Урсула К. Ле Гуин «Лабиринты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Неопределённое место действия | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Встреча с представителем иной цивилизации оказалась совсем не такой, как представлялось нашему герою. И если бы всё дело было только в прохождении лабиринтов.
Входит в:
— антологию «Epoch», 1975 г.
— сборник «Роза ветров», 1982 г.
— антологию «Top Science Fiction: The Authors' Choice», 1984 г.
— антологию «De beste Science Fiction verhalen», 1986 г.
— антологию «Top SF 2», 1986 г.
— сборник «Buffalo Gals and Other Animal Presences», 1987 г.
— сборник «Volume Two: Outer Space, Inner Lands», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Научная фантастика - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (3), английский (6), голландский (2)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- А. Думеш (2), М. Лахути (1), А. ван де Вен (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 20 января 2024 г.
Небольшая история о лабораторном пленнике (при чтении представлялась мышь), в ядре которой лежит простая истина о трудностях перевода.
В рассказе поднимается тема общения. На одной стороне научный сотрудник, на другой — его подопытный. Оба пытаются коммуницировать друг с другом. Но тогда как первый излагает свои мысли посредствам слов, мимики и жестов, последний объясняется танцем. И как тут найти общий язык?
Финал пессимистичный.
AlisterOrm, 22 января 2023 г.
А точно ли речь идёт об инопланетянине?
Ле Гуин уже поднимала вопрос о необходимости контакта с иным живым миром, в ««The Author of the Acacia Seeds»...», и, сдаётся мне, речь здесь идёт, скорее всего, о каком-то травоядном зверьке, возможно, полевой мыши или ком-то в этом роде. Человек и мышь одинаково не могут понять друг друга, слишком разны их понимания окружающего, и манера контакта друг с другом абсолютно разная. Они остаются друг другу чужими, поскольку с трудом даже могут осознать обоюдную разумность, не говоря уж об общении. Ричард Адамс, конечно, глубже писал о том же, но наш автор пыталась натолкнуть современников на тему важности Понимания, в самом широком смысле слова.
god54, 9 июня 2016 г.
Мне встречалось всего несколько произведений, где исследователь ставит опыты на животных, не подозревая, что они разумны. Верхом здесь является рассказ «Клетка». В данном случае, автор пытается доказать, что контакт просто невозможен и человек просто туп и глуп и никогда не поймет, что перед ним разумное существо. Однако, если вы участвовали хотя бы несколько раз в экспериментах с мышами, то всегда бы сумели выявить хотя зачатки разума. Так что в рассказе много мнимых эмоций, но мало реализма.
kerigma, 29 июня 2009 г.
Изумительная история! Казалось бы, такой подход в связи с извечной темой контакта просится сам — и тем не менее, про это очень редко пишут. Контакт с человеком — глазами инопланетян. Кто сказал, что они обязательно сильные, грозные, агрессивные и опасные? Вовсе нет, ведь с той же вероятностью это человек может быть непонятным, агрессивным и опасным, в конечном итоге — губительным. По-моему, инопланетная точка зрения прописана отлично, с одной стороны, она действительно *другая*, а с другой — в ней столько внутренней логики и правильности, что текст напоминает фантазии Борхеса.
tale, 24 апреля 2009 г.
Вот я прямо засомневалась, просмотрела еще раз рассказ (хоть прочитала его только сегодня). Сейчас объясню.
Только прочитав аннотацию к рассказу здесь на Фантлабе, я узнала, что это оказывается рассказ о контакте с пришельцами.
Я, конечно же, видела в рассказе слово «пришелец», но по описанию пришелец — это человек. Но все, что он проделывает с существом, от лица которого ведется рассказ, мне представилось опытами/игрушкой/развлечениями с одной из обычных земных зверушек (мышью или др.). Всё просто написано от лица многих животных, попавших либо в лабораторию ученого, либо домой к «любителю» животных. Честное слово...