Ги де Мопассан «Туан»
Антуан Машбле — он же дядя Туан, он же толстяк Туан, он же Туан-Моя-Водочка, он же Жженка, слывет прославленным на всю округу кабатчиком в бедной нормандской деревеньке, Турневане. Однажды с веселым дядюшкой Туаном приключилась беда. Его хватил удар. Кабатчик оказался прикован к постели, но его сварливая женушка все-таки нашла для мужа весьма необычное занятие.
Напечатано в «Жиль Блас» 6 января 1885 г. под псевдонимом Мофриньёз
Входит в:
— сборник «Туан», 1886 г.
— журнал «The Argosy (UK), February 1937 (Vol. XXI, No. 129)», 1937 г.
- /языки:
- русский (20), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (21), периодика (1)
- /перевод:
- Л. Івченкова (1), Н. Дарузес (20), С. Джилберт (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 19 декабря 2015 г.
Рассказ о крестьянской практичности, составляющей основу жизни и мировоззрения сельских предпринимателей. Они умеют извлекать выгоду везде, где только можно. Героя парализовало. Это ничего, ему тоже найдем применение: раз теплокровный и малоподвижный — пусть цыплят высиживает. Это не насмешка и не метафора. Именно такое занятие придумала для своего парализованного супруга господа Туан — знатная птичница. И ведь справился с заданием папаша Туан, высидел своим телом чудных цыплят. На какой-то миг в нем даже родительский инстинкт пробудился. Но именно на миг. Предложение приятеля угостить его зажаренными цыплятами за идею было встречено одобрительно.
Такие вот они — французские сельские буржуа девятнадцатого века: во всем в первую очередь материальный интерес усматривают, коммерческий или эпикурейский. Наверное, именно это помогает им философски воспринимать жизненные невзгоды. Паралич для папаши Туана непреодолимой трагедией не стал. Жизнерадостности у него поубавилось, конечно, но чувство юмора и интерес к жизни человек не утратил. И это тоже одно из свойств крестьянского характера, даже когда крестьянин переходит в разряд буржуа, открывая свой трактир.
Мопассан выхватил один небольшой эпизод из жизни пожилого трактирщика и его жены, занимающейся разведением домашней птицы и, как на кинопленке, запечатлел его в художественном тексте. Событий в сюжете не так уж много, но множество небольших деталей и краткие авторские пояснения раскрывают целостную картину жизни провинциального городка: мы видим то, что видел Автор и прикасаемся к его жизни и жизни его героев, абсолютно реальных, настоящих, типичных «маленьких» людей своей эпохи. Они были, они были такими, и что-то от них осталось в нас.