Кристофер Прист «Голова и рука»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Тодд обладает даром развлекать публику самым шокирующим способом. В юности он прилюдно отрезал себе пальцы, затем, когда приобрёл широкую известность, стал отрезать себе другие органы. И вот, много лет спустя, безрукий, безногий, безухий, скальпированный, кастрированный Тодд готовится дать своё последнее представление. Что он выберет на этот раз?
Входит в:
— антологию «New Worlds 3», 1972 г.
— антологию «Best SF: 1972», 1973 г.
— сборник «Real-Time World», 1974 г.
— антологию «Univers 02», 1975 г.
— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.
— журнал «Фантомас, 2'90», 1990 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— антологию «The Valancourt Book of Horror Stories», 2016 г.
— сборник «Episodes», 2019 г.
- /языки:
- русский (4), английский (10), французский (3)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Бердник (4), А.-Л. Планша (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 февраля 2021 г.
Мрачный рассказ из серии «черного юмора». А не сделать ли нам героем повествования очередного чудака, который раз за разом отрезает себе какой-нибудь орган? Когда-то давно Кристофер Прист привлек мое внимание романом «Опрокинутый мир». Он был полон саспенса и скрытой динамики. Нельзя было даже предположить, чем всё в итоге закончится. Даже очередной ход главгероя просчитывался с трудом. Но данный рассказ «читается» с самого начала, как только проясняется, в чем состоит «талант» мистера Тодда. Опытный читатель не найдет там никакой интриги. Будет, правда, один оригинальный ход в самом финале, который немного разнообразит сюжет, но даже его можно «просчитать», если внимательно следить за текстом. По своему типу это всё же не «ужастик», а обыкновенный триллер, где главный упор делается на нагнетание напряжения и ожидание нестандартного финала, а не на чувство страха. Главная нестандартность — это сам «герой», а, точнее, его параноидальная ненависть к собственному телу. Именно она и заставляет мистера Тодда «жертвовать» своими органами в угоду толпе. Подобным недостатком страдают много людей (большая часть из них — женщины), но далеко не каждый согласится по причине этого коверкать свое тело. Тут, пожалуй, имеет место серьезное психическое отклонение типа «демоны одолели» либо автор просто откровенно насмехается над разного рода «талантами общества потребления», готовыми сотворить на публике любую мерзость, лишь бы проснуться знаменитыми. В советское время их откровенно высмеивали в прессе и за нормальных людей не считали. Мой дед говорил про подобных так: «чемпион по скоростному опорожнению против ветра». Сегодня по этому поводу уже никто не смеется, а молча ставит «лайк» такому оригиналу в социальных сетях или YouTube, а «Книга рекордов Гиннеса» стала чем-то наподобие современной Библии. Увы, общество деградирует, и у него появляются совсем другие кумиры...
------------
РЕЗЮМЕ: отвратительное по сути повествование о человеке, ненавидящем себя самое. Строго противопоказано к чтению психически-нестабильным персонам и чувствительным особам. Хотя, даже тем, у кого крепкие нервы, чтение оного вряд ли доставит удовольствие. Более точная оценка рассказа — 6,5 балла (т.е. на грани приемлемого).
Groucho Marx, 9 января 2018 г.
В сущности, это примитивная вариация сюжета рассказа Франца Кафки «Голодарь». Написано не более чем с желанием шокировать читателя, однако ситуация с саморасчлением подана настолько неинтересно, что шока не возникает.
Цирки с демонстрацией всякого рода уродств были популярны в Европе до Первой Мировой войны. а в США — до середины ХХ века. В Европе интерес исчез после того, как с фронтов вернулось огромное количество инвалидов. Для того, чтобы увидеть обрубок человека, уже стало необязательно платить за входв цирк, достаточно было пройтись по улице. В США, которые практически не воевали, мода на уродства продержалась чуть дольше, но тоже сошла на нет. Так что, если бы Кристофер Прист серьёзно обошёлся с собственным сюжетом, он хоть как-нибудь замотивировал бы интерес публики к идиотскому самокалеченью. Но, увы, он счёл мотивацию действия необязательной. В результате не страшно, а скучно.
vam-1970, 27 октября 2019 г.
Эпатажный сюжет? История о том, как любовники убрали помеху на своём пути, заработав 6 миллионов франков? Философский рассказ о том, где же предел дозволенного у человечества и артистов, которые ради славы топчут моральные правила как им хочется? Автор написал, а вы догадывайтесь. Сюжет зацепил однако... Жадность до славы у персонажа ну просто отвратительна и катастрофична для него же.
zarya, 1 апреля 2013 г.
Рассказ представляет собой жутковатую притчу об артисте, по частям приносящем себя в жертву искусству. Люди не режут себе конечностей на потеху публике, но разве мало актёров умерло на сцене? И им вовсе не понадобилась для этого гильотина, приводимая в действие движением языка.
Основная метафора рассказа довольно прозрачна, хотя и отработана с устрашающей серьёзностью (впрочем, именно так и следует обращаться с метафорой в литературе, чтобы она произвела должное впечатление). Название рассказа, однако, намекает, что Приста в первую очередь интересовали отношения между артистом с его саморазрушительным мастерством и помощником, исполнителем его воли, остающимся в тени, но получающим в итоге жизненные блага, сложная связь, сочетающая в себе преданность и отторжение. Также представляет интерес реакция толпы с её изначально заложенным в сценарий буйством, швыряющим на алтарь искусства дополнительные жертвы.
vmesto_konfet, 11 сентября 2009 г.
Если автор добивался тошнотворного состояния у читателя, то его замысел удался. Браво, автор!
Рассказ, конечно, вызвал весьма противоречивые чувства: я так до конца и не поняла, понравился он мне или нет. Подобные произведения про психопатов я очень люблю, вместе с ощущениями, которые они вызывают: холод, пробегающий по телу, мурашки, ком в горле, необъяснимое отвращение. Бррр! Но концовка, откровенно говоря, какая-то уж больно предсказуемая. Иначе, возможно, была бы 10-ка.
zmey-uj, 14 декабря 2008 г.
Человек, калечащий себя — редкое явление. Да, зрители у него наверняка нашлись бы, хотя меня бы в их числе не было. Во-первых, не люблю кровавые зрелища, во-вторых, ничего особенного все-таки нет в отсечении пальца или отрезании уха. Поэтому странно, как уничтожение самого себя «по кусочкам» могло вызывать такой ажиотаж: ясно ведь, что процесс, так сказать, не бесконечен. И уж если можно на этом так хорошо зарабатывать, наверняка нашлись бы последователи и подражатели.
В целом, из всего рассказа запомнился финальный трюк, который Тодду чуть было не удался (не с головой, а с помощником). В итоге, больше всего от этих представлений выиграла жена...
Вертер де Гёте, 21 февраля 2008 г.
И в самом деле: интересный и одновременно отталкивающий рассказ. Но во многом Прист прав- толпа любит подобные зрелища, острые ощущения.
Ank, 12 ноября 2006 г.
Удивительное ощущение... Читать это было одновременно интересно и противно.