая на земле, с ужасом стали замечать, что, идя этой дорогой, вместо рая вполне можно ожидать попадания в ад. Наука в их глазах быстро утратила ангельские одежды и, вместо надежды, стала рождать лишь страх. На волне научно-технического прогресса, захлестнувшего мир на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, подняло голову новое направление художественной литературы — фантастика, которая долгое время после возникновения играла роль рупора новейших научных достижений и идей. И что самое характерное, именно в её среде возник образ безумного ученого, стремящегося обратить научные знания во вред людям или даже пытающегося уничтожить Землю. Этот весьма притягательный образ стал пользоваться настолько большой популярностью у писателей-фантастов, что довольно быстро превратился в расхожий штамп, который до сих пор не сходит со страниц книг и вполне уверенно чувствует себя на киноэкранах и экранах телевизоров.
Многие считают, что работа архивариуса — это совершенно не героическое занятие. Да и откуда там, казалось бы, взяться героизму? Сидишь себе с утра до вечера среди стеллажей забитых пыльными папками, книгами и прочей бумажной ерундой, сортируешь, каталогизируешь, изредка выдашь что-нибудь на руки или соберешь использованные материалы. И всё. Тишина, спокойствие, медитативность. В большинстве случаев, у обычных архивариусов, всё так и происходит. Но не всем архивариусам так везет. Если тебя зовут Веллингтон Торнхилл Букс и ты работаешь архивариусом в Министерстве особых происшествий, подчиняющемся Её Величеству королеве Виктории, то есть большая вероятность того, что вместо спокойной и неспешной аналитической работы в тихом и уютном малолюдном хранилище ты получишь полный комплект синяков, ссадин, ушибов, сотрясений мозга и даже контузий. И ведь ничего бы не было, если бы не та итальянка, а потом похищение, Антарктида, эта несносная и такая бесстрашная штучка Элиза Д. Браун с её пистолетами, динамитом и жаждой разрушения... И как бы было хорошо, если бы после всего случившегося, доктор Саунд не сослал бы эту несносно-бесстрашную мисс Браун для отбывания наказания как раз в наш горячо любимый архив. Напарником, так сказать. Для исправления. Только вот чьего «исправления»?
Стимпанк — как много в этом слове для сердца моего слилось... Помню как довольно давно, начитавшись киберпанка за авторством Уильяма Гибсона, я купил купил толстый томик в мягкой обложке, где в авторах значился не только он, но и ещё одна «икона» киберпанка — Брюс Стерлинг, о творчестве которого я в то время только слышал. Два ТАКИХ автора под одной обложкой! Каково же было моё удивление, когда вместо киберковбоев, искинов, имплантов, наркотиков и сети, я обнаружил викторианский Лондон, паровые двигатели, разностную машину Бейбриджа и прочее, и прочее, и прочее... Так в мою жизнь вошел стимпанк, вошел и поселился там на правах полноценного хозяина. Жаль только, что профильной литературы попалось мне до обидного мало: кроме «Машины различий» можно вспомнить разве что сборник «Стимпанк» Пола ди Филиппо, первые два романа о Нью-Кробюзоне Чайны Мьевилля да «Небесный суд» Стивена Ханта, хотя последние двое не в полной мере попадает под определение парового панка. Теперь на этой скромной, засыпанной угольной пылью полочке появилась ещё одна книга — «Министерство особых происшествий». Хотя и она, на мой взгляд, немного отходит от заданного Гибсоном и Стерлингом канона.
Так что же такое создали Баллантайн и Моррис? В принципе, если зрить в корень, то это конечно же стимпанк. Ведь есть и викторианская Англия, и разностные машины в ассортименте, и дирижабли, и паровые роботы, и даже паровой бармен, превосходящий по скорости обслуживания трех обычных живых барменов. Все эти детали бережно и со вкусом упакованы в яркую и шуршащую приключенческую обертку и поданы на читательский суд. Происходящее на страницах книги более всего мне напомнило виденное на телевизионном экране — по своей манере более всего роман напомнил мне фильмы Гая Ричи о Шерлоке Холмсе и фильм «Лига выдающихся джентельменов». Хотя и в литературе подобные сумасшедшие приключения встречались мне у Ника Поллотты в его «Боге кальмаре». К тому же авторы приправили своё блюдо небольшой щепоткой постмодернизма — в перечне дел мисс Элизы Браун упоминается «разрушение базы капитана Нэмо и потеря всех чертежей его «Наутилуса». Градус действия в тексте, довольно высокий уже в самом начале, ближе к финалу лишь ещё больше повышается, благодаря чему последняя треть книги, повествующая о поездке в гости к доктору Хавелоку, читается просто влет.
