Айзек Азимов «Предисловие»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Прочитав свои заметки, корреспондент остался не удовлетворён проделанной работой. Для добычи необходимого материала он пришёл на завод U.S. Robots and Mechanical Men, Inc. для встречи с первым в мире робопсихологом, имеющим пятидесятилетний стаж, — Сьюзен Келвин.
Рассказ-предисловие к авторскому сборнику «Я робот» (I, Robot) 1950 г.
Рассказ написан в виде интервью, взятого у Сьюзен Кэлвин, штатного робопсихолога компании «U.S.Robots». Кроме, собственно предисловия, включает в себя восемь небольших отрывков-связок, перекидывающих мостики между рассказами сборника; и заключения. Таким образом, Азимов связал написанные ранее рассказы о роботах в единое целое.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— сборник «Я, робот», 1950 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
- /языки:
- русский (15), английский (6), немецкий (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (22), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Т. Вылчев (1), Д. Грицюк (1), А. Иорданский (11), Д. Скворцов (1), О. Шраг (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 24 декабря 2024 г.
Очень странное ощущение при чтении.
Дело в том, что в первый раз я прочел это предисловие в самом начале 70х (в сборнике 1969 года, вместе со Стальными пещерами).
И тогда все было норм — обычная фантастика.
А вот читая сейчас и встречая в тексте даты типа «2008 год» — ощущения совсем другие — «как давно это было» :)
(точнее — «это было давно и неправда» :)
Отмечая, что Азимов входит в десятку лучших западных фантастов — увы, в плане предвидения будущего он оказался почти на нуле (например, Брэдбери в «451 градусе» угадал на 95%, и нас спасает только то, что в остальных 5 он пока что ошибся).
С роботами вообще полный пролет — знаменитые «Три закона робототехники», увы, так и остались фантазией.
Так как современные роботы намного ближе к Терминатору (в самом лучшем случае — к Робокопу).
Или к «Механическому псу» из того же романа Брэдбери.
Ну и развитие ИИ скорее наводит на мысли о грядущем Батлерианском Джихаде, чем на картину мира в «Я, робот»
(кстати, мнение об опасности и рисках ИИ исходит именно от специалистов в области ИИ, а не от далеких от от этой сферы деятельности людей).
И да, «U.S. Robotics» таки была основана в 1976 году (но это уже заслуга не самого Азимова, а его поклонников :)
Я в свое время пользовался модемами этой фирмы.
К слову, компания эта существует и по сей день. Увы, она выпускает коммуникационное оборудование, а не роботов.
artem-sailer, 15 декабря 2021 г.
Это вступление к знаменитому сборнику рассказов «Я, робот», который на самом деле является частью цикла «Рассказы о роботах», который в свою очередь входит в гигантский цикл «Галактическая история» — это История будущего от Айзека Азимова, одно из самых значимых произведений в научной фантастике.
Рассказ-интервью со Сьюзен Кэлвин — главным героем-человеком цикла, которая, можно сказать, и создала, сформировала всю роботехнику. В этом небольшом вступлении читателю представлен первичный портрет доктора Кэлвин, и она приглашает читателя в увлекательное путешествие.
Стронций 88, 25 ноября 2020 г.
Вообще интересно сделанная псевдостатья, одновременно и открывающая классический сборник «Я – робот» и являющийся связкой между его рассказами-частями. Я бы обратил внимание на очень нетипичный образ героини-женщины в рассказе. Это не миловидная дама, которую нужно спасать, и не бой-леди с внушительным бюстом, которая сама кого угодно спасёт, и даже не ботаничка в милых очках, а вполне себе реалистичная женщина-учёный, даже по молодости «малообщительная, бесцветная и неинтересная девушка с каменным выражением лица и гипертрофированным мозгом». В такого учёного веришь, как во что-то естественное и понятное после глянцевого пафоса. Её внешность и некоторая холодность не вызывает симпатии – симпатию вызывает преданность делу. И она очень хороша как символ, как символ новой науки, символ самого «Ю.С. Роботс». А через её реакции на некоторые истории, ей же рассказанные, понимаешь, что за маской сухой женщины есть и нежность и забота о своём детище – о роботах; и через это становится в очередной раз понятно, что весь этот цикл, прежде всего о людях, а роботы лишь та лакмусовая бумажка, через которую проверяется человеческий ум, человеческая смелость, человеческая душа…
IvanG, 18 января 2021 г.
Это предисловие к сборнику, совсем короткий рассказ, который, тем не менее, играет важную связующую роль.
Рассказы о роботах публиковались и по отдельности, входили в разные антологии, поэтому читатель, такой же как и я, мог познакомиться с отдельными рассказами как с самостоятельными произведениями. И действительно, каждый — достойная законченная история. Но если читать их как сборник, все эти истории складываются в одну картину, в некий мир альтернативного будущего, где рядом с человеком живут роботы, и те же моральные и этические проблемы, которые были решены человечеством в прошлом (только в отношении религий, рас, национальностей и т.п.), делают новый виток.
Чем-то неуловимым рассказы о роботах и мир, в котором они происходят, напоминают мне пир Полудня Стругацких. Наверное тем, что в обеих сериях чувствуется сильнейшая вера авторов... в людей.
Я бы порекомендовал прочитать (или перечитать) рассказы о роботах Азимова именно как сборник, и именно в порядке написания, и начать нужно, конечно, с этого предисловия.