Диана Сеттерфилд «Пока течёт река»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В самую темную и длинную ночь в году, в день зимнего солнцестояния, в древний трактир «Лебедь» на берегу Темзы вваливается израненный незнакомец с мертвой девочкой на руках. Однако несколько часов спустя девочка оказывается живой. Что это — чудо? Волшебство? Или можно найти научное объяснение? И главное — кто она такая? Пропавшая два года назад дочь мистера и миссис Воган? Или, может быть, внучка фермера Роберта Армстронга, о существовании которой он узнал лишь накануне да так и не успел повидать? Ведь «Лебедь» — не просто древнейший трактир в округе; уже давно сюда приходят для того, чтобы слушать и рассказывать истории — злободневные анекдоты, или старинные предания и легенды, или волшебные сказки. Так что история таинственной девочки должна вплестись в полотно, ткущееся опытными рассказчиками уже много веков…
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Историческая проза (22 234 голоса) | |
номинант |
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2021 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Василия Дорогокупли) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Taskatch, 22 декабря 2023 г.
Как интересно мне подводятся книги. В день зимнего солнцестояния закончен роман, в котором большая часть действий разворачивается в самую длинную ночь года.
И как медленно течет река, так же медленно и размеренно приближаются одна к другой истории персонажей, повествуя нам о безысходной горечи потери, о любви, ненависти, страхах, страданиях, болезни, инвалидности и смерти. Это такое медитирующее чтение, которое позволяет вам убежать от городской суеты в отельчик на берегу реки и погрузиться в рассказы местных жителей.
А еще магия воплощения и развоплощения маленькой девочки. Полно, да есть ли она? И кто же она — Amelia, Anne, or Alice?
Атмосферно, лирично, но реально медленно, как в буддийской притче, где двадцать монахов сидели у реки и слушали её течение.
kerigma, 20 июля 2019 г.
Новый роман Сеттерфилд — в большой степени в духе предыдущего, «Тринадцатой сказки», а также — в духе всей предшестующей английской литературной традиции, ближайшим аналогом и вдохновителем и этого жанра, и этого слога я бы назвала Уилки Коллинза. Тут вам и тихая английская деревня, практически пастораль, но без вольтеровских пастушек и флейтистов, а с довольно суровым, пусть и привычным сельским бытом и простыми нравами. Тут и мистика, во всяком случае, обстоятельства, которые скорее удобнее объяснять некими таинственными мистическими причинами, чем искать им объяснение в рамках нашей скучной реальности. И семеные драмы, и даже немного детектив. Все это подано очень живо и с точки зрения разных персонажей, каждый из которых играет свою роль и смотрит под своим углом зрения (хозяйка сельской гостиницы, богатый помещик, сельская медсестра, бродяга, странствующий фотограф, молодой плут и прощелыга). Цельная картнина складывается далеко не сразу, но в этом и суть — читатель как бы собирает паззл из разных обстоятельств и разных точек зрения на эти обстоятельства, и только все вместе они образуют единую складную картину, в которой все мистические события находят свое рациональное объяснение.
Это и детектив, и не детектив. Не в классическом смысле детектив, по крайней мере — в романе нет убийства, но есть исчезновение: у некоей богатой семьи была похищена маленькая дочь. Но история разворачивается гораздо позже, спустя два года, когда при крайне таинственных обстоятельствах в соседней деревне обнаруживается маленькая девочка, очень похожая на похищенную — и поначалу никто не верит, что ребенок жив, но и впоследствии она оказывается, скажем так, странноватой. Тем не менее, в ближайшей округе находятся сразу две семьи, которые могут претендовать на найденную девочку — а поскольку ребенок не говорит и в силу возраста не способен ничего внятно объяснить, совершенно непонятно, чья же она на самом деле — или вообще ничья. Дело происходит под конец викторианской эпохи, видимо, около года 1900 и, разумеется, никаких способов установления родства, кроме внешнего сходства, еще нет.
Вокруг этого ребенка-найденыша и разворачивается основное действие романа, но это не единственная линия, а лишь центральная. Она объединяет всех действующих лиц романа, которые кто-то больше, а кто-то по касательной оказываются замешаны в историю с девочкой — хотя параллельно развиваются и их собственные истории, у кого романтичные, у кого трагичные, а у кого — просто небольшие житейские эпизоды.
