fantlab ru

Анджей Сапковский «Сага о Рейневане»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
1924
Моя оценка:
-

подробнее

Сага о Рейневане

Trylogia husycka

Роман-эпопея, год

Аннотация:

Действие трилогии происходит в 1425-1430 годах, во времена так называемых гуситских войн, точнее, периода, когда чешские гуситы начали «экспорт революции» в соседние страны, предпринимая грабительские набеги, в том числе на Силезию. Книга задумана и сюжетно построена, как «разбойничий роман».


Содержание цикла:


8.10 (2870)
-
82 отз.
8.21 (98)
-
8.37 (2071)
-
39 отз.
8.36 (1735)
-
36 отз.

Похожие произведения:

 

 


Башня шутов
2004 г.
Башня шутов
2004 г.
Божьи воины
2006 г.
Башня шутов
2007 г.
Божьи воины
2007 г.
Башня шутов
2008 г.
Башня шутов
2008 г.
Свет вечный
2009 г.
Свет вечный
2009 г.
Божьи воины
2014 г.
Башня шутов
2015 г.
Божьи воины
2015 г.
Свет вечный
2015 г.
Божьи воины
2018 г.
Сага о Рейневане
2019 г.
Сага о Рейневане. Башня шутов
2020 г.
Сага о Рейневане. Божьи воины
2021 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 3, март 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Башня шутов
2006 г.
Божьи воины
2020 г.
Свет вечный
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Narrenturm
2002 г.
(польский)
Boży bojownicy
2004 г.
(польский)
Божі воїни
2006 г.
(украинский)
Вежа блазнів
2006 г.
(украинский)
Lux perpetua
2006 г.
(польский)
Lux perpetua
2007 г.
(украинский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2007
2007 г.
(польский)
Божі воїни
2018 г.
(украинский)
Вежа блазнів
2018 г.
(украинский)
Вічне світло
2019 г.
(украинский)
The Tower of Fools
2020 г.
(английский)
Warriors of God
2021 г.
(английский)
Light Perpetual
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжеловесная трилогия. Грамотный, но довольно тяжелый и перегруженный латынью, чешским, польским, немецким текст растянутый на 1800+ страниц. Сапковский мастер словесности, а переводчики довольно качественно адаптировали. Но всё равно приходится продираться через тонны описательной словесности чтобы добраться до сюжета. Перегруженность описаниями и разговорами третьестепенных персонажей которые несут в себе минимум интереса для читателя растягивают трилогию до её внушительных размеров. Должен сказать, что я примерно со второй половины первой книги читал трилогию по диагонали, просто улавливая сюжет.

Читая «Сагу», меня не покидало ощущение, что «Сага» — это как если смешать «Трёх Мушкетёров», «Ромео и Джульетту» и «Ведьмака».

Сапковского тяжело читать, потому что его герои в итоге всегда страдают. Что Геральт из Ривии, что Рейнмар из Белявы. Ему доставляет удовольствие мучить и измываться над своими персонажами, хотя и порадоваться временами тоже позволяет. При этом, «Сага» выглядит более цельной и законченной чем «Приключения Ведьмака». Возможно, из-за того что Сапковский писал трилогию уже обломав перья на ведьмачьих приключениях и трилогию задумал от начала до конца.

Сам «сеттинг» интересен: гуситские войны, интриги, шпионство, ассасины, колдовство, любовные страсти, радости, горести и потери. Очень закручено. Но на протяжении всех трёх книг меня не покидало ощущение, что Рейнмар — типичный великовозрастный ребёнок, этакий инфантил с хорошим образованием и влиятельными друзьями которые прикроют в случае чего. Да, он не лишен положительных сторон, он рыцарь до идиотизма, честен и справедлив, умный и способный медик, магик, а во втором томе он сильно прокачался в боевых скиллах, стал более опасным и расчетливым. Но не растерял юношеской незамутненности разума. Всю дорогу тянет дать затрещину когда он в очередной раз попадает в какую-нибудь передрягу по глупости, из которой его вытаскивают более рассудительные и циничные друзья. А попадает в передряги ГГ с завидным упорством.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце же остаётся опустошенный, разбитый горем и потерями любимой, друга, проигравший в войне за идеи человек, потерявший ориентиры и смыслы, за которого опять всё разрулили другие. Главного антагониста убила племянница Рейнмара. Душевный покой и дом он находит потому что его приворожила девушка, влюбленная безответно долгие годы. И это, как ни удивительно, создаёт относительно позитивный финал. Рейнмар — это не Сэм Гемджи, который в конце возвращается к любимой жене и детям домой. Но всё равно, Рейнмар жив, ещё молод(в конце ему под 30).

