Николай Руденко «Ковчег Вселенной»
От погибающей перенаселенной Земли к другой планете отправлен колонизированный астероид – «Ковчег Вселенной». Задуманный для спасения знаний и генофонда человечества, за столетия полёта он превращается в царство произвола его бессмертного Президента. Механик Прокоп, движимый любознательностью, раскрывает тайну пропажи населения, судьбы Земли и становится тем, кто вернет «Ковчег Вселенной» к его миссии.
Впервые произведение опубликовано: Ковчег Всесвіту: Футурологічний роман / Мал. О. Л. Баса // Наука – Фантастика, 1991, №№ 7-8 – с.31-46; №9 – с.18-24; №10 – с.14-19; №11 – с. ; №12 – с. Также: Уривок із футурологічного роману / Мал. О. Петренка // Однокласник, 1992, №6-7 – с.48-51.
Входит в:
— цикл «Монады Вселенной»
— журнал «Наука – Фантастика 1991`10», 1991 г.
— журнал «Наука–Фантастика 1991'09», 1991 г.
- /языки:
- русский (1), украинский (3)
- /тип:
- книги (1), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Я. Сомов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vishchun, 7 мая 2018 г.
«Ковчег Вселенной» был написан в конце расцвета украинской фантастики, за которым последовал долгий застой 90-х. Роман собрал в себе как лучшие черты эпохи и таланта автора, так и худшие. Будущее Земли видится Руденку как ряд катастроф, увенчившихся падением разрушающего астероида. Но перед этим к другой планете успевает улететь спасительный колонизированный астероид, запущенный Космической академией наук.
Основное действие развивается через несколько веков. Полет продолжается, но население астероида деградировало. Ученые, обладающих технологиями бессмертия, составляют элиту тоталитарного общества. Простым людям отведена роль «генофонда» — невежественной массы, у которой только два назначения — работать и в будущем заселить новую планету. Астероид для них — это весь мир, а президент Академии — капризное, но могущественное божество. Механик Прокоп просто обречен стать героем, он сообразительный, любознательный и смелый. Астроном Ли Чунь не дает погибнуть таланту в мрачном обществе астероида, принимая Прокопа своим учеником. Впрочем, Прокоп не геройствует сразу, а изучает свою роль и постепенно раскрывает тайны «Ковчега»: исчезновение сверхнормового населения, таинственные корабли и «гости», судьба Земли и становление президента тираном.
Впрочем, через Прокопа мы видим в основном мир элиты, тогда как быт простых людей остается в общих чертах. И Прокопом почему-то не так интересуются родные и спецслужбы, как ожидается. После мнимой «смерти» героя история резко набирает обороты, но вместе с тем и теряет здравомыслие. Против президента готовят переворот, земляне и инопланетяне посещают астероид. Прокоп телепатически общается с мыслящим космическим телом Монадой и видит будущее. А еще там есть любовная линия, пунктиром проходящяя где-то мимо Прокопа.
Завершается роман коротким «хэппи эндом». Астероид летит дальше, президент наказан, а Прокоп заменит его и приведет всех к цели.
Что наиболее интересно в произведении — это описание устройства мира астероида и прошлого Земли. Приключения Прокопа местами захватывают, это достаточно реалистичный персонаж, осторожно ведущий себе в новой обстановке, с которым себя легко ассоциировать, а не вождь революции. Однако уклон в эзотерику с псевдонаучным обоснованием подменяет здесь посыл. «Живите все в единстве с Монадой и все получится» не то, что подходит истории о борьбе с тиранией. Хотя бы потому, что Монада никак реально не влияет на жизнь персонажей даже как идея.
Мир «Ковчега Вселенной» неординарный, особенно на свое время, и до половины достаточно реалистичен в своем устройстве. Но скомканность второй половины и эзотерика портят сначала хорошее впечатление.