Мне очень нравится у Сеттерфилд сама манера изложения, язык. Повествование какое-то очень мягкое, плавное, при том, что ни на секунду не становится скучно, напротив, объем действия на единицу текста довольно большой. У Сеттерфилд совершенно нет этой диккенсовской размазанности и ковыряния в скучных эмоциях скучных персонажей, которыми у нас теперь знаменита еще и Тартт — напротив, эмоции видно *через* действия, они проявляются в поступках, в мелких деталях диалогов. При этом образы всех героев, включая самых второстепенных, нарисованы очень отчетливо и как-то полно — что вполне можно представить себе их жизнь до, после и за рамками происходящего в романе. Если персонажи «Тринадцатой сказки» во многом одиозны и вызывают определенные сомнения своей психологической достоверностью, то в «Реке» ни один из героев не вызывает таких сомнений — и при этом все они — живые люди с характерами, а не сюжетные функции. К большой чести автора, и активный сюжет, и развитие персонажей ей удалось уложить в очень небольшой объем текста — из-за этого от романа совершенно не устаешь, и вполне возможно прочитать его за один присест, если есть время. Я сама крайне редко так делаю и вообще устаю от текстов довольно быстро, но тут и читать было легко, и очень интересно, что же будет дальше.
Отдельно скажу, что перевод Василия Дорогокупли отличный, и я ничуть не жалею, что читала не в оригинале.
spring_time, 18 августа 2023 г.
Давно хотела прочитать данную книгу, но все помня больше негативное, чем позитивное мнение о первых двух книгах Дианы Сеттерфилд чтение третьей книги как-то отложилось в долгий ящик. И зря.. Потому что именно «Пока течет река» отозвалась в моем сердце, душе и разуме. В течение всего времени чтения она не отпускала и звала к себе. Я расстраивалась, когда надо было закрывать книгу, и с нетерпением ждала окончания рабочего дня чтоб вновь ее открыть и погрузиться в этот поток.
Мне нравиться литературный слог Дианы – он богат, музыкален, его легко и приятно читать. Текст повествования легок и живой, он красочный что все сцены повествования формируются в голове, и ты становишься словно не свидетелем всего происходящего, а самым что ни на есть участником всех событий книги.
Собственно говоря, теперь про книгу. Необычным, и что ты осознаешь не сразу, является то что по факту нет главного героя в книге. В романе описаны истории и хитросплетения между героями и событиями, которые их окружают. Но как такового центрального героя не существует, что для меня в новинку. При этом все равно центральным местом является вопрос семью, добра и чести. Каждая семья совершала ошибки в молодости, и дети платили по счетам, либо оплошность и непонимание могло привести тебя к терзаниям на долгие годы. Нам показано искупление человека за свои ошибки с одной стороны, но также и плата, которую человек платит за содеянное. В жизни человека есть не только белое или черное, но все-таки много оттенков между ними. История Робина дает задуматься о наследственности характера, а не истории маугли. Хоть Робин родился и вырос в порядочной семье, вызывающей доброту и тепло, сам он пошел по стопам отца, которого никогда не знал и не видел. Но по воле случая стал таким же как отец, а не частью общества, которому он принадлежал. Жизнь маленького Бена аналогично но противоположна при жёстком отце, он добрый и храбрый малый.
Есть конечно и история любви, но при отсутствии центра в книге (словно мир не вертится вокруг одного человека, а каждый из нас герой) она не рассказана с огнем и чувствами. С первой встречи мы понимаем, что Донт и Рита будут вместе. Жаль конечно нам не рассказано их чувственный рост от знакомства к пламенной любви. Читатель все это и так понимает от слова к слову от предложения к предложению, что между ними что-то возникает. Но мы не видим самой трансформации чувств. Видимо тогда бы это был большой роман из нескольких томов. И несколько противоположная история любви Воганов, которая за роман перетерпела множество изменений. От начальной любви до жизни в негласной борьбе друг с другом и в то же время с самим собой. Но лишь преодоление невзгод дало им силы и зарождение новой жизни.
Диана поднимает также вопрос Бога, через веру Риты и Лили, но в силу сжатости романа данный вопрос только витает на поверхности и после скачка событий к другой сюжетной линии он ускользает словно вода.
Роман пронизан мистикой и тайнами, от историй про призраков до детективного повествования и все это расписано на 500 страницах.