P.S.

Для сравнения, перечитал после этого «Капитанскую Дочку», события которой плюс минус совпадают по контексту с событиями «Саги о Рейневане»: молодые главные герои, отправляются куда-то, типичное роудмуви, по дороге попадают в войну(у одного Гуситское восстание, у другого восстание Пугачева, оба встречают даму своего сердца, расстаются с ней на время и т.п.). И вот КД мне понравилась больше. Компактная, насыщенная событиями, счастливый финал главного героя. Никакой лишней рефлексии, чрезмерных описаний и т.п. Пушкин наше всё, как был так и остался.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это классический «плутовской» или «разбойничий» роман: ГГ шарахается по карте, влипает в неприятности, чудом из них выпутывается, заводя новых врагов и приобретая друзей. ЛитРПГ до того как появился этот термин (для тех кто читал Ведьмака — вполне угадываемая композиция). И был бы он довольно средним: никакой историчности (все постоянно дарят друг другу коней, не заботятся ни об оружии ни о кошельках), куча роялей (все постоянно втречают друг друга, будто это летний двор моего детства а не южная Польша); если бы автор не ввёл дополнительного главного героя — Историю средних веков, а именно Гуситских войн.

Начиная со второй половины первой книги, и всю вторую этот Герой занимает главенствующее положение. Автор сыпет именами и названиями мест, подробно описывая историческую хронику (и довольно искустно вплетая её в повествование о приключениях ГГ), показывает закономерности и последствия, и в целом достаточно полно (по крайней мере для меня) раскрывает историческое событие, получившее впоследствии название «Гуситские войны» и в целом историю сопредельных государств того времени.

В отличии от Ведьмака, здесь автор проявляет себя мастером слова, щедро используя (являя на взор читателя) интересные (вполне возможно и исторические) обороты речи (например «неизбежны только подати и римская церковь»), хорошо показывающие приметы времени. Мне частенько хотелось остановится и записать фразу. Если кто это любит, то оценят.

Во второй книге автор, к сожалению, скатывается в распространённый грех многих фентези авторов: вплетение организационных единиц, невозможных в историческом периоде описываемых событий в силу отсутствия средств организации: дада, я про разведку\контрразведку\секретные операции и прочее. У кого от этого такая же изжога как у меня — осторожнее.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски написанное историческое фентези об эпохе гуситских войн, одном из самых любимых мною периодов средневековья. В цикле персонажи вымышленные соседствуют и взаимодействуют со множеством реальных исторических фигур того времени. Автором явно была проделана немалая работа по изучению и переработке информации о материальной культуре, особенно оружейной, об этом свидетельствует немалое количество сносок, комментариев и приложений. Не изменило автору и чувство юмора: на страницах книг саги немало совершенно уморительных ситуаций. Одна только сцена экзорцизма лично меня насмешила до колик. Элементы магии и вообще сверхъестественного органично вплетены в канву сюжета. Персонажи недурно выписаны и способны вызывать искренние чувства. Очень рекомендую любителям жанра и поклонникам творчества пана Анджея.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд Сага стоит повыше Ведьмака. По ряду причин — историческая правда о событиях гуситских войн с множеством исторических персонажей, это придаёт достоверность событиям, разбавленных мистикой и приключениями. Тем более, что я объездил те края и знаком со всеми географическими названиями. Это навевает определенный оттенок на впечатления от чтения- сопричастность. Автор взялся за религию не шутя- хотя и сражаются два направления христианства, но автор клеймит оба, щедро описывая их язвы в виде религиозной бюрократии, жестокости , предательства, цинизма. Это целая социальная сторона жизни -инквизиция и те её жертвы.

