Дмитрий Скирюк «Кукушка»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Все рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и история Жуги, лекаря, воина и мага, хорошо знакомого читателям по романам «Осенний лис», «Драконовы сны» и «Руны судьбы». Осенний Лис, истоптавший дороги средневековой Европы, успешно противостоявший проискам Священной Инквизиции и козням «маленького народца», заводивший друзей среди людей и нелюдей, узнает, наконец, в чем заключается его истинная судьба и предназначение.
Роман «Кукушка» завершает популярную тетралогию Дмитрия Скирюка, принесшую автору две премии фестиваля «Звездный мост» (Харьков).
2005 — первое издание в серии «Правила боя», изд. «Азбука-классика», илл. Владимира Гуркова;
2006 — переиздание под заголовком «Жуга: Провидец» в отдельной серии изд. «Азбука-классика», илл. Антона Ломаева.
Входит в:
— цикл «Жуга»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 617
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2984 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 46%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 16 декабря 2023 г.
Четвёртая, финальная часть цикла про Жугу получилась и самой объемной. Масштабное завершение истории — если не по событиям, то по количеству страниц точно. Впрочем, событий тоже было много.
Несколько сюжетных линий, переплетение судеб на фоне сгорающего в кострах инквизиции и пороховых залпов старого мира. Без лишнего пафоса, со множеством бытовых зарисовок и вкраплений личных историй второстепенных персонажей.
К счастью, история получилась не настолько депрессивной, как в третьей книге. Больше баланса между серыми буднями войны и скрытым от чужих глаз волшебством. Больше иронии (пускай и горькой) и ярких красок. Больше доброты и любви. Больше травника. Главного героя, которого судьба (в лице автора) снова может отправить на несколько месяцев куда подальше от привычного мира — и это будут чудесные, пропитанные ушедшим эльфийским волшебством эпизоды, предваряющие главный выбор этой книги.
Следует признать, что мне всё же не удалось в должной мере проникнуться троицей «новых» героев-мышат. Но по крайней мере в этой книге с ними происходит больше интересного, а ещё они тоже делают выбор, а не только бегут от бед.
Ближе к финалу накал событий достигает пика — символизм, жертвенность, рождение нового мира в огне предыдущего (в буквальном смысле). Персонажи умирают один за другим (и про это морально тяжело читать) — но в этом мире не всё потеряно, если ещё не прошло девять дней, а кукушка наконец готова прясть на ткани мироздания.
Финал светлый. Может быть не до конца логичный и оставляющий лёгкие сомнения. Главный герой, который отчаянно не хотел потерять себя — а не произошло ли с ним в итоге именно это?.. Но это в любом случае не самый плохой финал — и он добр по отношению к Лису. Так что я готова принять авторскую волю.
Ещё дополню, что в этой книге снова радовали отсылки. Карабас Барабас и его куклы, Карлсон, Белоснежка и гномы, святой Грааль, Зорро, девушка-ястреб и парень-волк. Кому как, а мне нравится, как у автора получается вплетать всё это в свой мир.
Что ж, цикл завершён. Это было не самое быстрое перечитывание, дарившее мне самые разные эмоции. Но в финале с чистым сердцем говорю автору «спасибо» за его мир, героев и эту историю.
AlisterOrm, 20 марта 2021 г.
«Руны судьбы» вышли коротким и в тоже время рыхловатым романом, однако «Кукушка» выровняла все огрехи, окончательно завершив историю травника, объяснила, как его мир стал нашим, привычным, серым и светлым одновременно, куда ушло волшебство?
Травник оказался центром притяжения силы, невоплощённый бог стал катализатором чародейства, сгущающим и ломающим саму материю своего мира, в нём туго стянулись все магические потоки Старого Света, скрытые резервуары силы требовали выхода... Воплощённые боги всегда заканчивали свои дни мучительной смертью — к этому и подводил автор своего героя с того самого момента, как он умер первый раз на языческом жертвеннике в Валахских горах. Жуга-Вацлав-Якоб-Лис стал пророком нового времени, святым, которого почти никто не заметил, и который тихо и незаметно, в общем ряду, стал жертвой испанской инквизиции. Однако его смерть стала началом нового мира — нашего мира, с новым социальным строем, новой культурой, новыми бедами. Человек несовершенен, а именно ему, вернее, ей, пришлось сотворить новое, вложив туда и самое светлое, и самое тёмное из своей жизни.
И сотворённый Ялкой счастливый конец их личной истории поэтому выглядит совершенно логичным — ведь мир творила она не только для всех, даром, но и для себя самой. Она пожелала, чтобы история многострадального травника завершилась счастливо, и он нашёл свой покой и занимался любимым делом, поэтому читатель не в праве требовать от автора чего-то большего. История рыжего Лиса завершилась счастливо, несмотря на все метания, и будьте довольны этим. Конечно, много осталось за кадром, уж очень богат оказался мир, в котором странствовал, прихрамывая, Жуга, но оставим его в покое — пусть остаются полутёмные углы и завешанные осенней хмарью дальние пределы, ведь, как и в случае с «Wiedźmin», далеко не все истории нуждаются в завершении, пусть останется недосказанность.
Так что хлопните рыжего травника по плечу, и идите дальше.
antiprespirant, 16 ноября 2009 г.
все хуже и хуже, затянуто необычайно, а вплетение в сюжет героев детских сказок? Карлсон, Олле-Лукое, Карабас зачем все это??? не хватает фантазии? они ж не несут никакой смысловой нагрузки, если Карабаса заменить на Дуримара что то изменится в книге??
Scaddie, 13 сентября 2010 г.
Хорошее завершение хорошего цикла. А что до сказочных героев, antiprespirant, так это своеобразный ход, и очень интересный, должна заметить. Всё лучше, чем нагромождения орков, гномов, троллей и прочей живности, редко вписывающейся в сюжет.
f0x, 11 апреля 2010 г.
Четвертая часть мне показалось более удачной чем третья, но все же идея с тремя детьми меня сильно раздражает. А персонажи из сказок мне кажутся весьма удачным решением. Что-то похожее было у Сапковского, порадовала концовка, именно так должна была заканчиваться любая тетралогия. Так чтобы не осталось вопросов и не хотелось продолжения история.
Inspector, 18 февраля 2008 г.
Интересно наблюдать, как сходятся, расходятся и переплетаются сюжетные линии.
Повествование кажется несколько затянутым, усугубляет это ощущение возросший чуть ли не в два раза объем по сравнению с предыдущей книгой цикла. Впрочем, это не умаляет достоинств произведения.
Несмотря на общее очень приятное впечатление, концовка мне не очень понравилась. Чем — не скажу, дабы не спойлерить.
Книга (как и весь цикл) оставила ощущение какой-то светлой грусти, за что хочу сказать Дмитрию Скирюку большое спасибо.