Книга дает только маленькие ростки на вопросы, которые люди часто задают себе и над которыми размышляют в минуты единения с собой. Конечно самый жирный недостаток книги является отсутствие ответов, жизненного опыта героев и извлечение уроков. При все легкости чтения и поднятия важных вопросов, мы с героями просто помочили ножки, а дальше… Размышляйте сами в силу вашего нынешнего состояния. Поэтому я бы отнесла сейчас данный роман больше к чтению для легкого времяпрепровождения чтоб унять скуку. Прочитал и поставил на полку. Однако кроме самого романа мне интересно наблюдать как меняется автор книги, потому что третья книга уже получает от меня больший балл чем первые две и посмотрим, что же будет дальше.
Елена0208, 18 сентября 2024 г.
Ну точно по Горькому — «а был ли мальчик» (в нашем случае девочка)???
Кстати, вполне логично — если не придумывается интересное — нагони туману побольше! И призраков! Обязательно призраков!
Kovanik, 22 апреля 2020 г.
Может, я слишком многого ждала от книги после «Тринадцатой сказки», но осталась несколько разочарованной.
С одной стороны, сюжет необычный, что является главным плюсом книги. Англия времен королевы Виктории. В один из трактиров на берегу Темзы вваливается мужчина с кровавой раной вместо лица с мертвой четырехлетней девочкой на руках. Ему оказывают помощь местные жители. А девочка, признанная мертвой, оказывается живой. Говорить она не может. Кто она такая — неизвестно. И тут оказывается, что в двух семьях незадолго до этого пропали девочки такого же возраста. И обе эти семьи считают, что это их девочка.
С другой стороны, сколько же тут воды!!! Море ненужных утомляющих историй от лица совсем незначительных персонажей. Книга из-за этого кажется слишком затянутой. Еще конец показался несколько слащавым.
Если любите неспешные даже не сказки, а притчи, то вам сюда!
HelenJuly, 29 декабря 2020 г.
Темза — главный персонаж романа
Первую часть книги я задавалась вопросом — о чём же пишет писательница или о ком? Всё-таки главной героиней книги является Темза, которая соединила пары (в книге много пар; как счастливых, так и несчастных, как добрых, так и меркантильных).
В трактир «Лебедь» в один из дней принесли утопленницу, девочку четырех лет, которая оживает. Многие считают это чудом, мистикой, но на самом деле всё можно объяснить с точки зрения медицины.
Далее, многие свидетели происходящего начинают разносить слух о чудо ребёнке, и сразу же масса желающих обладать девочкой как вещью(с моей точки зрения). Не поняла всю эту массовку людей, пар — а где полиция? Даже английская церковь оказалась в стороне.
Бывает, читая книгу, тебя поглощает сюжет, развитие событий или персонажи, тут как-то всё мимо. Сопереживать не получилось, интрига всё же была — чей это ребенок, до конца надеялась на чертовщину или что-то мистическое. Если слушать книгу кусками или дозировано, то терпимо, а если от и до — тягомотина. Много описания, прилагательных, подробностей и длинных предложений с разжевыванием всего что попадается под руку.
Понравилась Рита — лекарь(медик). Только этого персонажа могу выделить. Очень любознательная натура — интересуется помимо медицины фотографией, открыта к наукам, готова каждому прийти на выручку или просто помочь тем что хорошо умеет/владеет. Понравилось её отношение к девочке — ответственность в плане здоровья и состояния ребенка, и серьезность к окружению девочки, даже появилась мысль, не оставить ли ее себе. Для меня она самая адекватная из персонажей, и ход действий Риты хоть как-то поддается логике и пониманию.
Начитан роман Павлом Конышевым — театрализованно, каждому персонажу характерная интонация дана — будь-то мальчик, будь-то владелица меблированных комнат или диалог персонажей. Очень занимательный «спектакль» получился.
Massarkasch, 25 июня 2020 г.
Замечательный девочковый роман в стиле и про времена Диккенса. Большое количество действующих лиц, переплетение судеб и событий, совпадения и случайности, пара отъявленных злодеев, которые обязательно получат по заслугам и, конечно же, счастливый конец с обязательной свадьбой. Читается легко и не скучно. Из недостатков могу отметить лишь чрезмерное идеализирование главного героя — реки. Можно подумать что некому никогда она горя не приносила...