Особо стоит выделить главных героев- автор сумел внести несколько интриг в судьбу и историю жизни почти всех их. Это создало небывалый интерес и ожидание разгадки. Любовь в романах -это отдельная линия сюжета , неповторимая в описаниях.

Совет — надо прочесть -это даёт нестандартный взгляд на события тех времён — жестокое время, но это была ступень к нашей цивилизации- через кровь и любовь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шуты, Воины и Вечный Свет

Наиболее масштабное произведение в жанре исторического фэнтези, что попадалось мне доселе, — это так называемая «Сага о Рейневане» или «Гуситская трилогия» не нуждающегося в представлениях Анджея Сапковского. При всей набившей оскомину раскрученности «Ведьмака», шумихе вокруг и спорности высказываний самого пана Анджея, автор он выдающийся, а трилогию о приключениях молодого средневекового врача Рейнмара из Белявы в охваченной пожарами Гуситских войн Чехии я по-прежнему считаю эталонным произведением как в фэнтезийном, так и историческом жанре.

И сейчас расскажу, почему.

Во-первых, выбранный сеттинг и исторический период — несмотря на то, что это излюбленое многими авторами высокое средневековье и находится «рядом» с крестовыми походами и войнами, описанными у классиков, мало кто брался именно за Гуситские войны, а уж из современников, тем более в фэнтезийном ключе — практически никто, а ведь история воинственных гуситов, чашников и таборитов весьма ярка и интересна.

Во-вторых, стиль: гиперреалистично переданная атмосфера средневековья, детальное бытописание различных социальных классов, прекрасные батальные сцены и магия, завязанная на ритуалы из исторически известных и местами дошедших до нашего времени средневековых трактатов по чёрной, белой и серой магии.

В-третьих, персонажи. Герои здесь не такие героические, как в мире «Ведьмака», однако интересные, живые и вполне подходящие окружающим обстоятельствам: вчерашний студиозус, а ныне временами подколдовывающий лекарь Рейнмар-Рейневан, прекрасная ведьма, и вместе с тем классическая дама сердца из рыцарских романов Ютта де Апольда, авантюрист, солдат удачи и по совместительству шпион Шарлей, и таинственный Странник из потустороннего мира, вселившийся в тело могучего дурачка по имени Самсон Медок, и этот Странник, судя по развитию характера, прибыл откуда-то из мира ведьмака Геральта... А кроме того, колоритные злодеи, попавшие в роман исторические личности и различные второстепенные персонажи: воинственные раубриттеры, священники, инквизиторы, чародеи, а также простые горожане и крестьяне — мир и эпоха словно оживают на глазах.

А ещё трилогия полна отсылок к другим произведениям, хроникам и романам, классическим и более поздним. Здесь исторические личности, вроде епископа Конрада IV Старшего, инквизитора Гжегожа Гейнче или духовного предводителя мятежных гуситов Прокопа Голого, соседствуют с героями Генрика Сенкевича (время действия романа — более 10 лет спустя после Грюнвальдской битвы) и Уильяма Шекспира (ведь в это же самое время не стихала ещё Столетняя война между королями Англии и Франции). Персонажи во всю щеголяют выражениями на латыни и библейскими цитатами, а уровень медиевистики на страницах этих книг — ну, на мой личный взгляд, никак не ниже, чем у эксперта в этой области Умберто Эко в его романе «Имя розы».

Кроме того, не дают забыть, что это фэнтези, переклички с «Фаустом», «Мастером и Маргаритой» и «Смертью Артура», а также изящная мистика и в достаточных пропорциях магия и чудеса. Чародеи, ведьмы, оборотни, некроманты…

В польском издании обложки книг украшают фрагменты картины Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти», и это, как видно, не случайно. Есть в этом своеобразный символизм и отсылка к сюжету и смыслу трилогии.

