Станислав Лем «Блаженный»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Трурль решил создать Всеобщее счастье. И начал создавать различные модели общества, на которых ставил эксперименты по осчастливливанию роботов.
Входит в:
— цикл «Кибериада» > цикл «Кибериада»
— сборник «Bezsenność», 1971 г.
— антологию «View from Another Shore», 1973 г.
— антологию «Blick vom anderen Ufer», 1977 г.
— журнал «Знание-сила 1989'10», 1989 г.
— журнал «Знание-сила 1989'11», 1989 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (16), английский (1), немецкий (1), итальянский (1), украинский (4), польский (2)
- /тип:
- книги (22), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Душенко (14), М. Кэндел (1), С. Понтани (1), Й. Рейтер (1), И. Сварник (4), Л. Цывьян (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 6 июля 2021 г.
Оочень затянутая вещь, в которой Лем в очередной раз берётся доказать утопичность общественных рецептов счастья. Если честно, похоже на помойку, куда Лем сваливал всё подряд, что пришло ему в голову. Но рассказу многое можно простить за сюжет с цифровой копией Трурля, наделённой сознанием, а потому несчастной. Я думал, такое только в «Чёрном зеркале» было, а вот пожалуйста — Лем придумал это за добрых полвека до знаменитого сериала.
А ещё очень удивило сравнение уровня счастья с наслаждением старцев, наблюдавших за купавшейся Сусанной. Я понимаю, что библейские параллели у Лема всплывали совершенно непроизвольно, но встретить такое в «Кибериаде» совсем не ожидал.
tramwaj, 14 октября 2014 г.
Кроме основного сюжетного хода, мне очень понравился визит Трурля к своему покойному (выключенному) учителю Кереброну на кладбище роботов.
Это завораживает. Можно так прийти на кладбище, нажать кнопочку и пообщаться с давно умершим. Но ещё больше завораживает та идея, что – даже получив бессмертие – разум, который уже всего достиг и добился, добровольно уходит на покой. Это грустно и одновременно величественно. Только за одну эту сцену готов поставить десятку, не говоря уж обо всех сюжетных деталях, размышлениях и экспериментах.
VaLKa, 1 декабря 2008 г.
Один из сильнейших рассказов цикла. Тут уж Лем разошелся во всю — столько моделей общества, столько вариантов бытия, столько образцов поиска счастия. И столько же разочарований. Нет, не возможно создать абсолютно счастливое сообщество. Верно было подмечено — либо счастливая, но тупая личность, либо разумная, но несчастная. Лем стоит общества, ставит эксперимент за экспериментом увеличивая то разум, то веру и блажествование. Сложнейшие проблемы. И каково же решение? Его нет. Нет и быть не может. Всю жизнь Труль/он же автор/ готов положить на поиски Абсолютного Счастья и Гармонии. Это вечный поиск каждой человеческой личности, это вечная вера разума в возможность найти искомое. Бесконечность и бессмысленность поиска, но он и есть смысл жизни? Возможно.
ИТОГО: читать, читать и перечитывать!
Alexandre, 6 ноября 2009 г.
И что же доказывают мысленные эксперименты по созданию счастливого общества? А только две истины — первое это то, что счастье понятие индивидуальное, и нельзя по одному алгоритму осчастливить многих существ. Даже если они похожи друг на друга. А второе — то, что счастье не состояние, а процесс, который можно, конечно, на некое время зафиксировать, но время это невелико, и то, что ещё совсем недавно воспринималось как счастье, этому определению соответствовать перестаёт. Поэтому для достижения счастья необходимо постоянное движение, а какое именно — это зависит от достигающих счастья индивидуумов. Ну, и, следовательно, невозможно проделав какое-то конечное количество действий, осчастливить даже кого-то одного, что же говорить про многих? Вместе с тем, если этим многим задать некие правила действий, а правила неизбежно будут неформальными, то состояние счастья можно поддерживать длительное время. А вот вопрос о том насколько длительное — остаётся открытым, и ждёт ещё своего исследователя.
Ruddy, 11 марта 2009 г.
Настолько интересные исследования авторов вопросов социума, общественных организаций, просто систем жизни и взаимоотношения существ в рамках заданной цели или миссии, что читаешь, уминаешь за милую душу, как сладкий кусок пирога! Настолько просто и вкусно всё подано, настолько элегантно и до безумия любопытно, что появляется у самого желание что-нибудь этакое поисследовать. :gigi:
Sadt, 10 августа 2007 г.
Пожалуй, мне эта сказка больше других приглянулась — про Счастье и утопическую его невозможность, доказанную изложенными способами. Находка для историков — моделирование общественного счастья, а для психологов — поиски счастливой личности.