Герои у авторов тоже получились весьма удачные. Их образы — это образы типичных кинематографических напарников, где каждый из них своими достоинствами дополняет недостатки партнера. Он, Веллингтон Торнхилл Букс — истинный джентельмен и сын своей эпохи, умен, утончен, изобретателен, обладает аналитическим мышлением, хотя и терпеть не может пистолеты. Она, Элиза Д. Браун — дитя колоний, точнее Новой Зеландии, считает что «путь к сердцу мужчины лучше всего прокладывает пиво»; богата, не лишена вкуса, но к тому же обладает взрывным темпераментом и богатой коллекцией холодного и огнестрельного оружия, которую обожает пускать в ход; больше она любит лишь взрывчатку. Вот такие лед и пламень встретились друг с другом и надо же такому случиться, что именно в темных подвалах буксовского архива Элиза нашла ключи к давно забытому незаконченному делу об «убийствах со свежеванием и переломами», расследуя которое её бывший напарник Гаррисон Торн попал в Бедлам. Противостоят им вполне традиционые злодеи: Дом Ашеров (постоянно маячит на заднем плане) — транснациональная преступная корпорация, и «Общество Феникса» (основной противник) — древний орден, который строит планы по изменению мирового порядка. Глава ордена — мегаломаньяк и безумный ученый в одном лице, его приспешники — гады, извращенцы, грязные шовинистические свиньи и вообще моральные уроды из высших слоев британского общества. Всех этих явно асоциальных личностей им надо победить, коварные планы разрушить, мир спасти — и всё это в тайне от начальства, считающего, что Браун целыми днями перевоспитывается в архиве.
Итог: очень приятное приключенческое произведение, написанное с юмором и очень легко читающееся. Самое то, что нужно для отдыха и развлечения. Глубоких мыслей здесь нет, зато есть глубокие подземелья. У нас издают не так уж много стимпанка, чтобы можно было пройти мимо этой книги. Рекомендую.
Yunga, 31 марта 2014 г.
Эта книга попалась под руку совершенно случайно, но впечатление после себя оставила очень приятное. Этакий остросюжетный роман aka приключения в стиле стимпанк. Забавная парочка главных героев, не ахти какая оригинальная, но именно здесь вполне на своем месте. Вселенский (ну почти) ... всебританский заговор. Конфликт «коренных» и «понаехавших». И, конечно, атмосфера. Атмосфера самого министерства, со вполне узнаваемой бюрократией, атмосфера викторианской Британии, знакомая по стольким произведениям, что всего и не вспомнить. Сюжет, простой и предсказуемый, как и должно быть в приключенческом романе. Динамичное повествование, которое носит героев по Лондону и его окрестностям. Все, что нужно, чтобы вспомнить те непередаваемые детские впечатления от Жюля Верна и Луи Буссенара.
Не скажу, что буду перечитывать. Хотя продолжение цикла прочитаю с удовольствием.
Не скажу, что буду рекомендовать. Хотя читается хорошо и впечатление оставляет забавное.
Не скажу, что шедевр. Но книжка легкая, динамичная, приятная, то, что нужно, чтобы развлечься и отдохнуть.
starik, 23 января 2012 г.
Викторианская Англия. Лондон. Стимпанк.
Мир достиг значительного технического развития вследствие развития паровых машин. Осуществляются запуски космических ракет, дирижабль способен за пару часов прибыть из Англии в Антарктиду. В наличии имеются Министерство особых происшествий, агенты которого занимаются расследованием всего эдакого, несколько жутко таинственных организаций, каждая из которых преследует свою цель, от свержения королевы, до уничтожения Англии как государства. Описано достаточно большое количество «паровой» техники («паровой» в кавычках потому, что в стимпанке подразумевается пара как движитель, но в романе есть ряд техники, для которой пара вряд ли может сгодиться (ниже напишу).
Роман написан достаточно бодренько. Но где-то посредине проседает и становится немного скучно. Главные герои — агенты упомянутого Министерства Веллингтон Букс (эдакий ботаник,
Техника: мощные дирижабли, как я уже писал, мельком упоминается даже ракета, которую запускали в космос, несколько видов оружия, аналитическая разностная (так в тексте) машина в архиве Веллингтона, которая запрограммирована с помощью чего-то вроде перфокарт, и с помощью которой архивариус обрабатывает данные (машина к тому же варит чай и играет классическую музыку), ауралскоп (подслушивающий и звукозаписывающий прибор), механизированный бар «Комбомбула», человекоподобные механизмы (роботы) Марк I (размером с обычного человека, самоуправляемые), гигантские роботы Марк II (управляются человеком), протезы ног горничной Элизы (по их вине про пар в кавычках, в тексте постоянно упоминалось, что они (протезы) издают шипение (от выпуска пара), но как? что заставляет протезы двигаться, не засыпает же горничная в них уголь???, впрочем та же претензия и к роботам) ну и по мелочи турбины, генераторы, лифты.