Книги, названия которых переведены на русский язык, в оригинале озаглавлены известными средневековыми выражениями на разных языках, на которых говорят герои романа:

Часть первая — «Башня шутов» — на немецком: Narrenturm. Если точнее, то это «Башня дураков» — старинное название домов скорби, пристанища для умалишённых, в один из которых попадают герои ближе к концу первого тома.

Часть вторая- «Божьи воины» — на польском: Boży bojownicy. Это словосочетание взято из реального боевого гимна гуситов XV века (см. видео ниже). Книга описывает кровавые события самого разгара войны и приключения главных героев среди военного хаоса.

https://youtu.be/hZSqDhNcXz0

Часть третья — «Свет Вечный» — на латыни: Lux perpetua. В названии используется часть фразы из римско-католической молитвы «Requiem Æternam», в которой просят Бога об освобождении душ верующих из Чистилища: «et lux perpetua luceat eis» — «и свет вечный да сияет (ему/ей)». Намёк на то, что кто-то из персонажей не доживёт до конца, а также своеобразная панихида по всем жертвам войны.

Итак, Искатель, если ты ещё не знаешь, что в лето Господне 1420 конец света не наступил, хоть многое говорило о том, что наступит; если не видел, как бравые чешские гуситы крепко отделали немцев, один за другим в пух и прах раздолбав три папских крестовых похода; не слышал, что Прага смердела кровью, — то значит тебе сильно повезло, ведь тебе только предстоит узнать, что там было с Рейневаном и с его любимой Юттой, с Шарлеем и Самсоном в то время, время жестоких войн, когда сошли кровью и почернели от пожарищ земли Лужиц, Силезии, Саксонии, Тюрингии и Баварии…

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия это идёт у меня очень туго, прочитана примерно до половины и, быть может, никогда не будет дочитана до конца. А если всё же будет осилена, то думаю, что особых неожиданностей, радикально меняющих представление о ней, я уже не встречу. Поэтому хочу поделиться впечатлениями, пока они ещё свежи.

Как уже сказано в аннотации, книга рассказывает о восточной Европе времён гуситских войн. Рассказывается обстоятельно и с вниманием к историческим деталям. К сожалению, лично я оценить эти детали в полной мере не могу, ибо о гуситских войнах до начала чтения знал только то, что они были. Есть в романах и некоторая доля магии. Не слишком, впрочем, большая и вполне соответствующая той эпохе, когда научный и мистический способы познания мира еще не разошлись, в реальности всякой чертовщины никто не сомневался, а чернокнижник был фигурой не более и не менее таинственной, чем, скажем, аптекарь. А простой крестьянин вряд ли видел разницу между этими двумя специалистами.

Разумеется, читая цикл про Рейневана, нельзя не сравнивать его с циклом про ведьмака Геральта. И сравнение тут, на мой вкус, не в пользу первого. «Сага о Рейневане» в гораздо большей степени, чем «Ведьмак», напомнила мне компьютерную игру класса RPG с открытым миром и нелинейным сюжетом. Вы предполагаете, что у героя есть некая основная миссия, но в основном он шляется между локациями — в случае Рейневана уместнее сказать «его кидает из локации в локацию» — и выполняет необязательные и довольно однообразные побочные квесты. И вы, в конце концов, начинаете сомневаться: да существует ли эта основная миссия вообще? Или цель героя — просто прокачать умения да полюбоваться пейзажами игрового мира? Последние, кстати, выписаны автором с должным литературным мастерством, спору нет. Тем не менее, эти прогулки рано или поздно становятся скучноваты. Погрузиться в этот мир мне не удалось, почувствовать особую симпатию к главному герою — тоже. Да, автор из раза в раз убедительно показывает, что жизнь в средневековой Европе была не сахар, особенно в эпоху религиозных войн, и что паписты и гуситы, в смысле фанатизма, жестокости и полного пренебрежения к человеческой жизни, вполне друг друга стоили. Но стоило ли писать три книги для иллюстрации этого тезиса? Огромное количество упоминаемых в книге персонажей тоже не способствует лёгкости чтения. Вероятно, надо было в процессе вести письменный реестр действующих лиц, но меня, честно говоря, на это не хватило. И, кстати, одна из изюминок «Ведьмака» — очень неплохой юмор — в «Рейневане» как-то почти незаметна.

