Томас Харди «Мэр Кестербриджа»
«Мэр Кестербриджа» — один из лучших романов выдающегося писателя английского реализма Томаса Гарди (1840- 1928)
Действие романа развертывается в 20-40-х годах 19 века, в одном из юго-западных городов Англии. В основу повествования взяты действительные события и факты. Герой романа Майкл Хенчард — сельскохозяйственный рабочий, батрак, которого нужда гонит в город на заработки, где он, человек сильных страстей, испытывает развращающее влияние. Он превращается в своевластного эгоиста и честолюбца, который не только уродует жизнь окружающих, но ломает и калечит свою собственную жизнь.
Входит в:
— цикл «Романы характеров и среды»
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 | |
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- И. Гурова (2), М. Клягина-Кондратьева (6), А. Кривцова (6), Т. Кудрявцева (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sam0789, 10 апреля 2018 г.
Очень тяжело далась мне эта книга… Очень нудно и не интересно. Скучно! Хотя вроде заманчивое начало (относительно заманчивое): пьяный муж решил продать свою жену с маленьким ребенком. И ведь продал, сразу, в кабаке, за 5 гиней. Женя не возражая ушла к тому, кто её купил, это оказался моряк, и ушла с ним. Всё, раз купил – теперь она его жена, и хранить верность будет, как к настоящему мужу.
Спустя 18 лет Сьюзен (проданная жена) решает найти продавца (мужа). И ведь находит! Он после купли-продажи не далеко ушел. Стал даже мэром города! И вот они нашлись и решают снова пожениться. Забив на эту мерзкую сделку, совершенную много лет назад!
Дальше СПОЙЛЕР!!!!
Целый мексиканский сериал разворачивается: оказывается покупатель (моряк, купивший Сьюзен) инсценировал смерть. Ну как инсценировал, уехал в море, а потом прислали записку, типа он умер, дабы развязать руки Сьюзен в поисках своего продавца! Она ведь верная жена! Раз купил – жена.
Поженились значит Сьюзен и продавец. Не долго пожили вместе, умирает Сьюзен. Открывает тайну своему мужу, что дочь, которая приехала с ней, не его, а моряка. О, какую «сладкую» жизнь этот мэр устроил бедной девушке! Как он ее тиранил! А отношение?! Бедная Элизабет из кожи вон лезла, дабы угодить и не понимала, что вообще происходит с её отцом?
В итоге мэр перестал быть мэром. Потерял Сьюзен. Пока выпендривался – потерял молодую любовницу. Потерял своего помощника! Потерял Элизабет. Правда, когда потерял Элизабет, начал сокрушаться какой он сякой, что так плохо обращался с ней! И что дай она ему шанс – он всё исправит и будет любимым папой!
Мой итог – бред. Дочитала только потому, что не умею закрывать нудные книги.
Линдабрида, 13 августа 2017 г.
Господи, какая густая концентрация эгоистов! Любят и ненавидят, плетут интриги и следуют принципам — но никогда, ни на секунду не задумываются о ком-то, кроме самих себя. Все — и недалекая интриганка Люсетта, и милая Элизабет-Джейн, и обаятельный Фарфрэ, и сам мистер Хенчард — мэр Кестербриджа. Последнего все же жаль. Ведь он, в сущности, совсем неплохой человек, несмотря на свой бурный вспыльчивый нрав.
Рама вполне отвечает характеру изображенных людей. Городок Кестербридж на первый взгляд кажется идиллией. Английская литература XIX века просто обожает уводить читателей подальше от больших городов и победной поступи Прогресса. Вот и у Гарди из-под пера выходит сонный городок — органическая часть окружающего его зеленого мира. Потрясения и даже просто перемены покамест милуют старозаветных обитателей Кестербриджа: ускоряющийся темп развития Англии совершенно не затрагивает тихий уголок, так что механическая сеялка — невиданное и подозрительное диво, а вообще-то сеять можно и из лукошка.
Но если присмотреться, можно увидеть в Кестербридже не столь обаятельно-патриархальную сторону. Были здесь и бунты (пусть и давно, должно быть, «при римлянах»), и о публичных казнях еще не успели забыть. А какой славный старинный обычай — не правда ли? — провезти по улицам чучело женщины, ославив ее на весь город! Старожилы вообще убеждены, что городок проклят. Наверное, так и есть, если считать проклятием нетерпимость и жестокость. Горе женщине, если она в чем-то оступилась! Горе мужчине, если ему не повезло в делах! Упавшего подтолкнут — даже добродетельная Элизабет-Джейн, даже добродушный Фарфрэ! — и не простят ему никогда, до смерти и после смерти.
Шербетун, 20 июля 2015 г.
«Мир — это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У.Теккерей)
Герой романа обречён испытывать муки совести, вечно видя собственное отражение, застывшее в момент совершения им неблаговидных поступков. Такова история «человека с характером» — мэра Кэстербриджа. Из-за своих ошибок, совершенных под влиянием жесткого нрава, гнева, обиды, он теряет все и гибнет; его уже давно изгрызла совесть, в некотором роде Хенчард искупил свой первый проступок, но очередной порыв толкает его к свершению новых. Ему, как и другим героям романа, ищущим свою дорогу в жизни, все же приходится расплачиваться за содеянное, и неважно, какой будет эта плата — соблюдением обета воздержания, исстрадавшейся озлобленной душой или ставшей желанной смертью.
Роман «Мэр Кэстребриджа» — вечная человеческая история, которая никогда не утратит актуальности, потому что никогда человек не сможет быть безгрешным и все равно будет совершать ошибки и необдуманные поступки, способные поломать ему и окружающим жизнь. Роман о том, что у всего есть своя цена, о том, что каждому воздастся по поступкам его, даже если неприглядные деяния были совершены лишь раз и, казалось бы, давно забыты, а оступившийся уже раскаялся, – отдача все равно настигнет его однажды. Эта поучительная социальная драма повествует о судьбе, расставляющей коварные ловушки, из которых невозможно выбраться.
Великолепное классическое произведение, насыщенное, захватывающее своей драматичностью и жизненностью, очаровывает атмосферой старой Англии. Действие происходит вдали от шумных городов в мире патриархального сельского уклада. Картинки из жизни фермеров и торговцев, описание ярмарки, провинциального городка, «плевательницы великанов», народных гуляний, «высокого дома» не оставляют равнодушными. В героях уживаются достоинства и недостатки, они живут, любят, интригуют, ненавидят и борются за счастье. Несмотря на общий пессимистичный фон повествования, лучик надежды все же пробивается через завесу безысходности, и счастье служит наградой для достойных.