Кристине Нёстлингер «Само собой и вообще»
Cамо собой, ни Карли, ни Ани, ни тем более Шустрику вовсе не хочется «разводиться» с папой! Только этих троих ни о чем не спросили. Детей вообще редко спрашивают. А зря!
Пятнадцатилетняя Карли, тринадцатилетний Ани и даже малыш Шустрик понимают гораздо больше, чем может показаться взрослым, по-своему оценивают воцарившийся в их жизни хаос и пытаются разобраться с родительскими и собственными проблемами.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 2 января 2020 г.
Семейная конфликтология глазами детей
Литература для детей должна «занимать взрослых людей... как литературное произведение, писанное для всех» (В. Белинский)
Одно из самых непростых писательских занятий, это сочинение литературы для детей и подростков. Прежде всего потому, что дети остро интуитивно чувствуют фальшь и навранная (а не сочинённая) книга может быстро наскучить своему читателю.
Вдвойне трудная задача — попробовать написать книгу, не просто адресованную ребёнку, а ещё и излагаемую устами ребёнка, чтобы было так, как будто и рассказывает книжные события сам её герой. Не о маленьком герое, а рассказанная самим таким героем (конечно, сразу вспоминаем Марка Твена с его романом о Гекльберри Финне).
И тогда выходит, что перед Кристине Нёстлингер стояла трижды сложная задача, потому что в прочитанной (с удовольствием) книжке таких несовершеннолетних рассказчиков трое.
А четырёхкратность сложности этой книги состоит в том, что наши рассказчики (и главные герои) книги — дети разного возраста и пола, разного характера и темперамента, разной степени общительности и всего прочего, чем отличается один человеческий детёныш от другого.
А в пятых, попробуйте написать книгу, рассказанную поочерёдно детьми разного возраста, но при этом чтобы и взрослый читатель не просто прочитал эту историю с интересом и удовольствием, но при этом ещё и получил свою порцию жизненных уроков и вполне серьёзных выводов. Причём не каких-то там абстрактных выводов, а вполне реальных и применимых для любого и каждого.
Как мне показалось, Кристине Нёслингер со всеми этими пятикратной сложности задачами справилась. Причём не просто справилась, но сделала это блестяще. По крайней мере так это выглядит и представляется с взрослой читательской стороны (а чтобы узнать мнение дитёв и ребёнков, надо попробовать дать им эту книгу и потом ещё и пообсуждать её с ними).
Маленькое отступление: Кстати говоря, в период работы в ВДЦ «Орлёнок» мы с коллегами-психологами с интересом и удовольствием приглашали старшие отряды на просмотр специально подобранного для этой цели кинофильма и затем обсуждали с ними увиденное (чтобы удовлетворить любопытство любознательных, назову два таких фильма: «Пудра» и «Билли Эллиот»).
Если же говорить о той драматической ситуации, в которой оказалась семья Поппельбауэр, то и сама ситуация не надуманная, и всё происходящее со взрослыми (да и с детьми) в этой ситуации вполне реалистично. И потому теперь уже вполне можно поставить вопрос: а какова ЦА этой книги? Кому именно адресована история развода, рассказанная детьми?
* Их сверстникам, ребятам 12-15 лет?
* Или же молодым людям, ещё только собирающимся обзавестись семьёй или только-только вступившим в брак?
* А может быть более старшему поколению, семьянинам со стажем, приблизительным ровесникам взрослых героев книги — супругам Поппельбауер, т. е. 35 – 45-летним?
* Хотя вот и нам, людям в возрасте 60+, «детская» детская книжка была и интересна и глубока и поучительна.
Видимо ещё один плюсик в карму и книге и её автору нужно ставить и за это, за универсальность читательской аудитории. Что ж, с удовольствием ставлю +
Ну, и если комментировать саму довольно обыкновенную и тем не менее непростую ситуацию и поведение включённых в неё взрослых людей, то конечно же поначалу автор старалась как-то и обострить сами происходящие события (хотя в реальной жизни скорее всего горшков было бы перебито гораздо больше) и показать нам переживания несовершеннолетних и маленьких участников этой бытовой семейной драмы (я, помнится, в похожей ситуации, будучи примерно в пятилетнем возрасте, попросту заявил своим ссорящимся родителям, что уеду от обоих и стану жить ровно между ними, т. е. в половине дороги, и буду по очереди ездить к ним в гости — слава богу, ситуация устаканилась и прибегать к столь решительным мерам мне не понадобилось :-) ). А затем попыталась задать желательную и оттого немного идеалистическую модель поведения взрослых — я имею ввиду последнюю главу книги, в которой и взрослые между собой вроде как примирились (хотя семья так и не восстановилась), и ребятишкам стало полегче эмоционально. Хотя сама история на этом мажорном аккорде попросту оборвана и как там у них у всех всё сложилось дальше, мы так и не узнаем.