Итак, если вы, как я, с удовольствием прочитали «Ведьмака» и раздумываете, взяться ли «Сагу о Рейневане», то я вас предупредил. Возможно, вас ждёт некоторое разочарование. Впрочем, может быть, вам книги и понравятся — это, скорее всего, произойдёт, если вы интересуетесь европейской историей пятнадцатого века и любите батальную беллетристику.

Оценки циклу пока не ставлю, потому что, как сказано выше, есть вероятность, что через полгодика, читая по несколько страничек в день, я его всё-таки домучаю. Надо же узнать, чем всё это кончилось.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, каждый читатель, которому пришлись по душе приключения ведьмака Геральта, рано или поздно приходит к «Саге о Рейневане». Тот же автор, необычный сеттинг, интересный главный герой, какой тут может быть подвох?

Не очень приятный, но и не очень большой.

Итак, первая половина XV века, гуситские войны в разгаре. Маг Рейневан оказывается в самом центре событий, но основная его задача не направить ход истории в нужное русло, а выжить и по возможности сохранить свою шкуру целой и невредимой. Именно о его приключениях и разного рода похождениях, и пойдет речь в этой трилогии.

Прежде всего, отдам пану Сапковскому должное: исторический период описан просто отлично и средневековый антураж смотрится очень достоверно и натуралистично. То есть получились достаточно неплохие исторические романы с вкраплениями сверхъестественного. По части поджанров и настроений сага не стоит на месте: сначала мы видим авантюрные приключения с нотками детектива, но чем дальше в лес, тем больше политики и масштабных сражений нам встретится, что оставляет очень приятное впечатление.

А вот что оставляет неприятное впечатление, так это главный герой и то, как он продвигается по сюжету. Грубо говоря, автор использует примерно одну и ту же схему для перемещения персонажа по локациям. Сперва в голову Рейневана приходит очередная не очень здравая идея. Он носится с ней и лезет на рожон. Затем ситуация резко ухудшается, дело начинает пахнуть жаренным, но счастливый случай, воля автора, старый друг или красивый рояль в кустах спасают положение. Написано все это увлекательно, спору нет, но если один раз такую схему заметил, то градус переживания за главного героя резко снизится.

Как итог, циклу не хватает по-настоящему неожиданных поворотов сюжета. Но ко всему остальному претензий особых нет, так что если любите исторические романы, «Сагу о Рейневане» точно стоит попробовать.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Устал я от этого повествования. Утомил «колорит». Вот, на мгновение, появляется в поле зрения какой-нибудь рыцарь. Следует описание к какому гербу он принадлежит, чем владеет, во что одет и чем вооружен, а через несколько строк рыцарь исчезает навсегда. Вот визит в логово алхимика. Длительное перечисление литературы, что лежит у него на столе, обязательно с латинскими названиями, именами авторов. Какое-нибудь зелье — с описанием компонентов, заклинание — так целиком, на трех языках. Огромный пантеон всяких нечеловеческих существ, на деле не играющих никакой роли. Великое множество географических названий. При этом бедный Рейневан все годы, что идет повествование, кружит по территории сравнимой по размером с Московской областью. Города, городишки, поселки, монастыри, их МНОГО!

Такое ощущение, будто автор так и не решил, что же он пишет. То ли авантюрно-плутовской роман, то ли стилизацию под классический рыцарский, при чем пятнадцатого века, то ли реальную историю Гуситских войн, слегка разбавленную чертовщиной, тем, во что люди тогда и так верили, то ли пародию на всё это сразу.

Если допустить, что пародии здесь по минимуму, сам исторический материал очень интересный. Как эти люди жили, во что верили, как была устроена их страна (впечатляет плотность населения), что несли религиозные войны. Любопытны встречи с общеизвестными личностями той эпохи. Есть по настоящему пронзительные и страшные эпизоды, но...

Дочитывал я эту сагу через не могу.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга очень понравилась. Это что-то вроде плутовского/авантюрного романа с изрядной долей юмора, приправленного историческими событиями. Благодаря «Башне шутов» меня заинтересовали гуситские войны. Спасибо Сапковскому, узнал много нового. Вердикт первой книге: «Кручеведьмака».