Минус романа заключается в достаточно неуклюжей попытке авторов изобразить взаимоотношения героев. Получилось как-то неестественно и картонно. К тому же детективная интрига очень слабая, я ожидал каких то холмсовских мотивов и большей напряженности сюжета.
Завлекательные моменты имеются. Я бы не сказал, что роман проходной, но хотелось чего-то большего.
Атмосфера романа — 7 баллов из 10.
Но продолжение куплю обязательно :wink:
Darkitechtor, 8 апреля 2012 г.
Так вышло, что в последнее время ничего по-настоящему хорошего почитать не удалось, поэтому за данное произведение брался с некоторой опаской. Как оказалось, не зря. Чтиво, мягко говоря, не самое интеллектуальное. Если попытаться провести аналогию с кинематографом, то представьте себе эдакую киноленту, типа «Адреналин», с той лишь разницей, что книга написана в жанре «стимпанк». В общем, сплошной экшен, максимум диалогов, минимум описаний, сюжет — прост, как «дважды два» (даже читая лишь каждую третью страницу, честное слово, вы ничего не упустите).
Предыдущие рецензенты отмечают стимпанковский антураж, как сильную сторону романа, в чем я смею не согласиться с ними. Одно дело, когда атмосфера стимпанка буквально витает в воздухе, и это не вызывает отвращения, но наоборот — притягивает, поскольку, признаться, уж очень я истолковался по этому жанру в литературе. И совсем другое — когда этот самый «стимпанк» притянут за уши, появляясь лишь там, где это необходимо автору для развития сюжета, да еще и в таком глупом обличье, вроде «разностной машины»(компьютер), подключенной к не-помню-как-его-там-звали, иначе, Интернету(!!!) с GPS и прочим. Как-то уж чересчур наивно, на мой взгляд...
В качестве итога скажу, что данное произведение оправдало мои ожидания ровно на 0%. Глупо, банально, неинтересно.
P.S. не мог не отозваться на сравнение «Министерства...» со «Стеклянными книгами...». Ну что там общего, кроме авантюры и прущего отовсюду сексизма? Это же небо и земля! В эстетическом плане книга Далквиста намного богаче «Министерства...», и, несмотря на внушительный объем, читать ее намного приятнее.
psycrow, 30 мая 2012 г.
Стимпанк — по большому счету, эдакий романтический конструктор «Сделай сам», где инженеру-самоучке предлагают известный набор деталей (викторианская эпоха, паровые механизмы, дирижабли и прочие занимательные шестеренки), а потом все целиком зависит от его фантазии. Пип Бэллэнтайн и Ти Моррис (прямо эльфы Санта-Клауса) в процессе написания «Восхода Феникса» увлеклись настолько, что использовали вообще все попавшиеся в наборе элементы, а вот места для вменяемого сюжета у них в книге уже не нашлось. Тут у нас своеобразный стимпанковский кич (вы хотя бы обложку оцените!), где безо всяких намеков на научное обоснование нам предлагают сверхфункциональную дифференциальную машину, собранную в подвале на коленке, гигантских человекоподобных роботов (в том числе и самоходных) и домохозяек-киборгов. Все это, конечно, умышленно, и главы с названиями вроде «...in which our plucky pepperpot Eliza D. Braun must pay the piper for her feats of derring-do!» только подкрепляют это предположение, и даже больше того — все это и читается бодро да весело... до той самой поры, пока сюжет не приказывает долго жить. Хамоватой новозеландке Элайзе Браун и ее партнеру поневоле, архивариусу Уэллингтону Буксу, из всех возможных передряг на свете досталось очередное тайное общество и смелый заговор под стать общекнижной эксцентричности, но события выглядят настолько нелепыми и притянутыми за уши, что под конец книги испытываешь глубокое разочарование: никто ведь не мешал скомбинировать разухабистые декорации и логичный сюжет. Это не говоря уже про традиционный для циклов задел на продолжение, фактически уничтоживший внятную концовку как таковую. Как итог: рекомендуется, в первую очередь, желающим пройти краткий курс «1001 признак стимпанковского сеттинга», ну и заодно читателям без привередливых вкусов по части сюжетных линий.
Dead_Anarchy, 8 апреля 2012 г.
Наконец-то Книжный Клуб порадовал хоть чем-то стоящим. Довольно необычно, что это стимпанк, хотя обложка и утверждает, что это модно. А ещё издательство утверждает, что эта книга — новое слово в фантастике. Но давайте опровергать это по порядку.
Сложно назвать модным то, о чём почти никто не знает. Особенно, это касается КК, где издаются в основном современные романчики любовные и детективные. А вот что нового... Может, как раз те самые протезы ног горничной Элизы? :)
Сама книга читается очень легко. Я, правда, затянул чтение, но это потому, что было мало времени. Где-то в середине хотелось поскорее дочитать. Роман, по большей части, состоит из диалогов Велли и Элизы, которые первую половину книги препираются, а вторую половину совместно расследуют дело с небольшими подколками. В целом, весело, достаточно гармонично.
