Александр Блок «Двенадцать»
Революционный Петроград, смешенье слов, образов, идей, от мельчайшего до великого, от пошлого и кабацкого до божественного. Всё это нашло отражение в поэме Александра Блока.
«Двенадцать» — поэма Александра Блока, одна из признанных вершин его творчества была написана в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.
Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъема, всего за несколько дней, и на ее окончательную доработку понадобился лишь один месяц.
Закончив текст поэмы вчерне уже 29 января, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня я — гений».
Входит в:
— антологию «Стихи и проза о русской революции», 1919 г.
— антологию «Родная земля. Сборник второй», 1921 г.
— антологию «Рабочий чтец-декламатор», 1925 г.
— антологию «Октябрьские поэмы», 1977 г.
— антологию «Александр Блок. Сергей Есенин. Владимир Маяковский. Избранное», 1979 г.
— антологию «Гражданская лирика советских поэтов», 1982 г.
— антологию «Строфы века», 1999 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
- /языки:
- русский (46), английский (1)
- /тип:
- книги (44), аудиокниги (3)
- /перевод:
- М. Китчен (1), А. Левицкий (1), Н. Некрасов (1), П. Целан (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doc.Duck, 17 августа 2021 г.
Одна из лучших вещей в русской поэзии. Кажется, Бунин именно «Двенадцать» называл частушками, но тот же самый Бунин хотел переписать «Войну и мир» не добавив от себя ни единого слово, но сделать некоторые выражения более точными и убрать «длинноты». Вот «Двенадцать» это точная поэзия без «длиннот», здесь нет избытка цветастых эпитетов и туманных образов, тут каждое слово — выстрел в цель, каждая строчка — порыв ветра. «Двенадцать» это прекрасно выстроенная ритмика и почти репортерская точность, Блок смог прочувствовать и понять переломный миг в жизни страны и он его выразил, как смог — в стихах. Говорят, что после новости о гибели Титаника Блок записал в своем дневнике: «Есть еще Океан!» Блок жаждал катастрофы, катаклизма, ему казалось что мир измельчал в нем нет героизма и опасности, а нечто страшное и неотвратимое могло бы пробудить в людях эти качества. Он чувствовал, что буря сгущается (Увидишь ты предвестье бури — Кружащийся аэроплан.), так что, в каком-то смысле, «Двенадцать» — это венец его ожиданий и венец творчества, терновый венец.
mputnik, 18 августа 2023 г.
Воспринимать подобные тексты «глАзками» — с листа или с экрана — бессмысленно, уважаемый потенциальный читатель. Тут эмоциональное, интонационное и прочее сопровождение звучания — на порядки важнее самого текста. А многие ли из нас, уважаемый потенциальный — способны обеспечить адекватность оного сопровождения?
Хвала Всевышнему — в эпоху интернета найти близкую к гениальности аудиоверсию — никакая не проблема. Это даже и не технический вопрос: поисковик — сам предложит в первых же строчках. Ближе всего именно к гениальности исполнения — версия Сергея Юрского (она оным поисковиком и будет предложена).
В наш бурный и буйный век, уважаемый потенциальный — не стоит воспринимать оные тексты в качестве некой архаики, некоего экспоната музейных архивов. Дело в том, что ответы на вопросы, которые Блок — как и многие тысячи талантливых людей тогда — для себя сформулировали в качестве основополагающих для будущего многих поколений, эти ответы — более чем актуальны и сегодня. Специфика ситуации, уважаемый потенциальный: «…этой революции русская интеллигенция боялась, но мечтала о ней и ждала её. Потому что жаждала справедливости, потому что мечта о справедливости — неотъемлемая часть православного русского человека…». Нынче мало что изменилось, принцип. «…и — хочется, и — колется…» — давно и прочно занял свое законное место на развевающихся хоругвях любых мыслимых воинств в нашей бурлящей реальности.
Так что — в гениальнейшим исполнении С. Юрского — масса умнейших ответов на непростые вопросы. Ну, насколько термин «умнейшие» — может характеризовать высшую степень интуитивности эмоционального восприятия противоречивых аспектов бытия
Lena_Ka, 5 марта 2012 г.
просил её уничтожить. Почему? Да потому что болезненная вышла вещь, страшная, противоречивая, но талантливая. Она не только о революции, она о музыке. Поэма очень и очень звучная, эта музыка ломки мира просто слышна: и выстрелы, и стоны, и марши, и романсы, и частушки, и вздохи... Этой музыке верил поэт Блок, потому что без музыки, в тишине (= пустоте, вакууме) жить не мог, оттого, что музыка прекратила звучать и умирал.
А о финале поэмы не высказался только ленивый, толкований множество: и то, что Христос благословляет революцию, и то, что революционеры ведут Христа расстреливать, вот и у Виктора Пелевина своя версия была в «Чапаеве и Пустоте»:
-
Я слышал, — сказал я, — что он поменял конец. Теперь перед патрулем идет матрос.
Брюсов секунду соображал, а потом его глаза вспыхнули.
- Да, — сказал он, — это вернее. Это точнее. А Христос идет сзади! Он невидим и идет сзади, влача свой покосившийся крест сквозь снежные вихри!
- Да, — сказал я, — и в другую сторону.
Что ж? Если о произведении до сих пор спорят, если оно не даёт покоя нескольким поколениям, пытающимся его понять, разобраться в нём, то это достойное произведение.