Вторая и третья вызвали... ну, трудно сказать, какие чувства. Вроде неплохо, но это уже совсем иные художественные произведения. Полюбившихся Рейневана, Шарлея и Самсона тут намного меньше, но гораздо больше всяких исторических личностей и их дел. Автор в основном рассказывает о встречах и переговорах разных там Янов, Конрадов, Сигизмундов и им подобных. Много классической средневековой чернухи. Читается далеко не так увлекательно, как первая книга.

Еще не понравилась любовная линия. Никак не получалось поверить в чувства Рейневана к Ютте. Во многом из-за того, что вот совсем недавно он постоянно рассказывал о глубокой любви к Адели, но потом вдруг вчистую о ней забыл и начал говорить о глубоких и светлых чувствах к совсем другой девушке.

Концовка довольно мощная, хотя и несколько... внезапная.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пан Анджей держит марку! Блестящая трилогия в отличном переводе (первые два тома). Восхищён и рекомендую всем!

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажите мне, паны и паненки, шляхтичи и шляхетки, вот зачем брать шикарный исторический антураж, любовно его выписывать и… помещать в него абсолютно серого героя, с которым толком не знает, что делать даже сам автор? Ну вот зачем? Кто ответит?

А дело было так. Как-то наш знакомый польский пан, вдоволь намучав Сивого Волка, двоюродного брата крайнего императора Мельнибонэ, решил написать про кого-то кардинально другого. Про интеллигентного лекаря и немножко чародея, что жил на стыке тревожных эпох, и оказался втянут в круговорот истории

Получилось ли? Ну… в общем-то… нет, не получилось, совсем. Сотворил пан Рейневана по образу и подобию «шляхтича, что опередил свое грубое и жестокое время». Ну, это знаете ли, образ такой, навроде истории о культурной, демократичной и высокоодухотворенной Речи Посполитой, которую злая и завистливая русская немка Катя размазала по стенке (почему-то вообще не напрягаясь). В моих краях эту историю тоже любят. Но вот незадача, пан решительно не знал, что с этим самым Рейневаном делать. Ведь для этого он писал лишь про героев, что все проблемы решали взмахом меча и огненным шаром в лицо. А наш интеллигент вышел совсем неказистым. И стал пан думать, чем бы ему подсобить. Не придумал, и кинул ему из кустов в помощь рояль. А затем еще один. И еще. Что б вы понимали, что из себя представляет сие действо. Едет герой по лесу. Из кустов на него выскакивают бандиты, но тут из других выбегают рыцари и совершенно случайно спасают его. Забегает герой в таверну, а там совершенно случайно сидит другой маг, который спасает его просто потому что (у пана это называется «нас осталось мало, мы должны помогать друг другу».) Лечит герой умалишённого и опять-таки СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО призывает себе астрального помощника. И так всю книгу. И вторую. И третью тоже. Роялей в итоге скопилось на приличную консерваторию. Сам герой не делает практически ни-че-го. Ну а финал, какой тут финал…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный злодей убивает девушку героя, просто так, из детской злобы. Но ему, герою, на рояле прилетает еще одна, в качестве утешительного приза. И знаете, что герой делает со злодеем? Ни-че-го. Его просто зашибает еще одним (двадцатым? тридцатым?) роялем безо всякого участия самого Рейневана.

В общем, правильнее сию опупею назвать «Похождения неказистого или баллада о роялях из кустарников всяких и разных». Не знаю, что хотел сказать пан творением сим, но для меня посыл вышел таким: коли ты польский аль иной какой интеллигент, ничем кроме самомнения особо не блистающий, то сиди дома и не дергайся, коли серьезные мужи вокруг тебя творят историю. Ведь без сюжетной брони да десятка внезапных пианин тебе никак не выжить.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевернул последнюю страницу третьей книги. И, насколько раздражал Рейнмар в первом томе, настолько грустно было оставлять его в конце третьего. Но обо всем по-порядку.