От сюжета хотелось чего-то более изысканного, но он как будто отходит на второй план за этими перепалками и просто беседами.
Но главный плюс, это атмосферность. Несмотря на большое количество диалогов, всё равно чувствуется какой-то дух того времени, что ли... А вот что касается холмсовских мотивов, то у Элизы была бригада малышни уличной Министерская семерка, да и классика, когда герои очень разные, едва ли не противоположные.
Очень понравился бар «Комбомбула», который сам наливает выпивку быстрее, чем три бармена, и который сворачивает свою деятельность, когда начинается драка.
Жаль только, что сюжетные линии не все закончены. Они второстепенны, так что чтение не портит, но хотелось бы узнать больше.
В целом, 8 из 10, продолжение, если выйдет, обязательно куплю и прочитаю.
Metternix, 9 марта 2012 г.
Роман написан в жанре стимпанк и чем-то напоминает книгу Г. Далквиста «Стеклянные книги пожирателей снов».
Действие происходит в Викторианской Англии, где агентам засекреченного ведомства предстоит бороться с тайными обществами, покушающимися на порядок в стране. Антураж эпохи передан на отлично: в меру подробные и совсем не нудные описания одежды, архитектуры, людей создают у читателя цельную картину мира, в котором благодаря передовым научным достижениям удалось извлечь максимум пользы из паровых машин. Большинство устройств описаны достаточно правдоподобно и не вызывают недоумения, однако есть вещи, смотрящиеся очень странно.
По ходу чтения складывается и цельная картинка социального деления тогдашнего общества: авторы ненавязчиво показывают гнилось общества времен королевы Виктории, развеивают радужную картинку, возникающую в уме среднестатистического обывателя при упоминании той эпохи. Перед нами предстает Англия без прикрас. Некоторые пороки (отчасти свойственные и нашему времени) авторы даже высмеивают. Не обойдена стороной и тема женской эмансипации.
Сюжет романа динамичный, книга читается на ура даже несмотря на почти дословный перевод. Максимум действия и диалогов, минимум т. н. «продолжений». В тоже время все логично взаимосвязано, а герои в «спокойные» моменты успевают осмыслить просходящее и решить как действовать дальше. Есть небольшие проседания сюжета, но откровенной скуки во время чтения не возникает — сюжет держит в напряжении до конца — вроде и ясно, что герои выпутаются из всех передряг, но вот с каждой главой они все серьезнее — вопрос «как?».
Главными героями являются архивариус министерства Веллингтон и оперативный агент Элиза. Кто бы мог подумать, что две столь разные личности смогут сработаться: на протяжении всего романа показывается развитие отношений между ними — от плохо скрываемой неприязни до уважения, признания несомненных достоинств друг друга. Хладнокровный, расчетливый Велли сдерживает импульсивную неотесанную «колониалку» (Элиза из Новой Зеландии), она, в свою очередь, вносит в его лишенную приключений и встрясок жизнь элементы неопределенности (?) (не знаю, как бы получше описать это).
Ближе к концу романа большая часть загадок и тайн проясняются, но остается много вопросов — у книги есть все заделы на продолжение: ведь герои распутали (отчасти и разрешили) только часть проблем — главные кукловоды остались в тени.
Итог: динамичный, захватывающий с первых страниц и не отпускающий до последних роман. Приятный антураж, неглубокое (но главное — оно есть — а этого в подобной книге я не ожидал) двойное дно, персонажи, вызывающие сочувствие (или это оттого, что Велли чем-то напоминает меня?) — что еще нужно, чтобы приятно провести несколько вечеров?:)))
garuda, 15 сентября 2012 г.
а что, на удивление приятная и забавная книга получилась у авторов. претензии к данной книге сводятся к слабости сюжета, отсутствия глубоких и глобальных идей и всего такого прочего. а если отбросить такое вот гипертрофическое желание видеть в каждой книге кладезь премудростей и откровения свыше, то получится очень бодрая, читабельная, динамичная история про двух суперагентов, под которую очень приятно провести время. основным плюсом романа являются живые и яркие главные герои, вызывающие симпатию и прямо таки проявляющиеся из книги. что удаётся не всякому, даже вполне известному, автору. кроме того радует чёткая внутренняя логика всех поступокв и взаимоотношений между персонажами. по ходу романа ни разу не возникла мысль о том, что главные герои действуют против своей натуры. и это главный и безусловный плюс романа. поэтому, несмотря на незатейливость сюжета, книга вполне достойна внимания любителям лёгкого ненапрягающего и в то же время хорошо сконструированного чтива. just to relax