Виктор Гюго «Последний день приговорённого к смерти»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Этот «дневник» был первоначально опубликован анонимно и имел феноменальный успех. Гюго не сообщает, в чем вина этого приговоренного, он просто недоумевает: существует ли преступление, соизмеримое с муками, которые испытывают осужденные в ожидании исполнения приговора? Откуда у одного человека появляется право лишать жизни другого?Повесть выходит вместе с предисловием от издателя (то есть автора), где Гюго утверждает, что его роль – «роль ходатая за всех возможных подсудимых, виновных или невинных, перед всеми судами и судилищами, перед всеми присяжными, перед всеми вершителями правосудия».Написанная в позапрошлом веке, повесть поражает своей актуальностью и сегодня.
Входит в:
— журнал «Der Orchideengarten. Phantastische Blätter. I. Jahrgang. Heft 1.», 1919 г.
- /языки:
- русский (9), немецкий (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- М. Достоевский (2), Н. Касаткина (6), Л. Никифоров (1), А. фон Цибулька (1)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolf94, 21 января 2021 г.
После того как человека закуют, он становится частью страшного механизма, именуемого общей цепью, где все двигаются как один.
Французская литература — вечная боль, как нависшая гильотина. Никогда не угадаешь, будет ли она милостива со мной или же приведет в исполнение свой жесткий приговор. Гюго был первым автором французской классики с кем познакомилась в юные годы. Душераздирающая повесть затронувшая доброе, в то время, сердце и разодравшая душу на куски.
Последний день приговоренного к смерти — это протест Гюго перед смертной казнью, выраженный в «дневниковой» записи заключенного. Ах, где мои 15 лет? Тогда я забыла, как дышать, а выдохнула лишь в конце и то из-за накативших слез. Сегодня, когда уже пройден большой читательский этап и выявлены явные лучшие стороны для заинтересованности, Гюго утомляет...
Краткой — смертная казнь недопустима, уж лучше пожизненное заключение. Спорное утверждение, но этот вопрос до сих пор вызывает волну споров, доходящих чуть не до драки. Слишком многословно и возвышенно. Я то включалась в повесть, то отвлекалась на собственные мысли.
Если скажу, что плохо — совру, просто не всегда надо возвращаться к книгам, которые когда-то произвели впечатление. Есть шанс споткнуться и сидеть удивленной)))
arey951, 19 октября 2020 г.
Произведение написано в виде дневника-монолога о душевных терзаниях приговоренного к смерти преступника. Большей частью редкостная тягомотина, которая, на мой взгляд, не особо передает чувства человека перед подобным приговором. Однако под конец ситуация кардинальным образом меняется. Появляется эмоциональный накал и хоть какое-то разнообразие мыслей героя, которые до этого буквально тонут в нескончаемом однообразии и причитаниях. К этому стоит добавить весьма добротное авторское предисловие (было бы гораздо лучше, если бы все произведение и было написано в подобном публицистическом стиле). Но минусы, особенно если добавить к этому довольно архаичную стилистику, которую я все же не учитываю, считаясь с особенностями той эпохи, явно перевешивают. Пусть это и бессмертная классика, но мне явно не зашло.
P.S. в схожем направлении лучше почитать отрывок из Идиота, кажется это воспоминания Мышкина о своем галопе по Европе, или же Странника по звездам Джека Лондона
Velary, 8 сентября 2016 г.
Страшно представить, что когда-то описываемое было реальностью, что существовала эта жуткая язва на теле общества — смертная казнь (кое-где и сейчас существует, но всё же постепенно изживает себя). А во времена написания повести это была суровая реальность, и Гюго бичует её со всей силой своего таланта.
Никто не знает, насколько«гуманен» тот или иной способ казни, никто не пережил это, чтобы рассказать: отличный способ, ничего лучше можно не придумывать! Как это чудовищно: медленно умирать от ужаса сначала в ожидании приговора, затем — смерти... И как фальшива эта вежливость и предупредительность тюремщиков и палачей по отношению к осужденному, как будто это что-то может сгладить или изменить...
Читая такие книги, понимаешь, в чём одна из главных задач литературы, в чём её сила — в способности со всей ясностью обнажать и бичевать пороки, создавать резонанс и менять вектор развития общества.