Пана Сапковского я не читал до этого цикла никогда, поэтому, наверно, будет один из немногих отзывов, не затуманенный славой предыдущего цикла о Ведьмаке. В целом, трилогия очень понравилась, чего не скажу об отдельных книгах. Первая, вторая, да и третья в отдельности — постоянные нелепые, опасные ситуации, в которые влипает Рейневан и вездесущие рояли в кустах, вытягивающие его оттуда. Но...если прочесть все три тома, то впечатление совершенно другое: яркий пример когда вещь в целом больше, чем просто сумма ее составляющих.

Лично для меня все, в общем то легкомысленные передряги главного героя стали ложкой меда, смягчающей мрачнейшую картину эпохи Гуситских войн. Поместив в этот мрак своих героев и наделив их, в общем то, современным мышлением (о чем некоторые уважаемые комментаторы высказывались недовольно), Сапковский показал аллюзию на большинство современных бед. Все современные термины не огрехи перевода, не ошибка автора, а желание показать нам, что за сотни лет жестокая, кровавая и коварная натура человека нисколько не поменялась. Благие идеи революции пожрали сами себя, залив кровью всех окружающих. Гуситы жили на 350 лет раньше Робеспьера и деятелей Французской революции, на 500 лет раньше большевиков. Но методы несения единственной «истины» за сотни лет не изменились. Кровь, страдания обычных людей, не понимающих, за что они расплачиваются кровом и жизнью, жестокость, попрание святого. И все это делалось под прикрытием истинной веры, какой бы она не была.

Символичен круг, который виден по прочтению всего цикла. 15 лет хаоса и смертей Гуситских войн в итоге ни к чему не привели. Так же, как и метания Рейнмара. В конце он остался почти там же, где и был, только пройдя весь ужас войн и испытав горе потерь самых близких и родных людей.

В общем, прекрасное постмодернисткое историческое фэнтези, скрывающее за личиной плутовского романа мощный посыл, заставляющий задуматься о многих вещах. Спасибо пану Анжею, что он пишет такие книги, и, надеюсь, будет дальше их писать.

А теперь приступлю, наконец, к самому прославленному циклу автора.

P.S. Хотелось бы отдельно сказать о мастерских описаниях небольших стычек и сражений. Буквально парой взмахов, грубыми мазками создается картина боя, лязг, крики, кровь, трупы, злость и ярость. У многих описания битв подробно вырисованы, на рассказ о них тратиться много страниц. Здесь же, парой абзацев просто швыряет тебя в гущу свалки закованных в панцири рыцарей. Особенно ярко были такие моменты прописаны в конце первой и в конце второй книг, когда ты уже снисходительно смотришь на эти бесконечные дурства главного героя, и тут вдруг такие мощные, прямо натягивающие нервы как струну, моменты.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сапковский — это «Ведьмак», невозможно это отрицать и не сравнивать второе большое творение автора с похождениями Белого Волка. И, сравнение, совсем не в пользу Рейневана.

Герой — инфантильный тюфяк, которому очень сложно сопереживать. На протяжении всей трилогии он, считай, так и не научился самостоятельно справляться с проблемами. Он бесконечно попадает в плен, всегда сбегает оттуда лишь благодаря роялям в кустах и не проявляя ни капли своей личной находчивости. Это бесит. Он даже не Марти Сью — он жертва авторского произвола, который сделал ГГ дебилом, зато с верными находчивыми друзьями.

Среди них, к слову, интересные и оригинальные личности всё-таки присутствуют. Конечно же, я Самсона и Шарлея имею в виду. Их харизма, загадочность и находчивость вытаскивают на себе всё повествование и буквально спасают половину эпопеи и весь финал. Радуют, конечно, встречи с реальными историческими персонажами, но русские, в отличии от чехов, этим не проникнутся. На русском в предыдущий раз нормальные труды по гуситским войнам выходили ещё, блин, при Хрущёве! Это всё равно, что чехам читать про наших Шуйского, Лжедмитрия, Минина и Пожарского. Прочие же персонажи, включая антагонистов и возлюбленную ГГ — в лучшем случае являются не слишком скучными.

