Роберт Ладлэм «Идентификация Борна»
- Жанры/поджанры: Боевик | Триллер
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Северная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Путешествие к особой цели | Боевые искусства | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Он приходит в себя на борту рыболовецкого судна, с ранами от пуль и порезом на бедре, куда был имплантирован микрофильм с номером швейцарского банка. Не помня, кто он и как там оказался, постепенно открывает в себе необычные способности, выносливость и наблюдательность. Единственное место, куда он может направиться — это отель, там он узнаёт своё имя — Джейсон Борн.
За ним начинают охотиться полиция и спецагенты. В попытке вспомнить прошлое Джейсон похищает канадскую девушку-экономиста, вместе с которой бросается в бегство от убийц.
Входит в:
— цикл «Борн»
Награды и премии:
лауреат |
Премия критиков Mystère / Prix Mystère de la critique, 1982 // Иностранный роман (США) (перевод Jean Rosenthal) |
Экранизации:
— «Тайна личности Борна» / «The Bourne Identity» 1988, США, реж. Роджер Янг
— «Идентификация Борна» / «The Bourne Identity» 2002, США, Германия, Чехия, реж. Даг Лайман
- /языки:
- русский (11), английский (1)
- /тип:
- книги (10), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- К. Ершов (3), О. Колесников (4), П. Рубцов (2), Б. Сидюк (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lwiw, 18 октября 2023 г.
Тяжеловесный детективно-шпионский Роман Ладлэма. Мне показался излишне затянутым: не хватило баланса между лёгкостью остросюжетных сцен и серьёзностью политического контекста. К середине книги приключения начали утомлять, хотя детективная часть, загадка личности Борна, несомненно хороша. Если когда-то и возьмусь за продолжение, то после большого перерыва.
Gourmand, 25 февраля 2021 г.
Сразу хочу заметить по поводу фильма: смутно помню, что он был, но что там происходило, забыл начисто. Так что я читал книгу как в первый раз.
Книга по большей части скучна. Я, хоть и не поклонник именно этого жанра, жанра политического боевика, но остросюжетную литературу люблю. Так вот я говорю прямо: это ужасно растянутая, занудная книжка, где более-менее интересны страниц 30 и почти все они в самом конце.
Автор прост как валенок и прёт с грацией бульдозера. Каждый чих предварительно обсуждается, затем детально рассказывается и после внимательно анализируется. Если ПОВа самого героя не хватает для полноты схемы, подключаются эпизоды с участием всех возможных лиц, включая жутко таинственного злодея, но читателю обязательно втюхают все-все-все объяснения. Примерно так: «1. Перед уходом: — Я пойду туда-то, встречусь с таким-то и выясню, что он знает. 2. Идёт, встречается, выясняет то и сё. 3. После возвращения: — Я сходил туда-то, встретился с таким-то и выяснил то и сё, но пока не знаю, что они означают. 4. Внешний эпизод, секретная встреча: — Господа генералы, сейчас я расскажу вам, что такое то и что такое сё. 5. Главгер: — Я вспомнил, что означают то и сё. Они означают...»
Только в конце, когда автор раз по пять успел повторить всю историю Борна, наступает динамичная сцена противостояния прото- и анто- гониста. Отличная сцена, читал взахлёб, жаль, что быстро кончилась. Всё остальное — беспросветная муть, изложенная корявым языком.
К фантастическому в романе можно отнести любовь и верность женщины, взятой Борном в заложницы, терзаемой им, подставленной под изнасилование и убийство, прогоняемой и всё равно помогающей Борну. Это фантастика!
Ещё раз повторю, что не любитель и не знаток подобного рода литературы, так что не могу судить, насколько вписывается в рамки жанра существование тайной международной организации наёмных убийц. Истоки её финансирования мне показались сомнительными и недостаточными. Охват, широта подкупа — выше возможностей любой группы лиц. Но... возможно, в жанре так принято, не знаю.
Что касается самого сюжета, то он сводится к многократному повтору изложенной выше схемы. Плюс один раз злодей умудряется подставить героя. Вот и всё. Ничего интересного. Читатель по сюжету плывёт, никакой умственной работы не выполняет — это не детектив, скорее это антидетектив, но опять же, возможно, таковы каноны жанра.
Fadeaway Evanesc, 29 мая 2021 г.
Типичное произведение Роберта Ладлэма. Его фирменный стиль и выбранная им ниша шпионско-политического детектива-триллера.
Достаточно противоречивый роман.
Энергичный, с резкими переходами и сменой сюжетной линии (создается впечатление, что автор меняет ход истории во время написания)
Динамичное развитие ключевых моментов.
Подробности иногда отвлекают.
Некоторая степень наивности в описании мотивов людей.
В целом крепкий шпионский роман с элементами амнезии главного героя.
По-моему мнению — лучший в цикле.
Фильм 2002 г.- по мотивам. Фильм 1988 — иной язык описания. Книга и фильмы создают различные впечатления.
Переводы на русский — слабы. Читать из-за этого тяжело.
Оценка — 7.5 (к сожалению невозможно ее выставить)
Isha Bhikshu, 2 мая 2021 г.
Мне нравятся фильмы про Борна (с Мэттом Дэймоном), коих на данный момент уже 5, а также есть дополнительный, весьма неплохой сериал «Тредстоун» про спецагентов, прошедших схожую с Борном подготовку. Однако, из трёх книг Ладлэма только начало «Идентификации» отражено в одноимённом фильме. И то с сокращениями, а дальше фильмы уже не имеют ничего общего с книгами. В романе Ладлэма Борн был скорее профессиональным солдатом, чем агентом, и он не подвергался промыванию мозгов по программе МК-Ультра. Но с ним действительно случилась потеря памяти и Борн пытается выяснить, кто он такой. Попутно выясняется, что у него есть смертельный враг — некто Карлос, наёмный убийца, создавший свою тайную сеть агентов. И этот Карлос с Борном будут искать друг друга и в «Превосходстве Борна» и в «Ультиматуме Борна». Фильм-боевик, конечно, интереснее, хотя и роман неплох.
_EF_, 3 февраля 2013 г.
Бесподобно! Каждые 10 страниц — новый поворот, новые отгадки к загадке, заданной в начале книги.
Ни в какое сравнение с фильмом не идёт. Фильм скучен и штампован, а читать — сплошное удовольствие.