Уильям Тенн «О фантастике в научной фантастике»
В своём фирменном шутливо-ироническом стиле писатель рассуждает на серьёзнейшую тему – насколько фантастический жанр в целом достоин считаться полноценной литературой, занимающей равное во всех смыслах положение и с классикой (каковая в своё время воспринималась современниками не более, чем образчиками развлекательного масс-культа), и с так называемым традиционным худлитом.
Входит в:
— журнал «Science Fiction Adventures, March 1954», 1954 г.
— сборник «Из всех возможных миров...», 1955 г.
— сборник «Вот идёт цивилизация», 2001 г.
— сборник «Dancing Naked: The Unexpurgated William Tenn», 2004 г.
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (3), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Кудряшов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 22 апреля 2024 г.
Эссе просто-таки замечательное! Молодой Филипп Класс доказал еще раз свой статус не только талантливого художника-новеллиста, но и глубокого мыслителя.
Научная фантастика в те годы, только-только начала выкарабкиваться из «коротких штанишек» палпа и из-под жестокой диктатуры Идеи, установленной Джоном У. Кемпбеллом. Нужно было занимать новые позиции в культуре ,определять свое место (которое чуть позже некоторые высокомерные торопыги начнут называть «гетто»).
Уильям Тенн четко определил, что НФ — это литература эпохи НТР ,ею и порождена. Ею же и определена главная задача научной фантастики — указывать перспективы грядущего (потом еще смягчение футурошока у граждан добавится). А для этого нужна недюжинная фантазия. Тенн как раз и называет эту особенность жанра — безграничность возможностей и вариантов движения.
Однако, ставит и первый барьер. Фантастика должна быть реалистичной. Чтобы в твою выдумку поверили, она должна выглядеть правдоподобной. С чем невозможно не согласиться.
Также он набрасывает интересные концепты о важности сочинительства в науке (на эту тему могу порекомендовать недавнюю великолепную лекцию Алексея Семихатова «Открытие вселенной силой мысли», где он рассказывает о смелых выдумках Максвелла, Эйнштейна, Дирака, оказавшихся реальностью) и о том, что литература научна в своей основе (ибо предмет ее изучения — человек).
Тенн защищает право автора писать интересно, ибо интересность лежала в самих истоках литературы: за ее отсутствие автор мог лишиться головы))
Интересно, что Уильям Тенн в коротком постскриптуме 2001 года дезавуирует некоторые положения своего раннего эссе, видимо, это касается «наездов» на другие ветви литературы, однако не отказывается от него по сути вопроса. Да и грех было бы так поступать! Многие положения, обозначенные им тут, станут питательным бульоном для дискуссий и идейных прорывов на следующие пятьдесят лет.
С интеллектуальной и исторической точки зрения этот «опыт» Тенна и по сию пору имеет большую ценность.
П.С. Ну и для меня лично маленький бонус. Тенн упоминает роман Уорда Мура «Дарю вам праздник» о США победивших в Гражданской войне южан. Я очень люблю с детских лет жанр «альтернативной истории», а про этот классический текст даже не слышал. А он оказывается давным-давно на русский переведен. Теперь с удовольствием ознакомлюсь.
igor14, 2 ноября 2019 г.
Весьма и весьма любопытная статья, опубликованная в виде своеобразного авторского предисловия к первому сборнику тенновских рассказов «Из всех возможных миров…» (1955).
В своём фирменном шутливо-ироническом стиле писатель рассуждает на серьёзнейшую тему – насколько фантастический жанр в целом достоин считаться полноценной литературой, занимающей равное во всех смыслах положение и с классикой (каковая в своё время воспринималась современниками не более, чем образчиками развлекательного масс-культа), и с так называемым традиционным худлитом.
Главным достоинством этого публицистического произведения считаю довольно остроумную трактовку зарождения жанра фантастики ещё в древние времена, когда менестрелям (как и их предшественникам, Гомеру и скандинавским бардам-сказителям!) надо было так искусно изобразить героику какого-нибудь недавнего мелкого сражения (нередко – проигранного!), чтобы хозяин-феодал и его воины не вышибли бедняге мозги кувшином с хмельным мёдом, а напротив – уверились в собственной отваге и высоком смысле своих грабительско-насильственных устремлений. А поскольку хитроумные песенники нередко в этих измышлениях проводили параллели с богами, которые, дескать, совершенно также пировали в таких же замках (только – побольше!) после грандиозных битв с какими-нибудь хтоническими чудовищами, развлекаясь песнями уже своих менестрелей, то складываемые баллады становились чрезвычайно популярными и среди господ, и среди простого народа, гордящегося (за неимением других поводов!) псевдо-подвигами своих хозяев.