Само же повествование и сюжет неплохи, но предсказуемы. В какой бы переплёт не попал ГГ, ты знаешь — враги играют с ним в поддавки и вот-вот автор заботливо вмешается, чтобы продолжить историю. Дежурный трагический финал безнадёжно фальшивит, пахнет искусственностью и ситуацию не спасает. Не знаю, исчерпал ли себя Сапковский или виноват потогонный темп — одна толстая книга в полтора года, что не позволило нормально прописать сюжет. Зато очень, очень, очень хороша атмосфера. Беспощадная религиозная война с её бесконечной кровью, ненавистью, политикой и стремлением нажиться — она предстаёт перед нами во всей красе. Сапковский не кривляется заламывая руки и воя о бессмысленности войны — он показывает её как объективный, исторический процесс, который подчиняется собственным законам и без которого не обойтись.

Вообще, антураж — это, пожалуй, единственное, в чём Рейневан превосходит Ведьмака. Читать про историю братьев-славян куда интересней, чем про абстрактный фентезийный мир, особенно для тех, кто знаком с соответствующими трудами историков Рубцова и Йосефа. Безысходность гуситов-радикалов, сделки с совестью, война как продолжение политики и экономического базиса — всё это восхитительно, моё почтение. Атмосфера и антураж спасают вторую половину книги, не давая ей скатиться во второсортность.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Магия плохо воспринимается в реальных исторических декорациях. А уж если и сами декорации (западнославянские имена и названия) воспринимаются плохо – то вообще жесть.

Плохие характеры. Герой, лишенный всех качеств, должных быть присущими герою, но при этом абсолютно идеальная героиня. И все герои статичны. Мы не видим их развития. В Ведьмаке они разговаривали, действовали, совершали Поступки. Раскрывались и менялись, оставаясь при этом собой. Здесь просто бессмысленно мечутся. И так и не увидела я такой невероятной полезности главного героя для всех партий. Единственный его дар – постоянно впутываться в неприятности и при этом живым из них выбираться. Гений шпионажа – это явно не про него. Хотя поднялся он именно потому, что все сильные мира сего так думали.

Перенасыщенная политическая линия, и призрачная, сильно притянутся за уши любовная. И слишком, слишком много событий и имён, калейдоскопично сменяющих друг друга. Каждые пару страниц обязательно появится кто-нибудь нам уже знакомый, но из-за перенасыщенности невоспринимающихся похожих имён и значительных и незначительных событий, почти невозможно вспомнить, когда мы с этим кем-то сталкивались. Как и вообще, друг он героям или враг.

Да, в какой-то момент становится интересно, что ж будет дальше, да, картина быта и мира превосходна, да, язык и ирония достойны автора, но всё равно, не тянет. И не только в сравнении с Ведьмаком. Вообще не тянет.

Как ни странно, порадовал конец:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой, уставший и опустошённый, прибредает к пока ещё чужому для него порогу, но за которым его ждут и любят и он сможет начать новую жизнь. Он прошёл войну и проиграл в ней, он готов был отдать всё за идею и понял, что эта идея мало чего стоила, он горел страстью и похоронил возлюбленную. Он прожил яркое безумное десятилетие, целую жизнь, из никого став героем, снова ставшего никем. И его жизнь снова только начинается.
Нет, пожалуй концовка не просто удалась – она гениальна. Пожалуй, она даже во многом компенсирует не всегда яркую саму книгу.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная трилогия. Весьма интересное сочетание исторического романа и мистики/фентези. Я бы даже так сказал — историческая основа с некоторой долей вымысла, приправленная небольшой щепоткой мистики. Для остроты, если хотите. Плюс к этому — первая книга сдобрена еще и хорошей порцией юмора. Атмосфера средневековья прописана изумительно, настолько правдоподобно, что сам себя ощущаешь в какой-то момент участником событий... Великолепные персонажи... Добротные боевые сцены... Крепкая девятка. Поставил бы 10, если бы не одно «но» — уж слишком много на задницу/голову ГГ сваливается приключений, и уж очень легко он из них выпутывается:))

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх